Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОГС
статья

Ушакова юлия Александровна

Данная статья посвещена определению системы оценки  и целесообразности перехода на 10-бальную системув в условиях реализации ФГОС.

В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире. Одно из нововведений -динамическое оценивание. Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а на прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. И это мотивирует.

Динамическое оценивание соответствует целям ФГОС. Можно выделить следующие уровни развития предложенные доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики МГОУ Симоновым  В.П.:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_nov.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к формированию критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В соответствии с ними система оценки должна:

  1. фиксировать одну из целей оценочной деятельности: ориентировать на достижение результата:
  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
  1. фиксировать процедуры, критерии, формы представления и инструменты оценки её результатов;
  2. фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Вместо оценивания только предметных результатов система оценки теперь направлена на оценку достижений обучающимися всех планируемых результатов, оцениваются разные направления деятельности учеников их  готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: коммуникативных и информационных умений, системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности.[1]

Новые формы и методы оценки

Прежде всего, изменяется инструментарий – формы и методы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

По ФГОС вводится диагностика результатов личностного развития. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы основного общего образования, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.[2]

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

  1. создание инфографики (визуализация полученных данных или идей по заданному образцу),
  2. целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
  3. результаты исследовательских проектов,
  4. самооценка ученика по определенным формам (лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  5. результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы остаётся так называемая «пятибалльная» система, но предлагается принципиальное переосмысление, по сути, изменение традиционной оценочно-отметочной шкалы. Если ранее эта шкала оценивания была построена по принципу «вычитания» (решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!») подобный подход ориентировал на поиск неудачи, отрицательно сказывался на мотивации ученика, его личностной самооценке), то теперь вместо этого предлагается переосмысление шкалы по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оцениваются как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире. Одно из нововведений -динамическое оценивание. Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а на прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. И это мотивирует. [3]

Динамическое оценивание соответствует целям ФГОС. Можно выделить следующие уровни развития предложенные доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики МГОУ Симоновым  В.П.:

1 уровень. Различение, распознавание (уровень знакомства)

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку, переписывал с доски и т.п.Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

2 уровень. Запоминание (неосознанное воспроизведение)

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако затрудняется что-либо объяснить

3 уровень. Понимание (осознанное воспроизведение)

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п.

4 уровень. Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень)

Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях. Демонстрирует полное понимание сути изложенной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

5 уровень. Перенос (творческий уровень)

Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.

 При такой интерпретации пятибалльной системы  оценивания мы сможем говорить о формирование мотивации к учебной деятельности, мотивации достижения результата.

1.Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. Учебно-справочное пособие. - 2-е изд., испр. и дополнен. М., «Граф-Пресс», 2002., 4,5 п.л. (соавтор - Черненко Е.Г.) (10 стр.)

2.Примерная основная образовательная программа программа образовательного учреждения.Начальная школа / [сост.Е.С.Симонов].-М.: Просвещение, 2010.-191 с.-(Стандарты второго поколения). (5 стр)

3. http://iok.rcokoit.ru/publication.htm?pub=11

4. http://mgou.ru/index.php/203-uncategorised/2455-2011-06-09-11-21-55 


[1] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования

[2] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования

[3] http://iok.rcokoit.ru/publication.htm?pub=11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатац

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы»...

Использование тестовой программы SunRav для оценки качества знаний студентов педагогического колледжа по английскому языку.

Педагогический контроль знаний учащихся является важнейшим компонентом педагогической системы, частью учебного процесса и одним из основных элементов оценки качества образования. Он позволяет выявить ...

ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования. Анализ результатов ВПР»

Всероссийские проверочные работы планируется использовать в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образо...

Внутренняя система оценки качества образования

Цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», еѐ организационную и функциональную структуру...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ WSR КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО

Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, о...

Портфолио обучающегося в системе оценки качества дополнительного образования

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно...