План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс
план-конспект урока

Порфирьева Любовь Вениаминовна

План-конспект урока русского  языка с использованием современных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Правописание личных окончаний глаголов» 5 класс

Цели урока:  Совершенствовать навыки  правильного употребления глаголов и написания их безударных окончаний, определяя спряжение; повторение правописаний глаголов 2 лица, сведений об антонимах

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся научатся применять правило правописания безударных личных окончаний глаголов; определять спряжение глаголов; объяснять языковые явления, развивать навыки работы с текстами

Извлекать фактуальную информацию из текстов; создавать устный и письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников

Стремление  к совершенствованию собственной речи, устной и письменной; развитие чувства самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе


Предполагаемые результаты:

Регулятивные УУД: Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы коллектива 

Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

Коммуникативные УУД: умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ход урока.

План урока:

Этап урока

Время

1.Приветствие. Орг. момент

1 мин

2. Открытие  темы и цели урока. Составление кластера.

7 мин

3. Повторение изученного материала

4 мин

4. Разъяснение сформулированной  темы

1 мин

5. Разработка алгоритма действий

8 мин

6. Первичное закрепление материала

7. Из истории исключений; освоение исключений

19 мин

8. Закрепление в процессе групповой, парной работы.

9 Составление ??? Творческая работа.

7. Подведение итогов

4 мин

8. Объяснение д/з. Напишите небольшой рассказ, включая исключения.

1 мин

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе проведём урок!

Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.

- Представьте, что вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. И мы с вами будем решать очень серьезные лингвистические проблемы. Готовы?

- Обратите внимание на этот рисунок. Как вы думаете, какое он имеет отношение к русскому языку?

- Какое понятие можно так представить? (О какой части речи я хотела вам сказать при помощи рисунка?) (О глаголе)

- Правильно. А это дядюшка Глагол. Он делает так много и сразу, что кажется у него несколько рук и ног. Вот как сказал о глаголе русского писателя А. Югова.

 «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» - это слова русского писателя А. Югова. И слова этой части речи самые распространенные после существительных.

- Давайте напишем о действиях, которые он выполняет:

идет, смотрит, читает, несет, скользит,  держит, играет, ходит, улыбается.   (Кластер)

 Что общего между перечисленными глаголами: они отвечают на один и тот же вопрос – что делает?  

Обозначают действие

настоящего времени, вида

А что вы можете сказать о форме этих глаголов?

Расскажите о глаголе по опорной схеме  на слайде???????????????

http://festival.1september.ru/articles/419191/img5.jpg

А что их отличает? А на какие 2 группы мы можем их распределить ? по окончанию?

С окончанием ЕТ и ИТ?

А что вы можете сказать видах окончаний глаголов?

1 – 2 спряжение.

Внимание! СОС! В городе Глагольске перемешались окончания! Надо срочно помочь его жителям наладить порядок! (Магниты. 1ученик  работает у доски)

Кто сумеет привести в порядок! Их надо знать! (восстанавливается порядок)

На какие 2 группы разделены эти окончания?  Что вы заметили? С гласными Е  и И.

Как называются эти окончания? Личные. Что это значит?

Известно, что существуют 1-е и 2-е спряжения, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению, какие к 1-му?

Считалочка-помогалочка. Способ этот очень прост – посмотри скорей на “хвост”.

- Работа с учебником, § 18, таблица окончаний глаголов.

http://festival.1september.ru/articles/419191/img6.jpg

http://festival.1september.ru/articles/419191/img3.jpghttp://festival.1september.ru/articles/419191/img4.jpg

Основной вопрос: зачем нам все это знать? Чтобы это узнать, мы поделимся

Деление рядов на группы: ЛАБОРАТОРИЯ 1 СПРЯЖЕНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ 2 СПРЯЖЕНИЯ

ЭКСПЕРТЫ, ЗНАТОКИ – будут оценивать работу лабораторий.

Запись темы урока.

А еще на какие две группы можно поделить окончания глаголов на доске? (ударные и безударные)

А как  вы думаете, в каком столбце  глаголы создают нам больше проблем в написании?

Ведь в безударной позиции  гласная в окончании произносится нечетко!  Есть опасность ошибиться?

А как же нам быть в этом случае?

Выбрать гласные букву можно,  зная спряжение.

Основной ответ: безударные личные окончания глагола зависят от того, к какому спряжению относится глагол.

Ребята, по электронной почте в институт грамматики  пришло письмо. (Работают эксперты)

В первом спряжении

Пишат, поют,

Пашат поля и железо куют,

А во втором никогда не грустют,

Мчатся в музеи,  в школу спешут.

И эти спряжения  дружно живут!

ЭКСПЕРТЫ ИЩУТ ОШИБКИ.

Почему ошибки! Окончания безударные? Что делать? Кто приходит к нам на помощь?

Неопределенная форма ПРОГОВАРИВАЕМ ПРАВИЛО! (Обязательно разграничить понятия “окончание глагола в неопр. форме” и “оканчивается на ...”. Можно не вводить понятие “суффикс основы”, но знать, что суффикс неопределенной формы -тъ (-ти) или -чь, обязательно.)

Работа в тетради. Исправление ошибок.

1 пример!!! С обозначением.

И мы должны жить в согласии с безударными окончаниями.

Запись даты, темы урока.

А для чего надо об этом знать? Чтобы правильно писать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКАЮ Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь?                                - Вот так! (Дети       поднимают большой палец)

-Как идёшь?                                 - Вот так!    (Шаги на месте и т.д.)

 -Как летишь?                                 - Вот так!

-Как плывёшь?                                  - Вот так!

-Как сидишь?                                - Вот так!

-назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке. УСТНО!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Повторение шь?

Трудно определить гласную? Нет?  СПРЯЖЕНИЕ? Нет?

А здесь?          Работа лабораторий.

1 Укрепля…шь здоровье

2 Готов..шься к работе

 Э Выраст…шь умным – простой способ определить спряжение?  Вылетит, выберет

Вид…шь ошибки -???? Исключение.

СТИХОТВОРЕНИЕ вместе наизусть читаем  Слайд

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.).

                Кроме этого, в каждом из спряжений есть свои исключения: 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ) относятся ко II спряжению. Четыре глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ, ЗЫБИТЬСЯ относятся к I спряжению.                                        

         СЛАЙД  Это произошло потому,  что в  древнерусском языке глаголы делились на  5 классов. К четвертому классу относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и

йот на -а. Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

Например:

обид-ти – обидиши;

вид-ти – видиши;

слыша-ти – слышиши.

Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Переписываем. Эксперты

Синтаксический разбор. Повторение антонимов.

Человек от лени  боле_т, от труда зд..рове_т. Труд кормит , а лень портит.

Этимология слова «Человек». Антонимы.

Эксперты: Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.

Как это нам пригодиться в жизни?

4. Составление алгоритма.     ПАМЯТКА. (слайд8) – сделать!!!!

- Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.

- Каждому из вас я приготовила памятку, которую вы сейчас   держите перед глазами,  а  дома сможете повторить.

Заседание продолжается.? Ну , ученые умы, насколко вы крепки.Правильно ли суждение?

Глаголы налить, забить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс – и -.

Одна вам небольшая задачка Какую букву  вставите в слове  БУД…Т?

Практическое закрепление материала

2. Работа в парах.

Учащиеся подбирают подходящие для совместной деятельности глаголы.

  2.  В паре.    - У вас на парте табличка.

Подберите соответствующие профессиям глаголы. 1 ряд  -1 спр.; 3 ряд – 2 спряжение.

 2 ряд -

Профессия будущего

Новый глагол

нанодоктор

хирург по расширению памяти

специалист по исправлению климата

виртуальный юрист

брокер времени

Профессия

Глагол первого спряжения

строитель

учитель

инженер

водитель

врач

Что вы знаете о профессии инженера?

Может несуществующие профессии: нанодоктор, хирург по расширению памяти, специалист по исправлению климата, виртуальный юрист, менеджер аватаров ,брокер времени, уборщик лишних данных

(Из презентации)

Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

 Рабочие руки не знают скуки.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
- Какая тема объединяет все эти пословицы? Чему они учат?

Учитель: Ребята, наше заседание подошло  к концу. Какую важную проблему мы решали?
Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

  1. Выполнить упражнение.
  2. Составить текст с включением сисключений.
  3. Дописать новые профессии будущего  и придумать новые глаголы.
  4. До новых встреч!  

 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

План-конспект современного урока по физике 10 класс

Тема: Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный....

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».

Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....

План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"

Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...

План-конспект открытого урока по родному языку во 2 классе на тему: «Имя прилагательное».

Дарсны темасы: Сыпатлыкъ.Къургъан: Абдурахманова Асият Абдулхаликовна.Дарсны мурады:1. Яшлагъа янгы теманы англатыв.2. «Сыпатлыкъ» деген белюкден яшланы билимлерин тергемек.3. Гьар тюрлю о...

План - конспект открытого урока в 9 классе. «Изготовление сувенирных столярных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий и виды художественной резьбы по дереву. Декорирование разделочных досок»

План урока Предмет : Профильный труд «Столярное дело» – 9 классТема: Изготовление сувенирных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий. Виды ...