План-конспект современного урока по физике 10 класс
план-конспект урока по теме

Ростовская Татьяна Алексеевна

Тема: Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Молекулярная физика 10 класс                                        ГАОУ СПО «БМК» Ростовская Т.А.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: "ИЗОПРОЦЕССЫ: ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ, ИЗОБАРНЫЙ И ИЗОХОРНЫЙ"
Цель урока:
 выяснение условий выполнения изопроцессов; выяснение теоретической зависимости трех макроскопических параметров; практическое доказательство этих параметров.

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: 

  1. Диагностика знаний учащихся по темам:
    “Основы молекулярно-кинетической теории”,
    “Основное уравнение молекулярно-кинетической теории”
    “Уравнение состояния идеального газа”.
  2. Коррекция теоретических знаний по данным темам.
  3. Теоретическое подтверждение изопроцессов.
  4. Виртуальное подтверждение закона  «Гей-Люссака»
  5. Обобщение и подтверждение зависимости макроскопических параметров.

2. Воспитательная: 

  1. Воспитать нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
  2. Воспитать потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностной ориентация, научное мировоззрение на строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности 

3. Развивающая: 

  1. развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой области.
  2. Развитие способности к анализу,  способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, уметь выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Занятие проходит в компьютерном классе. 

Оборудование к уроку:

ТСО: ПК, проектор, экран; тесты и виртуальная лабораторная работа на компьютерах, видеофильмы и презентация.

Ход урока:

1. Организация урока – 1 мин.

2. Постановка цели и задач урока - 2 мин.

3. Мотивация мысленной деятельности учащихся - 10 мин.

4. Объяснение нового материала -15 мин.

  1. изотермический процесс (закон Бойля-Мариотта)
  2. изобарный процесс (закон Гей-Люссака)
  3. изохорный процесс (закон Шарля).

5. Опытная проверка газового закона. Виртуальная лабораторная работа  – 10 мин.

6. Обобщение полученных знаний – 6 мин.

7. Задание на дом -1 мин.

Этапы  урока

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Формулировка темы и постановка цели урока.
  3.  Диагностика знаний учащихся по уже изученным темам. 10 учащихся индивидуально отвечают на компьютере – тесты, с остальными учащимися проводится фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Перечислите основные положения МКТ.
  2. Дайте определение относительной молекулярной массы.
  3. Что такое количество вещества?
  4. Что такое молярная масса?
  5. Какое движение называют броуновским?
  6. Какой газ называют
  7. МКТ?
  8. Дайте определение и приведите примеры макроскопических параметров.
  9. Запишите основное уравнение МКТ. Чем оно замечательно?
  10. Что такое температура? В каких единицах она измеряется?
  11. Какое состояние системы называют тепловым равновесием?
  12. Средняя кинетическая энергия молекул.
  13. Средняя квадратичная скорость молекул.
  14. Уравнение Клапейрона – Менделеева. Уравнение состояния.

  1. Объяснение нового материала: к каждому  газовому закону подготовлен видеофильм с демонстрацией опыта, презентация на изопроцессы, виртуальная лабораторная работа «Закон Гей-Люссака»

Изопроцессы - процессы изменения состояния газов так, что один из трех макроскопических параметров (объем, давление, температура) остается постоянным, а два других параметра при этом изменяются.

а) Изотермический процесс- процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре (m=const, T=const). Из уравнения Менделеева-Клайперона следует закон Бойля-Мариотта PV=CONST=m/V*RT. Это означает, что произведение начального давления Р1 на его первоначальный объем равно произведению этих параметров P2*V2 в произвольной момент времени P1*V1=P2*V2или P1/P2=V2/V1 следовательно Р ~ 1/V график- гипербола, название - изотерма. (Слайды из презентации, видеофрагмент).

б)Изобарный процесс - процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянном давлении (m=const, P=const).Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Гей-Люссака. V/T=const=mR/MP-это означает, что отношение первоначального объема газа к его температуре Т1 равно отношению этих параметров V2/T2 в произвольный момент времени. V1/T1=V2/T2 или V1*T2=V2*T1 следует V~T.

График - прямая, название - изобара. (Слайды из презентации, видеофрагмент).

в) Изохорный процесс - процесс изменения состояния определенной массы при постоянном объеме(m=CONST, V= CONST). Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Шарля Р/Т=const=mR/MV - это означает, что отношение первоначального давления газа Р1 к его температуре равно отношению этих параметров Р2, Т2- в произвольный момент времени Р1122 или Р1221 следует Р~Т. График - прямая, название- изохора. (Слайды из презентации, видеофрагмент).

  1. Выполнение лабораторной работы «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Форма организации - парная.

На рабочем столе ПК находятся оборудование и средства измерения: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд (слева), стакан с водой комнатной температуры (справа), пластилин, термометр, линейка, спиртовка. Термометр в исходном состоянии показывает температуру окружающего воздуха. Записывают его показания и  заносят в таблицу, имеющуюся в данной работе. Эксперимент проводится следующим образом. Помещают термометр в цилиндрический сосуд для измерения температуры воды t1. Затем подогревают цилиндрический сосуд с помощью спиртовки, поместив спиртовку под цилиндрический сосуд. После нагревания воды до нужной температуры спиртовку возвращают на место. Результаты измерения температуры воды t1 заносят в таблицу, а термометр возвращают на место. Измеряют с помощью линейки длину l1 стеклянной трубки и после помещения результата измерения в таблицу помещают ее, открытым концом вверх, в цилиндрический сосуд с горячей водой и закрывают пластилином верхний открытый конец трубки. Затем вынимают трубку из сосуда с горячей водой и замазанным пластилином концом, помещают ее в стакан с водой комнатной температуры. После этого снимают под водой пластилин  и ждут, пока воздух в трубке охладится до комнатной температуры. Когда уровни воды в трубке и стакане выровняются, измеряют длину l2 воздушного столба в трубке и результаты измерения заносят в таблицу. Проведя несколько экспериментов, учащиеся приходят к выводу, что V11=V22= … =Vnn и убеждаются в справедливости закона Гей-Люссака.

  1. Обобщение новых знаний.

 Рефлексия:

  1. Что называют изопроцессами?
  2. Изотермический, изобарический, изохорный процессы.
  3. Газовые законы.
  4. Графики в различных координатах.

  1. Информация о домашнем задании. Учитель задает домашнее задание для всех учащихся - выучить § по изученной теме в учебнике. Для желающих - написать сообщения о жизнедеятельности ученых, имена которых прозвучали на данном уроке (использовать интернет-ресурсы).

Учитель благодарит всех за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему: «Правовое государство: история и современность»

Дисциплины:«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В. Тема: «Правовое государство: история и современность»Тип урока: повторение и систематизация зна...

План-конспект урока по физике. Конкурс Преподаватель Года 2017.

Представлен план-конспект урока и презентация, которые я разработал для конкурса Преподаватель Года!...

План - конспект внеклассного мероприятия (урок мужества) Тема: «Урок Победы»

         Пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фр...

Универсальный план-конспект по английскому языку в 3 классе

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТВ 3 «А» КЛАССЕ МБОУ СОШ № 39Тип урока – открытие нового знанияУчебник – учебник «Английский язык» (УМК «Brilliant English&r...

План-конспект по родному(татарский) языку, 4 класс (русская группа) , "Уйный башлады төзелмәсе"

План-конспекта по родному (татарскому) языку по теме "Уйный башлады". 4 класс, русская группа...

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....