Психолого-педагогическое сопровождение студентов педаго-гического колледжа в условиях дистанционного образования
статья

Кривошапкина Саргылана Владимировна

Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного  образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа в условиях дистанционного образования

Автор: педагог-психолог ГАПОУ РС(Я)

«ЯПК им С.Ф.Гоголева» Кривошапкина С.В.

Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного  образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.

Сегодня, как никогда прежде, образование должно стать гибким, способным к быстрой адаптации в новых условиях жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, Система профессионального образования претерпевает в наши дни кардинальные изменения, а именно требуется новый уровень качества образования обучающихся, обновляется содержание компетенций, внедряются инновационные технологии в процесс обучения.

Современная система образования стремится к непрерывности образования, что привело к созданию новой формы педагогической деятельности – дистанционному обучению. На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования обучение с использованием дистанционных технологий переживает этап своего развития. В связи с переходом на дистанционное обучение нами проведены исследования среди студентов «Якутского педагогического колледжа им С.Ф. Гоголева», онлайн анкетирование  в виде опроса.

Целью данного исследования стало выявление проблем, с которыми, сталкиваются наши студенты во время дистанционного обучения.

Анкетирование проводилось путем распространения ссылки на google платформы. Всего участвовало 273 студента (1и 2 курсы). Дата проведения: с 9.04.20 по 18.04.20.

По результатам у большинства студентов колледжа 57,5% никаких проблем в связи с переходом на дистанционное обучение не обнаружилось, 16,5% - жаловались на отсутствие интернета, 26% - на отсутствие условий (нет ноутбуков, рабочего места в доме).

За период дистанционного обучения выяснились мотивационные проблемы у 9,9% студентов колледжа, у 65,9% высокая степень самоорганизации и мотивации,  у 24,2% средняя степень мотивации и самоорганизации.

Как мы видим  дистанционное обучение невозможно без учета следующих условий: у студентов, обучающихся дистанционно, должна быть современная компьютерная база с доступом Интернета, это необходимость постоянного доступа к источникам информации, к сожалению, есть студенты, у которых нет выхода в интернет и соответствующих условий для обучения. Вторым условием дистанционного обучения обучение с применением дистанционных образовательных технологий подразумевает наличие у всех студентов повышенного уровня мотивации и стремления к самостоятельному повышению уровня профессиональной компетенции, так как дистанционное обучение базируется на самодисциплине студента, его самостоятельности и сознательности

Следовательно, основной целью психолого-педагогического сопровождения развития студентов –  является создание благоприятного психологического климата в условиях дистанционного образовательного пространства колледжа и повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов колледжа должно видоизмениться. А именно создать социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося в дистанционной образовательной среде (таблица №1). Делать основной упор на мотивационную сторону, так как важными фактором успешного педагогического процесса являются такие аспекты личности, как обучаемость и мотивация учебной деятельности.

Таблица №1 Примерная схема содержание психолого-педагогического сопровождения студентов.

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап адаптации (1 курсы)

Результат сопровождения

мотивационный компонент

когнитивный компонент

рефлексивный компонент

Определение личностного смысла выбранного направления образования, сущности и социальной значимости будущей сферы деятельности

Неделя первокурсника, включающая мероприятия по адаптации студентов к новой социальной среде, новому статусу, новым условиям обучения. Тьюторские часы ( в онлайн формате)

Изучение личных дел первокурсников, анкетирование на предмет установления мотивов поступления в колледж, ожидаемых результатов, потребностей и желаний самореализации в процессе обучения

Разработка планов, программ (при необходимости), выявление студентов «Группы риска», студентов находящихся в «социально опасном положении», попавших в «трудную жизненную ситуацию»

Адаптация к дистанционному образовательному процессу. Акцент на самодисциплине, сознательность и самостоятельность студента.

 

Инструментарий для диагностики:

  • Онлайн - анкета для знакомства (первокурсники).
  • Онлайн – анкетирование для студентов «самодиагностика психоэмоционального состояния».
  • Уровень мотивации и адаптации (онлайн).
  • Онлайн - анкета «Стресс» (перед сдачей экзаменов).
  • СПТ

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап освоения профессии (2 курсы)

Результат сопровождения

мотивационный компонент

когнитивный компонент

рефлексивный компонент

Развитие готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего будущего.

Тьюторские часы, тренинги по запросам. (в онлайн формате)

Изучение ценностного отношения к выбранной специальности, отношения в группе.

Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 1 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на второй и последующие курсы.

Личностное и интеллектуаль-ное развитие, самообразова-ние, оптимистичес-кая социальная позиция студента.

Инструментарий для диагностики:

  • Онлайн – анкетирование для студентов «самодиагностика психоэмоционального состояния».
  • Общеучебные умения и навыки (онлайн)
  • Ценностные ориентации (онлайн)
  • Отношение к ЗОЖ (онлайн)

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап индивидуализации (3 курсы)

Результат сопровождения

мотивационный компонент

когнитивный компонент

рефлексивный компонент

Формирование готовности принимать решение о продолжении образования или трудоустройстве, формируются навыки поведения на рынке труда.

Тьюторские часы, тренинги по запросам. (онлайн)

Диагностика готовности студентов к педагогической деятельности.

Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 2 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на третий  и последующие курсы.

Готовность к профессиональной деятельности. Успешное трудоустройство выпускников колледжа.

Инструментарий для диагностики:

  • «Якоря карьеры»
  • ЭФФЕКТОН +
  • Онлайн - тест на выявление творческого потенциала (М.В. Зюзько.)
  • Самооценка компетенций выпускника педагогического колледжа (онлайн)  

Литература

  1. «Педагогика профессионального образования» под ред. В. А. Сластенина, М., Academa, 2004
  2. «Психология. Словарь» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, М., Издательство политической литературы, 1990
  3. Интернет-ресурс: Шилова Л.И. Дистанционное обучение – проблемы и перспективы развития в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. http://www.relarn.ru/conf/section4/4_29.html (дата обращения 21.05.2018)
  4. Волов В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр, 2000. – 137 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения

Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...

Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа

Статья. Тема: Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа. ...

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья

Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улу...

Участие в вебинаре "Упрощение и автоматизация работы преподавателя в условиях дистанционного образования"

Участие в вебинаре "Упрощение и автоматизация работы преподавателя в условиях дистанционного образования"...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения п...

Рабочая программа ДОУ Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования»

Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями....

ФУНКЦИИ КУРАТОРА ГРУППЫ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья в вестнике Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество...