Применение методов интерактивного обучения для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Фармация»
статья

Тейге Светлана Владимировна

Статья о актуализации применения интерактивных методов обучения в учебном процессе  при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 33.02.01. "Фармация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs-statya_teyge_svetlana_vladimirovna.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тейге Светлана Владимировна

преподаватель лекарствоведения,

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2»

Люберецкий филиал

г. Люберцы

Применение методов интерактивного обучения для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Фармация»

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на основе компетентностного подхода как никогда актуализирует применение интерактивных методов обучения в учебном процессе.

Ориентация на компетентностный подход в процессе обучения предусматривает широкое использование интерактивных форм проведения занятий. Внедрение интерактивных методов направлено на совершенствование форм и методов, а также содержание учебного процесса. В процессе применения интерактивного обучения осуществляется активная стимуляция познавательной деятельности студентов. Что, в конечном итоге, приводит к глубокому усвоению изучаемого материала и способствует решению комплексных задач в профессиональной деятельности.

«Интерактивный» от английского interact, inter – взаимный, act – действовать, означает имеющий способность взаимодействовать в контакте и находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. [4, с.30] Из данного определения становится возможным сделать вывод о необходимости ведения открытого диалога и активного взаимодействия между преподавателем и студентом. Важно понимать, что в обмен информацией в обязательном порядке должны быть включены все студенты учебной группы. Совместное решение проблем, моделирование ситуаций, обмен информацией и мнениями, погружение в деловую атмосферу помогает решить основные задачи компетентностного подхода к процессу обучения. Интерактивная форма проведения занятий определяет комфортную атмосферу учебного процесса и способствует возникновению у студентов чувства интеллектуальной состоятельности и успешности, что ведет к повышению продуктивности образовательного процесса.

Основной платформой для применения интерактивных технологий в процессе обучения служат практические занятия. В процессе практических занятий по лекарствоведению происходит закрепление, углубление и расширение знаний и умений в рамках профессиональных компетенций по специальности «Фармация». Для полноценного осуществления учебного процесса был разработан учебно-методический комплекс дисциплины МДК 01.01. «Лекарствоведение», включающий рабочую программу дисциплины, календарно-тематический план, технологические карты занятий, конспекты лекций, методические рекомендации для проведения практических занятий, методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы, комплекты контрольно-оценочных средств.

В рамках МДК 01.01. «Лекарствоведение» были сформулированы и успешно применяются основные правила и принципы интерактивного обучения:

  1. создание комфортной и доверительной обстановки в коллективе;
  2. психологическая подготовка к осуществлению интеллектуальной деятельности, а которая осуществляется посредством разминки с возможностью высказаться в рамках заданной темы;
  3. разбивка студентов на малые группы основываясь на добровольности выбора или исходя из возможностей конкретного студента и уровня его ближнего развития;
  4. включение в образовательную деятельность абсолютно всех участников с учетом ведущей и направляющей роли преподавателя;
  5. определение основных дискуссионных правил – очередность высказываний и взаимоуважение.

Формирование общих и профессиональных компетенций в рамках интерактивной технологии обучения осуществляется:

  1. на практических занятиях;
  2. при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы;
  3. при проведении студенческих круглых столов и конференций;
  4. при проведении внутриколледжных мероприятий по МДК 01.01 «Лекарствоведение»: «Неделя лекарствоведения» и «Неделя фармакологии», КВН по фармакологии и «Конкурса профессионального мастерства среди фармацевтов»;
  5. при посещении специализированных выставок и конгрессов: «Аптека» и «Человек и лекарство»;
  6. в процессе тематических экскурсий в Ботанический сад, «Аптекарский огород» и Оранжереи «Царицыно».

Применение интерактивных технологий в различных видах учебных занятий стимулирует студента и побуждает его к более активному подходу к обучению, усиливает мотивацию и дает более прочные знания, формирует активную познавательную позицию, обеспечивает самореализацию, формирует профессиональные навыки и умения, развивает творческую фантазию и командный дух.

Практическое занятие предназначено для постановки проблем, развития проблемных ситуаций и их разрешения в ходе дискуссии между студентами под руководством преподавателя. Новое знание, пройдя через мотивацию и ознакомление на лекции, на практическом занятии закономерно и обоснованно вступает в этап речевого оформления.  

На практических занятиях происходит закрепление первичных знаний. Исходя из принципов интерактивного обучения в процессе проведения практического занятия выделяют основные этапы:

  • определение темы занятия;
  • разминка по теме занятия, заключающаяся в формулировании ответов на вопросы по теме занятия, составленные в логической последовательности раскручивания «тематически-логического веретена знаний»;
  • разбивка учебного коллектива на творческие группы;
  • решение в группах поставленных задач и выполнение устных и письменных (по методической разработке практических занятий) инструкций преподавателя;
  • активное обсуждение, в форме открытой дискуссии, результатов познавательной деятельности;
  • моделирование различных профессиональных ситуаций (деловая игра) и поиск оптимального решения;
  • контроль результатов обучения в виде выполнения тестовых заданий разного уровня сложности в соответствии с добровольным выбором и общим уровнем обучающегося.

В процессе практического занятия педагог устанавливает взаимодействие в коллективе, побуждает осуществлять самостоятельный поиск данных и оформление их в виде таблиц и схем, координирует выполнение заданий и осуществляет контроль результатов. В процессе занятия возможно использование визуального ряда с целью быстрого и глубокого погружения в тему занятия. Визуализация учебного материала позволяет поддерживать интерес к теме занятия и активность студентов на всем протяжении занятия.

Для более полного погружения в материал дисциплины, расширения знаний по теме и формирования навыков самостоятельного умственного труда, студентам предлагается заполнять фармакологический и фармакогностический дневники после соответствующего лекционного (теоретического) занятия. Данный вид деятельности выполняется в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. Предполагается активное использование студентами информационно-коммуникационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы являются обязательным элементом процесса изучения и знакомства с материалом. Позволяют получить более полную информацию по заданной проблеме.

С целью поддержания интереса к изучаемому материалу среди студентов используются различные формы проведения учебных занятий, требующие дополнительной подготовки и со стороны преподавателя, и со стороны студентов. Мы активно практикуем проведение студенческих конференций, круглых столов, профессиональных конкурсов, крупных внутриколледжных мероприятий с вовлечением нескольких студенческих групп: «Неделя фармакологии» и «Неделя лекарствоведения». Данные мероприятия позволяют студентам реализовывать себя, раскрывать свою личность, развивать и применять творческие способности, ориентируют на речевую деятельность, прививают культуру коллективного труда, формируют продуктивную деятельность по освоению нового материала.

Большое значение в освоении общих и профессиональных компетенций отводится на внеурочные мероприятия и проведение выездных уроков и экскурсий. Экскурсии – это активный познавательный процесс по расширению кругозора по изучаемой дисциплине. Благодаря проведению экскурсий и посещению профессиональных выставок и конгрессов становится возможным выявление интересов и склонностей обучающихся, создаются условия для индивидуального развития, формируется система знаний и умений, развивается опыт неформального общения и взаимодействия в коллективе, расширяются рамки социума.

Наш опыт использования различных интерактивных форм обучения дает несомненные положительные результаты и позволяет сформулировать выводы:

  1. Применение интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению знаний и умений, обеспечивает положительную мотивацию при обучении и активизирует познавательный процесс.
  2. Использование интерактивных технологий позволяет вовлечь в образовательный процесс каждого студента без исключений, предоставляет платформу для развития самостоятельности, инициативности и самовыражения.
  3. В конечном итоге, применение интерактивных технологий, максимально полно позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции специалистов в рамках ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация.

Список литературы

  1. Базилевич С.В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий / С.В. Базилевич и др. // Наука Красноярья. – 2012. – № 4. – С. 103 – 113.
  2. Бордовской Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, аспирантов, вузовских преподавателей / Колл. авт.; под ред. академика РАО Н.В. Бордовского. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
  3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
  4. Фурс М.В. Интерактивные формы обучения – средство повышения уровня профессиональной подготовки студентов / М.В. Фурс // Вестник высшей школы. – 2011. –  № 10. – С. 29-33.
  5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций

Презентация, подготовленная для выступления на семинаре-практикуме...

Формирование общих и профессиональных компетенций по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Производственная практика является составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), где формируются общие...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

В статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интелл...

Современные образовательные технологии для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Лечебное дело» в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж»

Представлены основополагающие образовательные технологии, используемые в педагогической практике преподавания спецдисциплин по специальности "Лечебное дело"....

Доклад :Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.

Формирование общих и профессиональных компетенций  на уроках общетехнических и профессиональных дисциплин ( из опыта работы)....