"Технология "перевернутого класса" в условиях дистанционного обучения" (из опыта работы)
статья

Наталья Григорьевна Ельцова

В настоящее время в образовательных учреждениях по всей стране полным ходом идет процесс внедрения дистанционного обучения. Еще весной 2020г. Министерство Просвещения направило во все регионы Российской Федерации методические рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В связи с возникшей потребностью перехода на дистанционный формат обучения, преподаватели оказались в ситуации поиска и апробации новых педагогических подходов и инструментов.

Одной из перспективных моделей является  технология "перевернутый класс".   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_perevernutogo_klassa_v_usloviyah_do.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «перевернутого класса» в условиях дистанционного обучения

Ельцова Наталья Григорьевна, преподаватель

Мирошникова Ольга Анатольевна, заведующий отделением

ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж

имени Б.С. Галущака»

В настоящее время в образовательных учреждениях по всей стране полным ходом идет процесс внедрения дистанционного обучения. Министерство Просвещения направило во все регионы Российской Федерации методические рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Опыт внедрения новых форм обучения высветил ряд проблем, основные из которых – отсутствие единой цифровой образовательной площадки, недостаточная подготовленность преподавателей и студентов к применению новых технологий, сложности в управлении мотивацией обучающихся. Многие традиционные методы в новых условиях работают не так эффективно, как при аудиторных формах.

        В связи с возникшей потребностью перехода на дистанционный формат обучения, преподаватели оказались в ситуации поиска и апробации новых педагогических подходов и инструментов. Одной из перспективных моделей является, на наш взгляд, технология «перевернутого обучения», или «перевернутого класса».

В её основе лежит отличная от общепринятой организация деятельности преподавателя и обучающегося: на первом этапе учащиеся самостоятельно изучают теоретический материал с помощью электронных образовательных ресурсов, а интерактивные он-лайн занятия используются для совместного с преподавателем выполнения практических заданий.

Родоначальниками модели перевернутого класса считаются американские учителя химии Джонатан Бергман  и Аарон Сэмс, которые в 2007 году разработали курс лекций для спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление. Один из авторов, Аарон Сэмс, поясняет принцип новой методики обучения следующим образом: «Когда студенты приходят в аудиторию, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома».

Таким образом, модель «перевернутого класса» - это чередование дистанционного, электронного, интерактивного (очного) обучения.      Продемонстрируем применение модели на примере преподавания математики.

Первый этап работы в условиях «перевернутого обучения» -  освоение нового материала.    Он включает в себя самостоятельную работу студента с учебными материалами: просмотр видеолекций, чтение учебных текстов, прохождение тестов на начальное усвоение материала.

 При подготовке к занятиям преподаватели  положительно отзываются о материалх площадки РЭШ (Российской электронной школы), ЭБС Юрайт (www.urait.ru), ЭБС ЛАНЬ (https://e.lanbook.com), МЭБ (https://icdlib.nspu.ru/).

Тем не менеее, использование готовых методических электронных ресурсов ограничено рядом причин: в сравнении со школьной программой, в колледже некоторые темы изучаются сжато или, наоборот, углубленно; отсутствует связь со специальностью обучающихся, что является необходимым условием реализации ФГОС СПО; не учитывается уровень и индивидуальные особенности обучающихся.

Для того, чтобы нивелировать указанные дефициты, преподавателями колледжа созданы авторские методические электронные материалы:

-   банк видеолекций по темам;

- электронное пособие с использованием мультимедийных презентаций по разделам: «Тригонометрия»; «Показательная функция»; «Логарифмическая функция»; «Производная и ее применения».

- электронное пособие для организации практических занятий (с решением типовых задач).

К положительным моментам самостоятельного первичного изучения материала можно отнести индивидуальный темп обучения, возможность многократного просмотра материала, воспитание самостоятельности и самодисциплины. Однако, качественный контент предъявляет высокие требования к методическим и цифровым компетенциям преподавателя. Кроме того, работа по разработке ЭОР всегда очень энергозатратна.

      Следующим этапом обучения становится организация занятия на платформе ZOOM либо аудиторное занятие. Обязательными компонентами он-лайн урока являются актуализация темы, обсуждение вопросов, появившихся у студентов во время самостоятельного изучения материала, выполнение интерактивных заданий или профессионально-ориентированных кейсов в парах и малых группах.

В качестве примера приведем работу студентов в сессионных залах по теме «Свойства функции». Каждая подгруппа получает своё задание: команда «Доверие» указывает соответствие между оператором и видом преобразования, команда «Защита» - между аналитическим и графическим заданиями функций, команда «Индивидуальность» задает аналитически функцию по её графику, команда «Поддержка» строит 2 графика функций разными способами.

        Подобная организация занятия побуждает обучающихся учиться друг у друга, вовлекая в активную учебную деятельность. Как следствие, меняется атмосфера на занятии: студены спокойны и уверены в своих силах и возможностях, создается постоянная ситуация успеха. К слабой стороне подобной формы обучения относится отсутствие полноценного мониторинга за работой каждого участника – преподавателю остается рассчитывать на активность и  сознательность  обучающихся.

Заключительным этапом технологии является анализ и оценка результатов обучения. Крайне важно, чтобы контроль выполнял не только формальную функцию, но имел положительный мотивирующий эффект.  Накопленный опыт работы позволяет использовать разнообразные формы контроля: викторины, ответы в виде числового или буквенного кода в социальных сетях, комплексные задачи, тесты для использования на платформе Moodle.

В качестве обязательной обратной связи, к концу изучения каждой темы студентам предлагается самим сформулировать те умения и знания, которые приобретены на обозначенном отрезке обучения. Подобный прием позволяет вовлекать в диалог большую часть обучающихся, делая их равноправными участниками образовательного процесса.

Результативность применения технологии «перевернутого обучения» подтверждается результатами успеваемости за 1 семестр.  Абсолютная успеваемость по дисциплине «Математика» - 95%, качественная - 42%. Опрос обучающихся, проведенный на отделении общеобразовательной подготовки колледжа, выявил, что 72% респондентов одобрительно отозвались о технологии «перевернутого класса» и выразили желание сохранить данный формат при переходе к смешанному обучению.

На основании вышесказанного, резюмируем: технология сочетает в себе традиционный и инновационный подходы в обучении, может быть легко адаптирована к обучению по любой учебной дисциплине. Технологичность, универсальность, персонализация и другие характеристики «перевернутого класса» позволяют данной технологии стать одной из востребованных педагогических моделей современной системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология. // Перспективы развития информационных технологий. 2014. №17. С. 115-119.
  2. Богоряд Н.В., Лысунец Т.Б. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения // В мире научных открытий. 2014. №3(51). С. 76-81.
  3. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. –http://www.ug.ru/method_article/876

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коммуникативного обучения(из опыта работы)

автор рассказывает о применении данной технологии, ОПИРАЯСЬ НА СВОЙ ОПЫТ РАБОТЫ....

Новые интернет-продукты, позволяющие организовать работу преподавателя в условиях дистанционного обучения

Поговорим о новых интернет-сервисах, позволяющих организовать командную работу при использовании методик дистанционного обучения.Сервисы совместной работы – это новый продукт в интернете, которы...

методическая разработка внеаудиторного занятия «Применение методики деловых игр в условиях дистанционного обучения»

Для того, чтобы освоить предмет «Основы финансовой грамотности», прочитать учебник недостаточно. Нужно научиться применять полученные знания на практике, уметь решать конкретный задачи...

Тема: «Методика проведения лабораторных работ в условиях дистанционного обучения»

Тема: «Методика проведения лабораторных работ в условиях дистанционного обучения»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

данная статья посвящена особенностям профессионально -направленного обучения английскому языку и практике применения Google приложений в обучении английскому языку студентов неязыковой специальности. ...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...

Программа воспитательной работы в условиях дистанционного обучения "МЫ ВМЕСТЕ"

Данная программа "Мы вместе"  направлена на создание условий для выявления и развития способностей каждого учащегося и реализации его в коллективе и через коллектив в условиях дистанцио...