Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи
статья

В условиях современной России воспитание гражданственности и патриотизма современной молодёжи является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. Она охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.  Ведь молодёжь – это будущее нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи

В условиях современной России воспитание гражданственности и патриотизма современной молодёжи является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. Она охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.  Ведь молодёжь – это будущее нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [8, т.2, с. 543].

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [8, т.2, с. 543].

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос гражданско -  патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития.

А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [6] С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40] Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории.

Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки. Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г. Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество. Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [7] Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.[9]

Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [3, c.39]

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [5]

На федеральном уровне разработана и принята госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». Программа состоит из пяти разделов и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодёжи.

Основная цель Программы - внедрение инновационного подхода в совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями развития российского общества.

Основные направления реализации Программы:

1. Научно-теоретическая и методическая база патриотического воспитания с учетом инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях.

2. Формирование патриотического мировоззрения через развитие патриотически-ориентированных знаний граждан.

3. Повышение роли образовательных организаций, учреждений культуры и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан.

4. Создание условий для развития волонтерского движения, как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания. Необходимо внедрение волонтерской практики в деятельность государственных организаций и учреждений в сфере здравоохранения, культуры, спорта, образования и молодежной политики.

5. Военно-патриотическое воспитание граждан РФ, формирование у молодежи положительной мотивации к прохождению военной службы, работе в правоохранительных органах.

6. Непрерывная и согласованная деятельность органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания.

7. Информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для решения данной задачи перспективно создание условий для поддержки игровых и медиа-программ, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет для работы с молодежной аудиторией.

В рамках реализации вышеназванных направлений предполагается комплекс мер:

-формирование системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан;

-совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

- вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания;

- подготовка учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан;

- поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности;

- апробация и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;

- совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания [4];

- содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга [1];

- активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

- углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;

- развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам государственной власти (герб, флаг, гимн);

- популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в т.ч. Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев РФ, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов;

профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны;

- расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан;

- совершенствование форм и механизмов социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, необщественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма;

- создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений [4].

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.[5]

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, так и все учебные заведения, в которых молодёжь учится и воспитывается. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Список использованной литературы:

  1.  Ахвледиани Н. Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России : автореф. дисс… канд. полит.наук. – Москва, 2010.
  2.  Белоусов Н. А.  «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.
  3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
  4.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://government.ru/
  5. И.С. Калядина « Гражданско-патриотическое воспитание современной молодёжи в контексте программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы»//«Инновационная наука» №4/2016 ISSN 2410-6070 Воронеж, 2016 г. – с. 45-47
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  7. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательскийцентр «Социосфера».

http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  2.  Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 10.04.2019).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданственности через игру.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания старшеклассников в современной российской школе, в ней раскрывается понятие истинного патриотизма, говорится о важности культуры межнациональных отн...

Социальные проекты как средство формирования гражданственности и патриотизма

Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. - Севастополь: ООО "РИБЕСТ", 2020. С. 269-272....

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения ...

Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»

Влияние развития патриотических традиций и  сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»...