Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения.
статья

Феденько Игорь Алексеевич

Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме : «Проведение занятий учебной практике с использованием разнообразных форм и методов обучения».

Мастер п/о Феденько И.А.

Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников организаций профессионального образования. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.

Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных вариантов дифференцированной работы учащихся, с дополнением, насыщением коллективных форм обучения элементами самостоятельной преобразующей деятельности.

Практическое обучение – компонент педагогического процесса (в организациях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства студентов в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.

Форму практического обучения можно определить как способ, характер взаимодействия мастера производственного обучения и учащегося между собой и с учебным материалом. Наряду с методами и средствами обучения форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность. Развитие форм обучения – это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности. Формы практического обучения предусматривают  развитие индивидуальных способностей и творческой активности учащегося.

Занятия учебной практики в учебных мастерских

Для проведения занятий учебной практики мастером используются учебно-производственные мастерские находящиеся на территории учреждения.

Главной задачей является сформировать у учащихся интерес к выбранной профессии. Для этого проводятся разнообразные экскурсии на предприятия учреждения.

Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из учащихся начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний, умений и приобрести практический опыт.

На базе учебно-производственной мастерской учащиеся отрабатывают первичные умения по выполнения практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на производстве.

Для проведения занятия группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения умений и приобретения практического опыта. В начале занятия учебной практики проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению практических приемов и практических заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки учащихся по темам. Перед учащимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся. Для полного усвоения приемов операций всеми учащимися, показ ведется в определенной последовательности:

  1. Целостный показ в рабочем темпе;
  2. Замедленный показ с объяснением;
  3. Показ отдельных движений;
  4. Повтор целостного показа в рабочем темпе.

При показе следует обратить внимание:

а) как держать инструмент;

б) поза;

в) координация движения с инструментом.

Эффективность показа зависит от:

- осознания учащимися практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;

- необходимости правильного применения приемов в процессе работы;

- умения мастера заинтересовать учащегося.

В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого учащегося. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом к познанию профессии и желания добиться высоких результатов.

На первых этапах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.

Учитывая требования работодателей, мастером разработана структура организации занятий на основе инновационных форм практического обучения:урок-конкурс, урок-конкуренция.

Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Учащиеся работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.

На этих занятиях каждый учащийся перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее. Появляется процесс соревнования между  всеми участниками. Учащимся  становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа  мастер комментирует работу учащихся. При этом степень самостоятельности учащихся при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются учащиеся-передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные просчеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения.

Такие занятия – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на учащихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят учащихся к самостоятельной работе на базовых предприятии учреждения.

Когда учащиеся имеют цель – приобрести знания, умения, приобрести практический опыт и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Применение практических методов обучения на занятиях учебной практики

Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи о...

Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В выступлении рассказывается о применении активных методов обучения на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"....

Методическая разработка: интерактивные формы и методы обучения при проведении практических занятий

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся как между собой, так и с преподавателем, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы происходи...

Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",

Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенн...

«Оптимизация процесса проведения занятий учебной практики»

Выступление на заседании ОМО "Техника и технология наземного транспорта"...