Профессиональный рост преподавателя как условие обеспечения качества среднего профессионального образования
статья

Жидкова Елена Владимировна

В статье рассмотрены вопросы профессионального роста преподавателя как непрерывного многостороннего процесса самосовершенствования, сопровождающегося качественными преобразованиями личности педагога, расширением спектра компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональный рост преподавателя как условие обеспечения качества среднего профессионального образования»

Жидкова Елена Владимировна, преподаватель

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Воронежская область, г.Бутурлиновка, ул. Блинова д.2

Сегодня в современном мире все динамично меняется. Эти перемены связаны в том числе и с современным образованием, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше человек, получивший образование мог достаточно долгое время чувствовать себя комфортно, используя полученные знания, то сегодня система образования предполагает многократное обновление полученных знаний. На современном этапе работа преподавателя постоянно усложняется. Для любого преподавателя самым главным в его профессиональной деятельности должен стать принцип непрерывного образования, поэтому современный преподаватель должен постоянно совершенствоваться и заниматься самообразованием.

Качество образования в большей степени зависит от профессионального роста преподавателей, встречающихся в своей профессиональной деятельности с такими вызовами, как федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, в котором обозначены требования к педагогу и четко очерчен круг его компетенций. Все это требует формирования нового типа педагога, способного к самоанализу, решению проблемных ситуаций, принятию самостоятельных решений, самосовершенствованию, владеющего современными образовательными технологиями, открытый новшествам и др.

Профессиональный рост преподавателя представляет собой непрерывный многосторонний процесс самосовершенствования, сопровождающийся качественными преобразованиями личности педагога, расширением спектра компетенций.

Профессиональный рост педагога включает в себя несколько ступеней:

- педагогическая умелость;

- мастерство;

- творчество;

- новаторство.

Неразрывно с понятием профессиональный рост связано понятие профессионального развития, как наращивания педагогической компетентности, определяющей готовность к выполнению трудовых функций и действий, заложенных в профессиональном стандарте педагога. Профессиональное развитие педагога задает определенный уровень владения профессиональными педагогическими компетенциями

Преподаватели СПО имеющие производственный опыт, но не имеющие профессионально-педагогического образования, в решении задач обучения и воспитания испытывают существенные затруднения. Что в этом случае поможет профессионально развиваться? Поделюсь собственным многолетним опытом.

В первую очередь повышение педагогического мастерства инженера-преподавателя невозможно без прохождения курсов повышения педагогической квалификации. И как показывает практика, преподаватель-производственник в состоянии освоить педагогику.

Очень важную роль в работе преподавателя играет помощь методического центра. Именно методист помогает изучить все тонкости учебно-воспитательного процесса, внедрить в образовательный процесс новые методы, использовать передовой опыт педагогической науки Методист предупреждает от возможных ошибок и трудностей в организации процесса обучения, создает условия для профессионального роста преподавателя, способствует успешному вхождению в профессиональную деятельность.

Значимую роль в моей профессиональной деятельности сыграли «Педагогические мастерские», на которых специалисты методического цента помогали развивать педагогические компетенции. Эти занятия предусматривают совершенствование таких компетенций педагога как:

- мотивационная (готовность к решению универсальных профессиональных задач);

- информационная(умение работать с информацией);

- исследовательская (способность к исследовательской  и инновационной деятельности);

- коммуникативная (умение эффективно взаимодействовать с окружающими, разрешать конкретные ситуации и минимизировать их негативные последствия);

- проектировочная (умение применять в практической деятельности знания, умения, навыки, а также профессионально значимые качества личности, обеспечивающие эффективное прогнозирование, моделирование и планирование образовательной деятельности);

- методическая (профессиональная готовность педагога к социально-психологической, коммуникативной и информационной деятельности, способность к рефлексии и применению методических приемов и технологий для проектирования образовательной деятельности в инновационной образовательной среде, нацеленное на развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий;

- компетенция самосовершенствования и др.

Участие в методических и педагогических советах, на которых преподаватели делятся своим опытом, также важны в профессиональном росте педагога.

В период адаптации я, будучи начинающим преподавателем, испытывала особые трудности в осуществлении педагогической деятельности. Во-первых – это отсутствие опыта и специальных знаний. Большинство педагогов бояться собственной несостоятельности, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Во-вторых, процесс адаптации осложнен неготовностью преподавателя к вызовам времени, требующим новых компетенций. В-третьих, недостаточная профессиональная подготовка преподавателя. Преодолевать эти трудности на профессиональном пути мне помогали опытные педагоги-наставники.

Педагоги – наставники способствуют раскрытию профессионального потенциала молодых педагогов, формируют у них общественно значимые интересы, содействуют развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и профессионального мастерства. От них зависит не только скорость приобретения нужных профессиональных качеств у молодых преподавателей, но и формирование отношения к профессии, желание развиваться и стремиться к достижениям.

Одной из главных форм обобщения и распространения передового опыта работы преподавателя являются открытые уроки. Именно благодаря открытым урокам можно познакомиться с новыми педагогическими идеями, находками, подходами, новаторскими приемами. На таких мастер – классах можно многому научиться, сравнить свою работу и работу других преподавателей. Открытый урок- это своеобразная дверь в увлекательный мир профессионализма и творчества.

Немаловажным фактором профессионального роста преподавателя является его участие в работе научно-практических конференций, на которых совмещается рассмотрение теоретических и практических вопросов, обогащает преподавателя, расширяет его общенаучный и специальный кругозор, побуждает к совершенствованию навыков научно-исследовательской работы. Конференции способствуют осмыслению участниками актуальных проблем в области образования; дисциплинирует мыслительные процедуры; побуждают к творческой переработке учебного материала с учетом новых научных достижений; являются дополнительным условием возникновения нового этапа профессионального роста. Конференции имеют значительный потенциал для совершенствования лекционного и дискуссионного стиля преподавателя.

Развитие получает и такая форма профессионального общения, как Интернет-конференция, функции которой достаточно многообразны. Например, участие педагогов в Интернет-конференциях способствует более эффективному осмыслению проблем педагогической практики, дает возможность познакомиться с передовым опытом коллег, совершенствует коммуникативные компетенции и др.

Конкурсы профессионального мастерства («Учитель года», «Самый классный классный» и др.) занимают особое место в повышении квалификации педагога. Казалось бы, что нового в себе несет конкурс? Однако, если проследить развитие конкурсного движения, можно заметить, что это не застывший механизм с неизменными правилами. В соответствие с требованиями времени усложняются, увеличивается количество конкурсных испытаний, ставя перед участниками более сложные задачи. Конкурсы являются положительной доминантой в повышении квалификации

Сегодня можно с уверенность сказать, что положительную оценку со стороны педагогов получают вебинары, позволяющие экономить время на дорогу, а также дающие возможность задать интересующие вопросы по обсуждаемой проблеме, просмотреть вебинар в режиме онлайн.

Все вышеописанные формы и методы самообразования, безусловно, способствуют повышению профессионального роста преподавателя. Но любая деятельность будет бессмысленна, если не будет определенных достижений или продукта деятельности. У преподавателя обязательно должен быть план, в котором прописаны результаты, достигнутые в необходимый срок. Например, создание методических и дидактических материалов, подготовка и написание статей, выступление с докладами, повышение качества и процента успеваемости студентов и др.

На мой взгляд, если преподаватель постоянно занимается самообразованием, ищет новые знания, применяет их на практике, то результат не заставит себя долго ждать и все это положительно отразится на образовательном процессе. Ведь ни для кого не секрет, что при многообразных аспектах решения проблемы обеспечения качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также формирование личности студента определяются, прежде всего, личностью самого преподавателя и уровнем его профессионализма. 

Трудно переоценить значение профессионального роста преподавателя в обеспечении качества среднего профессионального образования. Прежде всего, повышается качество обучения, проявляется педагогическое творчество, создается имидж преподавателя, соответствующего требованиям государства и общества. Такой преподаватель может научить не только необходимым знаниям и умениям, но и развить у студентов коммуникативные способности, умение руководить людьми, способности принимать решения в нестандартных ситуациях и др.

Таким образом, профессиональный рост преподавателя является ключевой составляющей качественного образовательного процесса и представляет собой поиск педагогом своего профессионального пути, освоение способов педагогической рефлексии, профессионального опыта, методик его интерпретации.

Список литературы

Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Центр педагогического образования, 2009.- 448с.

Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях//Профессиональное образование в России и зарубежом.-2016.-№2- с.47-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения в интерактивном режиме в условиях начального и среднего профессионального образования

Современное общество требует от системы образования хорошо подготовленных высококвалифицированных специалистов, имеющих одновременно высокий уровень общего образования, что предполагает обучение подра...

Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения в техникуме

Цели выполнения КП:- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;-углубление теоретических знаний в соответствии с заданной т...

Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Демидова"

Выступление на стажировке (в рамках обучающего семинара) в Москве в Академии DMG MORI (2016 г.) с докладом «Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАЛ ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29.01.05 ЗАКРОЙЩИК

Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 29.01.05 «ЗАКРОЙЩИК», входящие...

Развитие дополнительных (практических) навыков преподавателя – юриста – как один из способов профессионального роста и карьерного продвижения

Научная статья "Развитие дополнительных (практических) навыков преподавателя – юриста – как один из способов профессионального роста и карьерного продвижения" (Международный фору...

Методическая разработка на тему: Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология, повышающая качество среднего профессионального образования.

Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деят...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...