РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕ
презентация к уроку

Герман Ирина Борисовна

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕ

Зачастую, родители наших воспитанников обращаются к нам, психологам, с вопросом «Готов ли их ребенок к школе?», ведь их любимое чадо, знает ответ на любой вопрос, знает практически все на свете, к тому же ребенку в сентябре 6,6 лет, зачем терять год, желание родителей отдать ребенка в школу.

Каково же удивление родителей, после услышанного от психолога, о том, что волевая сфера сформированна недостаточно, а порой на низком уровне и в дальнейшем может сказаться на обучении, т.к. сформированная в дошкольном возрасте волевая сфера, необходимый компонент нормальной адаптации к школьному обучению.

 Слайд 1 Волевая готовность к школьному обучению - способность ребенка трудится, выполняя то, что от него требует педагог, а также режим школьной жизни.

 И главное здесь не столько в умении дошкольников слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

Слайд 2 Волевая готовность - уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо сосредоточиться на инструкции, которую ребенок получает от взрослого.

 Тоже можно слайд с сайта фото Над формированием волевой готовности, в нашем саду, в тесной взаимосвязи работают все специалисты: воспитатели, муз.руководитель, инструктор по физкультуре и конечно же педагоги-психологи.

Итак, более подробно о работе педагога-психолога по формированию волевой готовности к обучению в школе.

Слайд 3 с фото детей, играющих в школу Подготовка к обучению в школе, начинается уже со старшей группы, в конце учебного года, со всеми детьми старших групп  проводится первичная диагностика, по результатам которой, будет запланирована работа в подготовительной группе.

Пятилетние дети, за исключением детей, старшие братья или сестры которых уже посещают школу, имеют небольшие представления о том, что такое школа. Поэтому, совместно с воспитателями, психолог организует сюжетно-ролевые игры «Школа», «Лесная школа», предварительной работой которой послужат рассказы воспитателей, психолога, о том, что такое школа, кто такой учитель, демонстрация атрибутики школьника.

Помимо игры с новым игровым «школьным» сюжетом, происходит формирование волевых качеств дошкольника. Ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, предложенным взрослым.

 

В подготовительных группах нашего ДОУ, работа по формированию волевой готовности к обучению, является одним из компонентов рабочей программы по подготовке дошкольников к школьному обучению.

Рабочая программа призвана помочь адаптироваться к школе и преодолеть стрессовые ситуации в период адаптации, развить навыки взаимодействия детей друг с другом и другие социальные навыки, снизить уровень импульсивности, тревожности, агрессивности, устранить излишнюю двигательную активность, развить произвольность поведения.

Свои занятия по программе, педагог-психолог обязательно сопровождает условным звонком (колокольчик) ритуал встречи. Данный ритуал мотивирует дошкольников к сосредоточению, концентрации внимания.

 

Содержание занятий.

Все наши занятия по подготовке к школьному обучению носят игровой характер. В зависимости от тематики занятий практически в каждое занятие мы включаем работу по образцу. В результате данной работы, формируется   способность дошкольников действовать по   образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.

Игры с правилами. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях.

Групповые упражнения-игры на формирование умения вступать во взаимоотношения со сверстниками, развитие самоконтроля.

«Невидимая скульптура».

Подгруппа делится на группы из трех человек. В каждой группе один игрок - художник, другой - модель, третий - глина. Художник и глина - закрывают глаза. Так как им предстоит держать глаза закрытыми не менее трех минут, то удобнее использовать повязки. Модель принимает определенную позу и сообщает о своей готовности. За работу принимается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить ее позу, а затем превращает глину в произведение искусства, воспроизводя при этом модель. Труд окончен, дети открывают глаза и предстают перед судом зрителей, оценивающих степень сходства скульптуры и образца.

«Броуновское движение».

Дети свободно передвигаются по небольшому пространству (пятачку), очерченному ведущим. Каждый старается поприветствовать как можно большее количество ребят. Знак приветствия можно выбрать любой - легкое похлопывание, поглаживание по голове, прикосновение друг к другу ладонями правой руки и др. Для дальнейшей игры важно, чтобы знак приветствия был тактильным. По сигналу ведущего все останавливаются и закрывают глаза. Задача первая и самая простая: с закрытыми глазами, не произнося ни единого звука, выстроиться в шеренгу по росту. Психолог с помощью секундомера измеряет время первого построения, а через несколько дней, повторив эту игру, показать детям, что их сплоченность и доверие друг к другу возросли: сейчас они смогли быстрее найти свое место в общем ряду.

Немаловажная роль в формировании волевой готовности к обучению дошкольников отводится работе с родителями наших воспитанников.

 

Работа с родителями

 

         Родителям особенно важно понять, какую роль в формировании волевой готовности ребёнка играют родительские установки, поэтому взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм:

         - групповые консультации по запросу;

         -  дискуссионные клубы.

         - индивидуальные консультации, беседы;

         - наглядные  папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

         - лектории (последовательное, систематическое, монологическое изложение материала. Обычно в конце лекции следует приглашение на индивидуальную консультацию тех, кому обозначенная проблема показалась актуальной. Но даже простое прослушивание информации небесполезно.

В результате практического опыта выделились набор тем, актуальных для родителей старших дошкольников:

         "Как помочь ребенку адаптироваться к школе".

         "Как выстроить режим дня, чтобы ребенок не переутомлялся".

         "Как и когда начинать занятия в дополнительных кружках и секциях, и какие предпочесть".

         "Влияние семейных отношений на здоровье, успеваемость и поведение ребенка".

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Педагог – психолог МБДОУ д/с № 7 Герман И.Б.

Слайд 2

Волевая готовность к школьному обучению - способность ребенка трудится, выполняя то, что от него требует педагог, а также режим школьной жизни . И главное здесь не столько в умении дошкольников слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

Слайд 3

Волевая готовность - уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо сосредоточиться на инструкции, которую ребенок получает от взрослого.

Слайд 4

Над формированием волевой готовности, в нашем саду, в тесной взаимосвязи работают все специалисты: воспитатели, муз . руководитель , инструктор по физкультуре и конечно же педагоги-психологи.

Слайд 5

Пятилетние дети, за исключением детей, старшие братья или сестры которых уже посещают школу, имеют небольшие представления о том, что такое школа. Поэтому, совместно с воспитателями, психолог организует сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Лесная школа», предварительной работой которой послужат рассказы воспитателей, психолога, о том, что такое школа, кто такой учитель, демонстрация атрибутики школьника.

Слайд 6

Подготовка к обучению в школе, начинается уже со старшей группы, в конце учебного года, со всеми детьми старших групп проводится первичная диагностика, по результатам которой, будет запланирована работа в подготовительной группе.

Слайд 7

Свои занятия педагог-психолог обязательно сопровождает условным звонком (колокольчик) ритуал встречи. Данный ритуал мотивирует дошкольников к сосредоточению, концентрации внимания.

Слайд 8

Содержание занятий. Все наши занятия по подготовке к школьному обучению носят игровой характер. В зависимости от тематики занятий практически в каждое занятие мы включаем работу по образцу. В результате данной работы, формируется способность дошкольников действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.

Слайд 9

Игры с правилами(дидактические). Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях.

Слайд 10

Групповые упражнения-игры на формирование умения вступать во взаимоотношения со сверстниками, развитие самоконтроля. « Броуновское движение» « Невидимая скульптура»

Слайд 11

Работа с родителями Родителям особенно важно понять, какую роль в формировании волевой готовности ребёнка играют родительские установки, поэтому взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм.

Слайд 12

- групповые консультации по запросу; - дискуссионные клубы. - индивидуальные консультации, беседы; - наглядные папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей. - лектории (последовательное, систематическое, монологическое изложение материала. Обычно в конце лекции следует приглашение на индивидуальную консультацию тех, кому обозначенная проблема показалась актуальной. Но даже простое прослушивание информации небесполезно .

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Всем счастья и здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.

Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»...

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.        �����������������������������������������������������������������������������������...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в школе 8 вида

       Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей ...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.

laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...