Методическая разработка классного часа "Блокада Ленинграда"
методическая разработка

Ким Елена Юрьевна

Методическая разработка классного часа к дню освобождения Ленинграда

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»

«Блокада Ленинграда!»

Методическая разработка открытого классного часа,

посвященная Блокаде Ленинграда (27 января).

Разработала:

педагог-организатор Е.Ю. Ким

с. Горнозаводск, 2020г.



Описание материала:

Предлагаю Вашему вниманию разработку классного часа, посвященную снятию блокады Ленинграда во время ВОВ. Данная разработка предназначена для проведения классного часа студентам 1 курса.
Предварительная работа:
Поиск исторического материала и стихов, иллюстраций, фотографий, разучивание стихов, оформление кабинета к проведению классного часа, выставка фотографий, рисунков и образцов продуктов.
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.
Задачи:
1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор обучающихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
Оборудование:
Плакаты, фотографии, компьютер, метроном, кусочек хлеба.

Эпиграф к классному часу:

Тонкие пальцы, прозрачные пальцы,
Мутный хрусталик зрачка.
Ночь танцевала снежные вальсы,
Тускло мерцала свеча.

Вступительные слова педагога-организатора:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады с Ленинграда.
Блокада Ленинграда длилась страшных  872 дня. В период войны, которая продолжалась с 1941 по 1945 год., фашистские захватчики (немецкие войска, совместно с итальянскими и финскими) со всех сторон в кольцо захватили северную столицу нашей Родины – Ленинград. В настоящее время Санкт Петербург.
Один из красивейших городов нашей Родины. Город не сдавался, там продолжалась жизнь. Жизнь, которая с каждым днем становилась все страшнее и мучительнее для жителей города.
Много документальных, художественных фильмов снято об этих событиях, и сейчас в мирное время, пока живы ветераны, пока в людях память жива мы будем говорить об этом событии и чтить память погибших и умерших.
Годы идут и все меньше участников тех событий остаются живыми, но они помнят, помнят каждый прожитый день в осажденном городе.

Звучит легкая музыка, обучающиеся по очереди читают выдержки воспоминаний.

Обучающаяся 2 курса Виктория: Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку «Беломора» на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба. (Айзин Маргарита Владимировна)...
Обучающаяся 2 курса Анастасия: В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове. Там же работала моя мама. ...Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту — это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого... еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода». От голода умерли многие дети в нашем саду — из 35 нас осталось только 11. (Александрова Маргарита Борисовна).
Обучающаяся 3 курса Диана: Весна. Можно есть листья деревьев. Мы проворачиваем их через мясорубку и лепим лепешки. У нас пухнут животы. (Аксенова Тамара Романовна).

Стук метронома.
Педагог-организатор:

А знаете ли вы ребята, что это?
Это стук сердца, сердца города, который жив.
Когда шли налеты на город включали сирену, ручную сирену, после чего все должны были укрыться в убежище. Но не все имели силы дойти, добежать, доползти.
И лишь когда опасность миновала, по радио и громкоговорителям звучал стук манометра, говоря о том, что город не сдался, а продолжает жить. Сердце стучит!
Жители всегда слушали радио, ведь там передавали сводки с фронта.

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Посмотрите на этот хлеб, 125 грамм выдавалось по карточкам.
И боялся каждый уронить даже крошку, люди слабели и падали от голода.
В г. Санкт Петербург есть музей, где находятся выдержки из дневников жителей города
Обучающаяся 2 курса Виктория:
Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. Лека - это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Таня была эвакуирована из города, но она прожила не долго и от истощения умерла, как и все ее родственники.

Педагог-организатор:
Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе 8722; феврале 1942 г. в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае 8722; в июле 8722;  в сентябре 8722. Произошло радикальное снижение смертности, не в последнюю очередь из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев.

Вдумайтесь в эти цифры, только за первый год 780 тысяч. За весь же период около 1,5 млн. человек.

Обучающаяся 2 курса Анастасия:
Без воды, без еды и без света,
от рассвета и вновь до рассвета
чётко помня: ни шагу назад,
выживал, как умел, Ленинград.

Обучающаяся 3 курса Диана:
Только выжить – всего-то и надо,
Старый очень, неважно, иль молод…
Им, блокадникам. жаль Ленинграда,
Холод страшен был – внутренний холод!

Снова жизнь здесь боролась со смертью,
Встав за грань и порог истощенья
Тягой к жизни стегала, как плетью,
У врагов не моля снисхожденья!...

Обучающаяся 2 курса Виктория:
Здесь не ступени - ледяные глыбы!
Ты просишь пить, а ноги отекли,
Их еле отрываешь от земли,
Дорогу эту поместить могли бы
В десятом круге в Дантовом аду...
Ты просишь пить - и я опять иду,
И принесу - хотя бы полведра...
Не оступиться б только, как вчера!
( Зинаида Шишова)
Педагог-организатор:
Почти 900 дней блокады Ленинграда и миллионы судеб в этом городе. Много стихов и песен написано, много фильмов показано, говорить об этом можно очень долго, а помнить нужно всегда.
Завершить наш классный час хочется четверостишьем
Пусть никогда не будет больше войн!
Пусть голод не придёт в твои селенья!
Пусть будет хлеб! Всего дороже он.
И перед ним склоняю я колени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа «Блокада Ленинграда»

Методическая разработка классного часа«Блокада Ленинграда» и его освобождение...

Методическая разработка классного часа «70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…»

Методическая разработка классного часа по теме: «70 – летию снятия Блокады Ленинграда посвящается», составлена в соответствии с «Положением о проведении конкурсов, конференций ...

Методическая разработка " Прорыв блокады Ленинграда"

Методическая разработка " Прорыв блокады Ленинграда"...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...