Методическая разработка " Прорыв блокады Ленинграда"
методическая разработка

Методическая разработка " Прорыв блокады Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka_proryv_blokady_leningrada.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                            «ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ им. Г.Ф. МОРОЗОВА»

Методическая  разработка по проведению  

классного часа

«Прорыв блокады Ленинграда»

с. Слобода

2023 г.

План конспект мероприятия « Прорыв блокады Ленинграда»

Цель: формирование гражданско-патриотических ценностей через знакомство с примерами стойкости и героизма жителей блокадного Ленинграда, воспитание уважения к героическим страницам истории России и исторической памяти о подвигах наших предков.

Задачи: создать ситуацию по сохранению у учащихся исторической памяти и преемственности поколений о моментах Великой отечественной войны;

способствовать воспитанию у студентов патриотизма и любви к Родине.

Ход мероприятия:

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда.

Ведущие:  С 8 сентября 1941 года один из крупнейших промышленных и военно-политических центров СССР Ленинград находился в блокаде. Город подвергался беспрерывным авиационным и артиллерийским ударам. Неоднократные попытки советских войск разорвать удушающее кольцо не увенчались успехом.

Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944-го.

 Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году имел очень большое значение. Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.

План следующей военной операции был разработан, как и предыдущий, Говоровым. Он представил его в Ставку Верховного главнокомандующего в сентябре 1943 года. Получив одобрение, Говоров приступил к подготовке. Как и в случае с прошлой операцией, он стремился проработать всё до мелочей, чтобы добиться цели, понеся наименьшие потери. Операция началась 14 января 1944 года. Её конечным итогом должно было стать полное снятие блокады Ленинграда.

Были ли в условиях блокады обжиравшиеся деликатесами? Да были. Но не военное и партийное руководство, как принято считать в среде либералов, а обычные спекулянты, рвачи и воры, наживавшиеся на людском горе:

Но еще больше было людей, которые выполняли свой гражданский долг до конца. Тех, кто не раз мог спастись, используя служебное положение, выжить за счет других - но не пошел на это. Эти люди и есть настоящие герои блокадного Ленинграда. Такие, как Кютинен Даниил Иванович, пекарь, умерший от истощения 3 февраля 1942 года в возрасте 59 лет прямо на работе. Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба.

Как сотрудники Всесоюзного института растениеводства, которые умирали от голода в кабинетах, заставленных элитными семенами, о которых этот пост:

- ВИР находится центре Петербурга, на Исаакиевской площади. Здесь в блокаду хранились более 250 тысяч образцов уникальных семян. Для понимания важности объекта, сегодня в коллекции ВИРа более 320 тысяч образцов, а институт входит в число четырех крупнейших в мире генетических банков.

Но еще больше было людей, которые выполняли свой гражданский долг до конца. Тех, кто не раз мог спастись, используя служебное положение, выжить за счет других - но не пошел на это. Эти люди и есть настоящие герои блокадного Ленинграда. Такие, как Кютинен Даниил Иванович, пекарь, умерший от истощения 3 февраля 1942 года в возрасте 59 лет прямо на работе. Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба.

Альпинисты-герои

Каждый день фашисты бомбили блокадный Ленинград. Иногда артобстрелы не прекращались сутки напролет. Ориентирами для вражеских орудий служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать – обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов. Когда они закрашивали серой краской шпиль Петропавловского собора, ударили 40-градусные морозы. Альпинисты орудовали кистями ночью, на высоте более 122 метров. Все они могли покинуть город во время эвакуации, но не стали – хотели защитить других жителей Ленинграда. Благодаря бесстрашию альпинистов архитектурные памятники Северной столицы не были разрушены, и тысячи жизней были спасены.

                                Музыка блокадного города

В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской», или «Блокадной». «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду...», – написал он на партитуре.  Премьера симфонии в Ленинграде состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. Свободных мест не было. Музыку услышали все ленинградцы: симфонию транслировали по всем городским громкоговорителям и радиоприемникам. Звуки музыки доносились и до врага, осаждавшего город. Уже тогда было понятно: дух ленинградцев не сломить. По воспоминаниям жителей Северной столицы, этот концерт в филармонии вселил в них уверенность и дал сил, чтобы выдержать испытание блокадой.

Дорога жизни

Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни – транспортная магистраль через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания в Ленинград. Летом в «полуторку» мог попасть фашистский снаряд, а зимой машина к тому же рисковала провалиться под лед, но шоферы не останавливались перед опасностью. За полтора года работы Дороги жизни перевезли больше 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов и эвакуировали больше 1 миллиона 376 тысяч человек.

Блокадный трамвай

В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Город оказался полностью обесточен. Ценой неимоверных усилий в марте 1942 года трамвайное движение удалось «оживить». Трамвай ходил в городе всю блокаду. В вагонах перевозили не только пассажиров, но и раненых, продукты, сырье и топливо для заводов. Блокадный трамвай стал символом осажденного Ленинграда: благодаря ему было видно, что город жив.

Ленинградский театр

Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся театр имени В.Ф. Комиссаржевской. Он появился в самое страшное время, когда сотни людей ежедневно умирали у себя дома и на улицах – от голода и холода. Первый спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова «Русские люди» о мужестве советских разведчиков. Артисты, которые играли на сцене, сами были истощены и обессилены, но зрителю это было не видно: актеры старались, как никогда, чтобы ленинградцы хоть на пару часов забыли о своем горе. До сих пор некоторые пенсионеры называют театр имени Комиссаржевской Блокадным.

Женщина-молотобоец

С началом войны муж Татьяны Яковлевой, рабочий Металлического завода, ушел на фронт. Женщина решила стать машинистом парового молота вместо супруга. Она освоила эту специальность и приступила к работе. Когда один из молотобойцев цеха умер от голода, Татьяна стала трудиться и за него, чтобы выполнить срочный заказ для фронта. После смены в качестве молотобойца 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Всю войну она проработала на заводе за двоих.

Подвиг мальчишки

Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные, которые всегда должны были быть на чеку. Когда бомба падала на кровлю дома, дежурный быстро брал ее железными щипцами и бросал ее в специально заготовленную бочку с водой, засыпал песком. В некоторых случаях бомбы сбрасывали вниз, на землю – и тушили уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин.

Конкурс.

1. Блокада Ленинграда длилась столько дней:
а) 871 +
б) 781
в) 187

2. Как называлась военная операция по окончательному снятию блокады Ленинграда:
а) «Северное сияние»
б) «Январский гром» +
в) «Тайфун»

3. Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады:
а) Ладожские
б) Синявинские
в) Бадаевские +

4. «Дорога жизни» шла по:
а) Ладоге +
б) Дону
в) Волге

5. Печальным символом блокадного Ленинграда стал(и):
а) дом Павлова
б) подвиг панфиловцев
в) звук метронома +

6. Одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был:
а) дневник Зои Космодемьянской
б) дневник Тани Савичевой +
в) дневник Ольги Берггольц

7. Командующим Ленинградским фронтом был:
а) Ворошилов
б) Буденный
в) Жуков +

8. Кладбище Ленинграда, где захоронены сотни блокадников:
а) Пискаревское +
б) Новодевичье
в) Васильевское

9. «Ленинградской» симфонией называется:
а) симфония №1 Чайковского
б) симфония №8 Бетховена
в) симфония №7 Шостаковича +

10. К поэтам блокадного Ленинграда относятся:
а) Цветаева
б) Берггольц +
в) Маяковский

11. К поэтам блокадного Ленинграда относятся:
а) Ахматова +
б) Цветаева
в) Маяковский

12. Какой период блокады был самым тяжелым для населения:
а) осень 1942 г
б) зима 1941-1942 гг +
в) зима 1942-1943 гг

Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  открытого ...

Методическая разработка о войне "Блокада Ленинграда"

Тема: «БлокадаЛенинграда»Цели классного часа:-       Рассмотреть исторические аспекты Блокады Ленинграда, как события Великой отечественной войны.-...

Методическая разработка классного часа «Блокада Ленинграда»

Методическая разработка классного часа«Блокада Ленинграда» и его освобождение...

Методическая разработка внеклассного мероприятия урока мужества, посвящённого полному освобождению Ленинграда от блокады.

laquo;Час мужества пробил на наших часах…»Урок мужества Слава  и  тебе,великий  город,Сливший  воедино фронт  и  тыл!В  небывалых трудностях...

Методическая разработка классного часа «70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…»

Методическая разработка классного часа по теме: «70 – летию снятия Блокады Ленинграда посвящается», составлена в соответствии с «Положением о проведении конкурсов, конференций ...

Методическая разработка открытого мероприятия в рамках Декады МО «Русский язык и литература» «О доблестях, о подвигах, о славе…» Сценарий проведения музея-выставки, посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда «Памяти павших и чести живых»

  Ровно месяц назад, 27 января 2019 года, наша страна отмечала День полного снятия блокады Ленинграда. И в стенах нашего колледжа стартовал проект, посвященный 75-летию снятия блокады Лени...