Из опыта работы моя методика реализации здоровьесберегающих технологий
статья

БОБРЫШЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

 Из опыта работы моя методика реализации здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Из опыта работы: моя методика реализации здоровьесберегающих технологий».

Проблема здоровьесбережения предстает перед нами как глобальная и важная, несмотря на другие проблемы человечества. В настоящий период многие придерживаются такого мнения, что здоровье населения – это обязательное условие благосостояния любого государства и всего человечества в целом. Вопрос сбережения, поддержания и формирования здоровья, развитие ценностей здорового образа жизни и осознанного отношения к нему считается приоритетной в политике любой страны.

На современном этапе развития общества активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, их поведению и восприятию самого понятия «здоровый образ жизни». А также, все большее значение отводится роли средних профессиональных образовательных учреждений как социальному институту, формирующему не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими качествами и свойствами, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность, ответственность и высокие эстетические идеалы.

Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи – одна из главных проблем и задач совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, поскольку состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей качества их подготовки.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Важной составляющей учебной и воспитательной работы в колледже является сохранение и укрепление здоровья студентов как членов общества, будущих учителей и родителей. Теоретической основой преподавания, с учетом данной проблемы, выступает правильное понимание сущности здоровья, которое включает совокупность психических, физических качеств и свойств организма, а также возможность творческой реализации личности, создание полноценной семьи, рождение и воспитание здоровых детей, т.е. социальный аспект.

Необходимо отметить, что обучающиеся школ приходят в колледж, имея ряд различных заболеваний и социальных отклонений. Возраст обучающихся в колледже с 15 до 20 лет. Сложность нашего контингента состоит в том, что практически 80% студентов – из сельской местности, проживающих во время учебы в съемных квартирах и общежитии, без контроля родителей. Последние годы среди студентов возросло число сирот и оставшихся без попечения родителей, имеются студенты из неполных семей.

Наблюдается тенденция к увеличению социально незащищенных учащихся, а также нуждающихся в социальной поддержке. Диагностика заболеваний студентов показывает, что возросло количество хронических заболеваний, среди которых сколиоз, гастрит, сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания. После анализа ситуации, выявления сильных и слабых сторон, выявления существующих ресурсов было решено активно внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

В своей практике педагогической деятельности были сформулированы следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

  1. Создание в процессе образовательной деятельности среды, обеспечивающей снятие стресса у студентов (благоприятный психологический климат, индивидуальный подход, создание ситуации успеха и т.д.);
  2. Творческий         характер образовательного процесса.
  3. Стимулирование мотивации обучающихся;
  4. Рациональная организация образовательного процесса, исключающая перенагрузку;
  5. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Специфика дисциплин специальности 44.02.01. Дошкольное воспитание предполагает использование в процессе образовательной деятельности игровых моментов, возможностей интерактивного оборудования для снятия напряжения у обучающихся, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.

В процессе образовательной деятельности, помимо традиционных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих охрану здоровья обучающихся, на дисциплинах «МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста», «МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников», «МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей» мной используются личностно-ориентированные технологии.

Среди здоровьесберегающих технологий их следует особо выделить, так как они учитывают особенности каждого обучающегося и направлены на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом передо мной встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения в процессе образовательной деятельности, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося.

Студентам предлагаются оригинальные учебные задачи, использование интерактивного оборудования, проведение рефлексии в интерактивной форме,  

Особое место в образовательном процессе занимает снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт студентов в образовательном процессе. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – эффективные инструменты создания благоприятного климата.  

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учебной группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья студента предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если систематично учить подростка ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Важной задачей является воспитание у студентов привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие, что является особенно актуальным в период пандемии коронавирусной инфекции.

Правильность выбора пути к здоровью и здоровому образу жизни зависит от того, насколько обучающиеся почувствуют убежденность в его необходимости. Главная ответственность за достижение положительного результата ложится на предметы естественнонаучного цикла, которые в нашем колледже достаточно разнообразны. При изучении этих дисциплин, учащиеся знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, такими, как рациональное питание, двигательная активность, режим дня, закаливание, нравственное отношение к окружающим людям и природе, личная гигиена, трудовая деятельность, полноценная семейная жизнь. Данные вопросы охватывают все этапы обучения студента в колледже.

Значимость составляющих здорового образа жизни лучше проявляется при их сопоставлении с наиболее характерными противоположностями: неправильным питанием, гиподинамией, курением, алкоголизмом и наркоманией, безнравственным поведением и их страшными последствиями. Обозначенный круг вопросов поднимается и обсуждается с разных позиций не только на учебных занятиях, но и во внеаудиторной работе. Традиционными стали мероприятия по профилактике вредных привычек, за нравственное отношение к живому, мероприятия и акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Логично, что позитивные изменения в поведении обучающихся достигаются всесторонним комплексом мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди студентов. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Литература:

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990 – 127с.
  2. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г. – 480 с.
  3. Информационный портал о здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcmp-nso.ru/
  4. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  5. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.
  6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Монография.-Орел:Орлик.2001.200с.
  7. Митяева А.М. Педагогика здоровья: учебно-методическое пособие – Орел, ГОУ ВПО «ОГУ»2007. – 413с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий реализуемых в колледже

Укрепление и сохранение здоровья студента (ребенка), формирование здорового образа жизни в колледже, выступает как неотъемлемая часть воспитательного процесса....

"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.

При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

«Реализация здоровьесберегающих технологий в работе преподавателя Электротехнических дисциплин»

Проблема применения  здоровьесберегающих технологий является актуальной, так как оно способствует сохранение и укрепление здоровья студентов важно для всего общества, поскольку лишь здоровые люди...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ И МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»...

Методическая разработка по реализации здоровьесберегающих технологий

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме рационального питания школьников. Организация правильного питания учащихся является одним из фактов оказывающих влияние ...

Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...