Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки»
методическая разработка

Никитина Наталья Васильевна

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки»

 

« МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ»

Цель: Профилактика правонарушений и формирование ответственности у обучающихся.

 Задачи:

  • профилактика правонарушений несовершеннолетних;
  • пропаганда правовых знаний;
  • формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
  • формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
  • развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

                                             

Ход занятия 

 Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. 

 

Тема нашего занятия «Мы в ответе за свои поступки»

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого 

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Тема правонарушений среди несовершеннолетних актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений.

Почему люди совершают преступления? Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

Давайте сегодня попробуем  найти  ответы на такие вопросы, как:

- Что  же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность правонарушения?

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?

А теперь давайте узнаем, насколько вы  владеете информацией по теме сегодняшнего разговора.

 

 Вопросы викторины:

1. Что такое правонарушение? Ответы детей. 

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

2. Какие виды правонарушений вы можете назвать?

3. Кто из вас в жизни встречался с правонарушением законов?

 

Многие лица, которые не достигли совершеннолетия, рассматривают свои деяния и поступки зачастую как проявление обычной шалости. "Подумаешь - какие мелочи - разбил стекло, сломал дерево, начал высказываться нецензурной бранью" - говорят они, когда приходит время отвечать за содеянное, поскольку совершенное не является обычной шалостью.

Но стоит только, задуматься - и представить последствия, таких поступков. В результате, этого, станет понятным – что, на основании чего, несет материальный ущерб все государство в целом. Помимо это происходит моральное или физическое страдание других людей.

В каждом образовательном учреждении найдутся подростки, которые совершенно не хотят учиться. 

Рассмотрим конкретный пример, в полицию поступил звонок "В школе заложена бомба!". Но в результате проверки оказалось, что это была всего лишь шутка несовершеннолетнего для того чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените приведенный поступок? Это является уже преступлением, или вы всё-таки думаете это шутка, маленькая шалость? Предусмотрено ли наказание за это? (высказывания ребят). 

. И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до 200 тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.

3. Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия. Давайте рассмотрим,  какие виды ответственности существуют и наказания.

 Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки) 

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, распитие спиртных напитков несовершеннолетними. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

4.Классный руководитель: Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в  различных нарушениях.

Виды ответственности:

А – административная   ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная  

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одноклассника (Г)
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  3. Избил одноклассника (У)
  4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
  5. Совершил прогул в школе (Д)
  6. Переходил дорогу в неположенном месте  (А)
  7. Разбил мячом окно (Г)
  8. Нецензурно выражался в общественном месте  (А)

***Представим следующую ситуацию: Инсценировка «На перемене»:

«Дай телефон, музыку послушать, скукотища!

- Не дам, он новый, только вчера купили.

-Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет». Выбрасывает телефон.

Статья 167 УК – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты труда, либо лишение свободы до двух лет.

 

***А теперь рассмотрим следующую ситуацию: «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон (деньги)».

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий.

1 .Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

З. Сообщить приметы хулиганов

4. Поставь в известность родителей.

 

5. «Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

  • Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям
  • Стремление к примитивному времяпровождению
  • Зависть
  • Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей
  • Жадность
  • Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность
  • Неуверенность в завтрашнем дне
  • Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции
  • Низкий материальный уровень жизни населения
  • Низкий уровень правовой культуры граждан.  Алкоголизм и наркомания
  • Ответственное отношение к учебе, знаниям
  • Обладание внутренним миром
  • Общение и искусством, природой
  • Доброта

Делается вывод:

- Что приводит к правонарушениям? Заполнение кластера на доске.

- Все ли делают так? Каждый человек способен сам сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления. 

Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

  1. Вопросы викторины:Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  1. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).
  1. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему).
  1. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым.
  1. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность.
  2.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки»

« МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ»

Цель: Профилактика правонарушений и формирование ответственности у обучающихся.

 Задачи:

  • профилактика правонарушений несовершеннолетних;
  • пропаганда правовых знаний;
  • формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
  • формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
  • развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

                                             

Ход занятия

 Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Тема нашего занятия «Мы в ответе за свои поступки»

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Тема правонарушений среди несовершеннолетних актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений.

Почему люди совершают преступления? Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

Давайте сегодня попробуем  найти  ответы на такие вопросы, как:

- Что  же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность правонарушения?

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?

А теперь давайте узнаем, насколько вы  владеете информацией по теме сегодняшнего разговора.

 Вопросы викторины:

1. Что такое правонарушение? Ответы детей. 

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

2. Какие виды правонарушений вы можете назвать?

3. Кто из вас в жизни встречался с правонарушением законов?

 

Многие лица, которые не достигли совершеннолетия, рассматривают свои деяния и поступки зачастую как проявление обычной шалости. "Подумаешь - какие мелочи - разбил стекло, сломал дерево, начал высказываться нецензурной бранью" - говорят они, когда приходит время отвечать за содеянное, поскольку совершенное не является обычной шалостью.

Но стоит только, задуматься - и представить последствия, таких поступков. В результате, этого, станет понятным – что, на основании чего, несет материальный ущерб все государство в целом. Помимо это происходит моральное или физическое страдание других людей.

В каждом образовательном учреждении найдутся подростки, которые совершенно не хотят учиться.

Рассмотрим конкретный пример, в полицию поступил звонок "В школе заложена бомба!". Но в результате проверки оказалось, что это была всего лишь шутка несовершеннолетнего для того чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените приведенный поступок? Это является уже преступлением, или вы всё-таки думаете это шутка, маленькая шалость? Предусмотрено ли наказание за это? (высказывания ребят). 

. И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до 200 тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.

3. Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия. Давайте рассмотрим,  какие виды ответственности существуют и наказания.

 Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, распитие спиртных напитков несовершеннолетними. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

4.Классный руководитель: Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в  различных нарушениях.

Виды ответственности:

А – административная   ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная  

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одноклассника (Г)
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  3. Избил одноклассника (У)
  4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
  5. Совершил прогул в школе (Д)
  6. Переходил дорогу в неположенном месте  (А)
  7. Разбил мячом окно (Г)
  8. Нецензурно выражался в общественном месте  (А)

***Представим следующую ситуацию: Инсценировка «На перемене»:

«Дай телефон, музыку послушать, скукотища!

- Не дам, он новый, только вчера купили.

-Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет». Выбрасывает телефон.

Статья 167 УК – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты труда, либо лишение свободы до двух лет.

***А теперь рассмотрим следующую ситуацию: «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон (деньги)».

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий.

1 .Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

З. Сообщить приметы хулиганов

4. Поставь в известность родителей.

5. «Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

  • Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям
  • Стремление к примитивному времяпровождению
  • Зависть
  • Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей
  • Жадность
  • Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность
  • Неуверенность в завтрашнем дне
  • Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции
  • Низкий материальный уровень жизни населения
  • Низкий уровень правовой культуры граждан.  Алкоголизм и наркомания
  • Ответственное отношение к учебе, знаниям
  • Обладание внутренним миром
  • Общение и искусством, природой
  • Доброта

Делается вывод:

- Что приводит к правонарушениям? Заполнение кластера на доске.

- Все ли делают так? Каждый человек способен сам сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления. 

Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

  1. Вопросы викторины:Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  1. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).
  1. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему).
  1. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым.
  1. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему "Человек отражается в своих поступках"

К разработке классного часа есть приложение: презентация "Кодекс студента колледжа" (см. мои публикации)...

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Дан...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Проект на тему: Я в ответе за свое здоровье"

Данная методическая разработка имеет целью получение данных для оценки сформированности межпредметных связей расширение кругозора обучающихся, воспитание эстетического вкуса и умение отображать различ...

Методическая разработка практического занятия "Правонарушения и юридическая ответственность"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Основы права"  предназначена для преподавателей и обучающихся...

Методическая разработка классного часа "Человек отражается в своих поступках"

Классный час "Человек отражается в своих поступках" ставит следующие воспитательные задачи:·  развивать умения «входить в положение других людей», понимать их чувства, мотивы поведения;·...

Презентация по теме "Мы в ответе за свои поступки"

Данную презентацию можно использовать на классных часах для формирования правовой грамотности для учащихся 7-11 классов....

"Профилактика правонарушений и формирование ответственности среди обучающихся «Мы в ответе за свои поступки»

Методическая разработка «Профилактика правонарушений и формирование ответственности среди обучающихся «Мы в ответе за свои поступки» Цель: Профилактика правонарушений ...