Создание психологически комфортной обстановки в детском саду средствами музыки
статья

Рыжова Ольга Владимировна

Сообщение на Педагогическом совете № 2 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

«Психофизическое  и нравственное здоровье дошкольника как основа воспитания личности» по теме:

«Создание психологически комфортной обстановки

в детском саду  средствами музыки».

                                                       Подготовила:

музыкальный руководитель

                                                        Рыжова Ольга Владимировна

2021г.

Создание психологически комфортной обстановки

в детском саду  средствами музыки.

t1574702838aa.png 

«Музыка -  не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья».   (В. М. Бехтерев)

«Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка».  (П.И. Чайковский)

    Среди психологических проблем нашего времени особое место заняла проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического здоровья.

Психологическое здоровье ребенка – это   особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, так как  сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей – одна их главных задач.  

 Формированию психо-эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении способствуют все виды деятельности, в которые вовлечены дети, но особую роль в обогащении эмоционального и коммуникативного  опыта ребенка играет музыка.

Дошкольный возраст - благодатный период для того, чтобы научить детей соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт дошкольников, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии.

На мой взгляд, роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального и психологического  благополучия дошкольников очень важна. Поэтому, я стараюсь в своей работе создавать благоприятные условия, предоставляя своим воспитанникам простор для дальнейшей творческой самореализации.

В своей работе на музыкальных занятиях я применяю разнообразные технологии, методы и приёмы, в том числе и инновационные. Например, провожу логоритмические задания.

 Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением. Логоритмика в условиях современного ДОУ, разработанной с учетом ФГОС,

 раскрывает такие виды здоровьесберегаюших техногологий, как:

-валеологические песни-распевки - песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению. ПРИМЕР; из конспекта.

 - пальчиковая гимнастика – упражнения с пальчиками и ладошками, которые не только помогают развивать речь ребенка, но и благоприятно влияют на  все функции организма.

  - музыкотерапия – слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов – повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии. Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме.

-коммуникативные игры – музыкально-ритмические движения с непосредственным контактированием с партнером развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта.

-игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует навыков сотрудничества и сотворчества.

В практику педагогов входят такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

Можно выделить музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Так, например:

- для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;

- для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта;

- для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

«Эффект Моцарта»

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

Музыкальная деятельность в детском саду не может ограничиваться традиционными видами организации детей - музыка не заканчивается на пороге музыкального зала, а должна звучать  на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Психологи пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом жизни ребенка в детском саду.

В некоторых детских садах в повседневную жизнь ввели инновационную идею музыкального сопровождения режимных моментов. В частности - сопровождение приема пищи: завтрака, обеда и ужина; тихий час: засыпание и подъем; во время утреннего приема детей; во время сбора на прогулку и т.д.

Результаты превзошли ожидания!

    - Целенаправленное применение средств музыкотерапии повышает уровень развития эмоциональной сферы дошкольников, способствует созданию позитивного эмоционального климата в группах ДОУ, укрепляет физическое и психологическое здоровье детей.

   - Музыка способствовала снятию нервно-психического напряжения в процессе повседневной жизни в ДОУ. Дети заряжались положительными эмоциями.  У них прививались навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы, а также развитию воображения, творческого восприятия.

  - Использование музыки в режимных моментах повышает качество воспитательно-образовательного процесса. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это считается одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

В практику педагогов входят такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

   Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

   Наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада

- В детском саду музыку необходимо включать в режимные моменты:

1. Во время утреннего приема, для создания дружеских взаимоотношений и положительные эмоций у ребёнка и родителей, рекомендуется включать:

- радостную классическую музыку, такую как: «Весенние голоса» И. Штрауса; «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта; «Утро» Э. Грига;

- добрые детские песни: «Антошка» В. Шаинский, Ю. Энтин; «Улыбка» В. Шаинский;

2. Во время проведения утренней гимнастики и бодрящей зарядки, рекомендуется включать бодрую, ритмичную музыку:

- «Марш» Е. Тиличеевой, «Марш» Е. Юцкевича.

- «Песенка про зарядку» Г. Гладков, Г. Остер. Таким образом, решаются задачи и музыкального и физического воспитания детей.

3. Чтобы быстро и весело собраться на прогулку можно включить такие детские песни как:

- «Облака» В. Шаинский, С. Козлов; «Какой чудесный день» А. Флярковского, Е. Карганов; «Какое небо голубое» А. Рыбников, Б. Окуджава.

4. Чтобы успокоить детей и подготовить их ко сну необходимо включать нежную, успокаивающую, расслабляющую музыку:

- Прелюдия ми-минор Ф. Шопена, Адажио для органа и струнных Т. Альбинони, «Лебедь» Ж. К. Сен-Санса, «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Колыбельная» В. А. Моцарта; «Колыбельная медведицы» А. Флярковского, С. Свириденко;

5. Чтобы детям легче было проснуться после тихого часа, то во время подъёма, рекомендуется включить спокойную, но оптимистично-просветлённую музыку: «Прелюдия 1, оп.28» Ф. Шопена, «Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Шестая симфония» 3-я часть П. И. Чайковского.

Музыка органично включается в образовательные области:

1. для занятий по изобразительному искусству подойдут Ю. Чичкова, М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке» из т/ф «Шёлковая кисточка»;

2. для занятий по художественному творчеству (лепка, аппликация) подойдёт инструментальная музыка: «Времена года» А. Вивальди, «Времена года» П. И. Чайковского, т.к. исследования педагога-психолога В.И. Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение и способствует развитию фантазии.

3. перед занятиям по чтению можно включить такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусорского, «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова.

 На занятиях рекомендуется применять релаксационные паузы (несколько минут расслабившись, положа голову на стол или кому как удобнее, послушать классическую музыку).

           По мнению известного психолога Б. М. Теплова «Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций». Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить.

 Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».

  Наша главная задача -  не навредить, а воспитать психически здорового и уравновешенного ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская музыкальная литература «Характерные черты детской маршевой музыки»

Конспектоткрытого урока по предмету Детская музыкальная литература«Характерные черты детской маршевой музыки»...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Роль мотивации и психологически-комфортной атмосферы в коррекционно-образовательном процессе

Статья, в которой раскрывается значимость и ведущая роль мотивации в коррекционно-педагогическом процессе, семейных отношениях между родителями и детьми. Рассмотрены способы установления психологическ...

Социальный проект «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».

Название проекта: «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».Направление проекта:  Создание в техникуме обстановки психологического комфорта, содействие в сохранении и...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человечески...

Создание психологической комфортной среды на уроках

Выступление на педагогическом Совете...