Статья "Системный подход в профилактике нарушений осанки у обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации"
статья

В статье освещен вопрос системного подхода при профилактике нарушений осанки. Раскрыты основные причины возникновения нарушений осанки, способы профилактики в условиях образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_evdokimov_yu.a.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Системный подход в профилактике нарушений осанки у обучающихся

 в условиях профессиональной образовательной организации

Осанка – строго индивидуальный фактор, по ней можно узнать человека, выделить его из толпы и даже оценить его общее физическое развитие и психологическое состояние.

Осанка - это привычное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, формируется она в процессе роста, развития и воспитания в период от 5 до 18 лет. Это один из показателей здоровья человека.

Если же говорить в общем, то можно сказать, что осанка – это именно то положение тела, в котором человеку комфортно, удобно находиться, стоя при этом в вертикальном положении.                                                                Нарушения осанки - это состояние которое характеризуется устойчивым отклонением туловища от нормального положения.

Неправильно считать, что правильная осанка характеризуется прямыми линиями позвоночника, так как при правильной осанке наоборот имеются естественные изгибы: лордозы и кифозы. В норме осанка является срединным значением между пассивной и активной осанкой. Пассивная проявляется при мышечной усталости или в состоянии покоя, а активная - при активной мышечной работе. Для такого срединного значения характерны хорошо выраженные естественные позвоночные изгибы. Они позволяют амортизировать нагрузку во время движения.

Внешне  у человека с нормальной осанкой наблюдается симметричное расположение всех частей тела по отношению к позвоночнику. Голова занимает строго вертикальное положение. Подбородок слегка приподнят, козелки ушей и нижние края глазниц находятся на одном уровне. Линия надплечий расположена горизонтально, живот подтянут, лопатки прижаты, грудная клетка приподнята.

Человек с правильной осанкой подтянут, он легко передвигается и меньше устает. Отсутствие нарушения в естественных изгибах позвоночника и отличный баланс мышц и скелета приводят не только к спортивному внешнему виду и легкой походке, нервная система, дыхательные пути, сердце и сосуды работают четко и слаженно, нагрузка на суставы равномерно распределена, человек отличается высокой работоспособностью, его не мучают головные боли и боли в спине, все органы и системы функционируют в норме. Правильная осанка предохраняет опорно-двигательный аппарат от перегрузок и травм за счет баланса частей тела и мышц.

Увеличение или уменьшение естественных изгибов позвоночника – это уже нарушение осанки, либо заболевание  (патологические лордоз/кифоз,  либо сколиоз).

Внешними признаками неправильной осанки являются:

 - неравный уровень плеч и лопаток;

 - круглая спина, запавшая грудная клетка, что проявляется сутулостью;

 - живот выпячен, таз отставлен назад;

 - излишне увеличен поясничный изгиб;

 - голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова).

Нарушение осанки (не считая патологических нарушений) не является болезнью, однако в определенном смысле может рассматриваться, как состояние предболезни, поскольку существенно увеличивает вероятность развития целого ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Последствия, вызываемые нарушениями осанки приносит вред организму  и выражаются не только неэстетичным внешним видом фигуры, нарушается работоспособность внутренних органов, что ведет к  развитию заболеваний.

Передавленный пищевод и желудок не могут полноценно перерабатывать и усваивать пищу, отсюда проблемы с пищеварением, чувство тяжести.

Деформация грудной клетки ведет к затруднению процесса дыхания, вплоть до развития хронической гипоксии и бронхиальной астмы, развитие слабости, головных болей, усталости и раздражительности.

Нарушение осанки ведет к ухудшению работоспособности сердечно-сосудистой системы. Сдавливаемое сердце пытается компенсировать ритм увеличением количества сокращений, что вызывает аритмии, тахикардии и высокое давление, нарушения в работе гормональной системы, ослабление иммунной защиты организма, нарушенным кровотоком, приводящим к проблемам с мозговой активностью, рассеиванию внимания, ухудшению памяти, падению умственных и адаптивных способностей.

Нарушение осанки и дисгармония внешнего вида нередко становятся причинами развития комплексов неполноценности, замкнутости, психоэмоциональных расстройств. Человек чувствует себя ненужным, к которому весь остальной мир относится враждебно.

Причинами нарушений осанки являются:

- врожденные патологии;

- травмы позвоночника;

- недостаточная физическая активность, ведущая к слабому развитию мышц спины, служащих опорой для позвоночника.

- нерациональная рабочая поза во время учебных занятий;

-нахождение в помещениях с недостаточным освещением;

- неудобная одежда;

- нарушения слуха и зрения (постоянно заставляет вытягиваться в сторону раздражителя, чтобы лучше его услышать или рассмотреть);

Причиной номер один нарушения осанки выступают длительные динамические и статические перенапряжения, особенно на этапе роста и развития позвоночника.

Данные медицинского осмотра обучающихся 1 курса, проведенного в  2021 году (Приложение1), показывают, что проблема нарушений осанки среди обучающихся нашего отделения актуальна.

С учетом того, что не все обучающиеся были охвачены медицинским осмотром доля обучающихся, имеющих нарушения осанки, патологические лордоз/кифоз, сколиоз составляют 24,9%.

В большинстве случаев нарушения осанки можно устранить без использования специальных медицинских мероприятий, достаточно внести небольшие коррективы в привычный образ жизни.

Лечение серьезных нарушений осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата осуществляется  травматологом-ортопедом.

Лучшим способом профилактики нарушений осанки будет конечно комплексный подход, когда используется комплекс профилактических мероприятий.

Учитывая низкий уровень социальной зрелости обучающихся, а часто  и слабую заинтересованность родителей и законных представителей в сохранении и укреплении здоровья, отдельные мероприятия по профилактике нарушений осанки, можно  проводить в  условиях образовательного учреждения.

Проводя длительное время в определенных удобных положениях, привычных позах происходит формирование осанки. Очень часто происходит так, что позы, которые являются «нормальными» и удобными, негативно влияют на позвоночник.

Следует помнить, что именно привычные позы формируют осанку, поэтому необходимо вырабатывать привычку постоянно следить за правильным положением тела.

Так при длительном сидении в аудитории или нахождении в вынужденной рабочей позе в период учебной практики, мышцы спины, шеи начинают уставать, расслабляются и тело принимает неправильное положение.

При нахождении длительного времени в сидячем положении, рекомендуется каждые 20 минут вставать с места и при возможности немного разминаться, выполняя упражнения на расслабление (Приложение 2).

При нахождении в вынужденной рабочей позе в период  учебной практики – выполнять специально разработанный комплекс производственной гимнастики.

Это могут быть простые физические упражнения, не требующие специальных приспособлений и спортивного оборудования.

Слабое развитие мышц спины, служащих опорой для позвоночника  и недостаточная физическая активность ведет  к нарушению осанки, поэтому большое значение в профилактике нарушений осанки в условиях образовательного учреждения приобретают уроки физической культуры, формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой через посещение уроков, спортивных секций.

Несмотря на то, что для возраста 15-18 лет характерен высокий уровень двигательной активности, примерно у 30% обучающихся отделения  отсутствует потребность в регулярных занятиях физкультурой, многие открыто признаются, что в школе не посещали уроки физической  культуры, трудно включаются в занятия на уроке, оправдывая это неготовностью к уроку, плохим самочувствием и другими причинами.

При выраженных нарушениях осанки противопоказаны высокие физические нагрузки.

При организации занятий, направленных на укрепление мышц спины, необходимо помнить о систематичности таких занятий, при этом постепенно увеличивать физическую активность, не допуская предельных нагрузок.

 При этом занятия силовыми упражнениями (высокоинтенсивные занятия на тренажёрах, с отягощениями: гантелями и штангой), как правило, не используются.

Схема урока физической культуры является общей для обучающихся как основной, так и подготовительной медицинских групп. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки и специфике содержания учебного материала каждой из частей урока. Важным моментом является разработка комплексов применяемых физических упражнений. При этом учитывается состояние здоровья обучающихся, уровень их физической подготовленности. Оценка текущей успеваемости проводится на основании отношения обучающихся к урокам физической культуры и положительной динамики показателей физического развития.

Все обучающиеся на основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная. К основной группе относят обучающихся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии. К подготовительной группе относят обучающихся без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии. К специальной медицинской группе относят обучающихся с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.

Для обучающихся подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, отказ от использования соревновательного метода.

Большое значение при профилактике нарушений осанки имеет соответствие санитарных и гигиенических норм и требований к учебным кабинетам и мастерским, так как недостаточное освещение приводит к необходимости ниже наклоняться над учебником и тетрадью, либо занимать неправильную  рабочую позу при выполнении производственных работ. При этом спина в грудном и шейном отделе позвоночника постоянно согнута, что приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

При планировании и организации работ, связанных с переносом тяжестей, необходимо учитывать нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" и зарегистрированого в Минюсте РФ 01.07.1999 N 1817. (Приложение 3).

При этом нецелесообразно носить тяжести в одной руке, необходимо равномерно распределять нагрузку на обе руки.

Еще один фактор, который влияет на осанку – это психологическое состояние человека.

Если человек неуверен, замкнут, то он всеми силами старается быть незаметным. В стрессовой ситуации часто начинает сутулиться. Поза характеризуется тем, что голова втянута, плечи приподняты, взгляд опущен. Чувство неуверенности читается и в опущенных плечах. Во время ходьбы наблюдается волочащаяся походка, плечи и голова опущены. На стуле старается занять как можно меньше места, сидит на краешке, как будто говорит своей позой "я ненадолго, сейчас уйду». При таком положении меняется положение ног, корпус естественно наклоняется вперед. Частое нахождение в такой позе также ведет к нарушению осанки.

При наличии неуверенности, внутреннего страха, человек  может обхватывать себя руками за локти, словно пытается обнять сам себя, успокоить. Многие нерешительные люди словно зажимают себя, при этом корпус так же принимает неестественную позу, появляется сутулость. Для профилактики таких проявлений целесообразно обратиться за помощью  к педагогу-психологу.

Большое значение в профилактике нарушений осанки имеет просветительская работа, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, которую можно организовать, используя различные формы работы: индивидуальные беседы, консультирование, проведение классных часов, беседы с участием медицинского работника, выпуск информационных газет и видеороликов о ЗОЖ.

Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательном учреждении, но и в домашних условиях. Поэтому важное место в профилактике нарушений осанки отводится семье.

При проведении бесед с обучающимися  и родителями необходимо включать информацию о сбалансированном питании, влиянии правильно подобранной одежды и обуви, соблюдении режима дня, положении тела во время сна и другие моменты, которые оказывают значительное влияние на формирование правильной осанки.

Таким образом, комплекс мероприятий, включающих  устранение причин нарушения осанки, контроль за правильностью положения тела в повседневной жизни, проведение профилактических мероприятий в условиях образовательного учреждения могут  значительно влиять на осанку  И эффективность этих мероприятий будет зависеть от совместных действий семьи (родителей, обучающегося) и образовательного учреждения.

                                                                                                                

Литература

1. Брэгг П.С. Позвоночник: ключ к здоровью. СПб., 1995.-225 с.

2. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.:ЭКСМО, 2004.-207с.

3. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для

учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64с.

4. Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и

плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. -64с.

5. Носкова Л.А. Позвоночник – осанка – здоровье. М.:Феникс, 1999.-98с.

  1. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. М., 1991.-176с.
  2. Физическая культура. Лечебная физкультура при нарушении осанки: методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей и направлений подготовки. Санкт-Петербургский горный университет. сост.: Г.В. Зароднюк, М.Н. Ларионова, СПб, 2019.-35 с.

Интернет-источники:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23823/f0f7705ff869c0774d80d17729dbedaa3b3eec80/

        

Приложение 1

Данные медицинского осмотра обучающихся 1 курса (2020-2021 уч.год)

Профессия

Кол-во

обучающихся  в группе

Кол-во (%) обучающихся, имеющих нарушения осанки и патологические лордоз/кифоз, сколиоз

Рабочий зеленого хозяйства

11

4 (36,3%)

Изготовитель пищевых полуфабрикатов

15

3 (20%)

Штукатур

13

3 (23,1%)

Каменщик

14

3 (21,4%)

Бетонщик

10

2 (13,3%)

Маляр

12

5 (41,7%)

Оператор швейного оборудования

11

2 (18,2%)

Всего

86

22 (24,9%)

Приложение 2

Упражнения, направленные на расслабление мышц шеи, спины, нижних конечностей

(упражнения во всех исходных положениях выполняются с напряжением и задержкой в крайнем положении)

Комплекс 1 (упражнения сидя на стуле)

1. И.п. - руки на коленях, ноги вытянуты вперед. Потянуть носки от себя и к себе.

2. И.п. - руки на коленях, ноги на ширине плеч. Поочередно отрывать от пола пятки и носки.

3. И.п. - руки на коленях, ноги на ширине плеч на носках. Вращения  ступнями в одну и в другую стороны.

4. И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Медленно выполнять круговые движения прямыми руками вперёд, слегка прогибая позвоночник, затем назад.

5. И.п. - руки на поясе, ноги на ширине плеч, медленно поднять голову вверх, опустить, затем наклонить голову вправо, влево (амплитуда - движений небольшая).

6. И.п. - руки на коленях, ноги на ширине плеч. Медленно наклониться вперёд (спина прямая); вернуться в и.п.

7. И.п. - руками опереться о сиденье, ноги вместе. Опираясь на руки, приподнять таз (юноши могут приподнять и ноги); удерживаться в этом положении 3-5 секунд; опуститься, расслабиться.

Комплекс 2 (упражнения стоя у стола)

1. И.п. - руки на поясе, ноги на ширине плеч, медленно поднять голову вверх, опустить, затем наклонить голову вправо, влево (амплитуда - движений небольшая).

2. И.П. – о.с., руки на пояс, разведение локтей со сведением лопаток – вдох, и.п. – выдох.

3. И.П. – о.с., отведение рук назад с прогибанием в грудном отделе позвоночника. – вдох и.п. – выдох.

4. И.П. – о.с., то же, что и в упр. 3, но с одновременным отставлением ноги назад на носок – вдох, и.п. – выдох.

5. И.п. - руки на поясе, ноги на ширине плеч. Выполнять круговые движения корпусом (в поясничном отделе позвоночника) в одну сторону, затем в другую.

6. И.п. – о.с., приседания без отрыва пяток 10-12 раз.

7. И.п. – о.с., упереться руками в поверхность стола и медленно подниматься, а затем опускаться на носочки.

8. И.п. – о.с., встать на внешние стороны стоп, зафиксировать положение на 20-30 секунд и опуститься на полную стопу.

Приложение 3

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц

моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную        

Характер работы, показатель тяжести труда

Предельно допустимая масса груза в кг

Юноши          

Девушки

15

лет

16

лет

17

лет

15

лет

16

лет

17

лет

Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены

3

4

4

2

3

3

Подъем и перемещение вручную груза в течение не более 1/3 рабочей смены:

 - постоянно (более 2 раз в час);

 - при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час)

7

15

11

20

13

24

4

5

5

7

6

8

Суммарная масса груза, перемещаемая в течение смены:

 - подъем с рабочей поверхности;

 - подъем с пола

500

250

1000

500

1500

700

200

100

400

200

500

250

Примечания. 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

для юношей 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг;

для девушек 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре в 4 «Б» классе Тема: «Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки»

Задачи урока:1.     Обучение преодолению гимнастической  полосы препятствий.2.     Формирование  правильной  осанки.3.     Во...

Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...

Профилактика нарушений осанки и зрения подростков

Рекомендовано для преподавателей и родителей.В настоящее время всё чаще связывают ухудшение здоровья детей с учёбой, но, как известно, любой человек в течение жизни приобретает болезни. Тем не менее, ...

"Профилактика нарушения осанки"

Студенческая конференция «Международный день здоровья. Медицина для всех»  Презентация "Профилактика нарушения осанки"...

Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» с 3-7 лет.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клет...

Разработка учебного плана в условиях вступления образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) в процесс внедрения наиболее востребованных, новых и перспективных профессий специальностей становится неотъемлемой частью методическо

1.1. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования (далее учебный план) – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение ...