Разработка учебного плана в условиях вступления образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) в процесс внедрения наиболее востребованных, новых и перспективных профессий специальностей становится неотъемлемой частью методическо
учебно-методический материал

Гинзбург Денис Александрович

1.1. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования (далее учебный план) – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации (пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п.12 приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»). 1.2. Учебный план самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией, реализующей образовательные программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (по профессии СПО) и (или) программы подготовки специалистов среднего звена (по специальности СПО). Учебный план образовательной программы разрабатывается на основе ФГОС СПО по специальности/ профессии, а также Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в случае реализации образовательной программы СПО на базе основного общего образования) с учетом примерной основной образовательной программы СПО (ПООП СПО).. При разработке учебного плана определяются качественные и количественные характеристики образовательной программы по специальности /профессии среднего профессионального образования, в том числе: объёмные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; объёмные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации, условия проведения демонстрационного экзамена в структуре процедур государственной итоговой аттестации. 1.3. В процессе разработки учебного плана следует учитывать общие правила, определяющие параметры организации образовательного процесса. 1) Объем недельной образовательной нагрузки обучающихся по программе не может превышать 36 академических часа, и включает все виды работы во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную учебную работу; 2) Все виды проводимых учебных мероприятий, требующих взаимодействия обучаемого и обучающего должны быть отражены в объеме часов дисциплин, междисциплинарных курсов, практик, составляющих структуру учебного плана. 3) Время, отводимое на самостоятельную работу обучающегося, не относится к времени, отводимому на работу во взаимодействии, но входит в объем часов учебного плана. Организация самостоятельной работы обучающихся относится к свободе образовательной организации, а ее конкретизация фиксируется в локальным акте образовательной организации. 4) Объем образовательной нагрузки обучающихся при очной форме обучения во взаимодействии с преподавателем должен составлять не менее 70 процентов (для специальностей СПО) и не менее 80 процентов (для профессии СПО) от объема, отводимого на учебные циклы образовательной программы СПО; 5) Суммарный бюджет объем времени по учебным циклам не может быть менее соответствующих объемов, указанных во ФГОС СПО (Таблица 1. Раздел II). 6) Образовательная программа СПО должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.7) Общая продолжительность каникул при освоении программ по профессиям СПО: – при сроке получения образования 10 месяцев: составляет не менее 2 недель в зимний период; – при сроке получения образования более 1 года (в том числе при реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования) – не менее 10 недель в каждом учебном году, за исключением последнего, в том числе не менее 2 недель в зимний период. В последний год обучения каникулы составляют 2 недели в зимний период. 8) Общая продолжительность каникул при освоении ППССЗ составляет 8-11 недель в учебном году, в том числе не менее 2 недель в зимний период, за исключением последнего года обучения, когда каникулы составляют 2 недели в зимний период. 2. Планирование реализации дисциплин общего образования в структуре учебного плана 2.1. Общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается на 2952 часа (для профессий СПО) и на 1476 часов (для специальностей СПО) и включает промежуточную аттестацию. Данный объем образовательной программы направлен на обеспечение получения среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом профиля получаемой профессии (специальности). 2.2. Перечень общеобразовательных учебных дисциплин и объем нагрузки по ним определяется в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259). 2.3. Общеобразовательный цикл учебного плана не предусматривает наличия самостоятельной работы в структуре учебной нагрузки. 2.4. Период изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), необходимых для получения обучающимися среднего общего образования, в течениесрока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно. 3. Планирование практического обучения 3.1. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования в учебном плане образовательной организации предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. 3.2. Учебная и производственная практики планируются образовательной организацией в рамках реализации профессиональных модулей и могут быть организованы как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. 3.3. Производственная практика включает практику по профилю специальности и преддипломную практику. 3.4. На учебную и производственную практики в соответствии с ФГОС СПО по новым, наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям выделяется не менее 25 процентов от объема времени, отводимого на освоение профессионального цикла. 3.5. Проведение преддипломной практики по специальностям СПО, ориентированно на проверку готовности выпускника к самостоятельной трудовой деятельности и подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм, а также на апробацию основных положений дипломной работы (дипломного проекта). 3.6. Преддипломная практика является обязательной для всех обучающихся, планируется непрерывно после освоения учебной практики и производственной практики (по профилю специальности) и проводится в период между временем проведения последней сессии и временем, отведенным на государственную итоговую аттестацию (ГИА). 3.7. Длительность проведения преддипломной практики, планируемой при построении образовательного процесса, не превышает 144 часа (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2015 года № 06-846 «О направлении методических рекомендаций») 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по реализации рейтинговой системы оценки знаний в образовательной организации среднего профессионального образования

В статье речь пойдет об опыте работы по внедрению модульно-рейтинговой технологии в обучение студентов СПО дисциплине "Методика преподавания  русского языка в начальных классах".В рамках ФГОС СПО...

Проект "Внедрение в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса» ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям"

Данный проект создан с целью совершенствования системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена через формирование востребованных прикладных квалификаций. Для решен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методическая разработка урока представляет собой проект занятия по английскому языку, предназначена для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и школьных...

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения по ОГСЭ.01 Осн...

Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению руководителей и специалистов образовательных организаций среднего профессионального образования

В рамках реализации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка примерных рабочих программ, примерных фондов оценочных средств для промежуточной аттест...