Нравственно-патриотическое воспитание детей
консультация

Кравцова Светлана Алексеевна

Нравственно-патриотическое воспитание детей

Любовь к Родине необходимо прививать с раннего детства.  Важной задачей  нашего времени является воспитание нравственно     патриотических чувств у подрастающего поколения.  Детям важно знать культуру своих предков, историю Земли на которой они родились и живут. Только таким образом у дошкольника воспитывается уважение и любовь к Родине.  Воспитателям необходимо ознакомлять  детей  с фильмами  о Великой Отечественной войне, литературными образами героев и их героическими поступками. Русские народные сказки, четверостишия и прибаутки  издавна играют большую роль в народной педагогике. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием  доброжелательного отношения к традициям  других народов, к каждому человеку, независимо от вероисповедания.

Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример близких людей, родственников. Ребенок берет пример с поступков старших. Взрослый человек должен показать дошкольнику что такое «хорошо», а что «плохо». Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа совместной деятельности воспитателей и родителей ребенка.  Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, любознательны, готовы к получению нового опыта, у них формируются моральные качества и жизненные ценности, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Главной задачей нравственно-патриотического воспитания является формирование трепетного отношения к природе родного края; педагог должен научить детей  видеть красоту, жить с ней в мире и гармонии, не нарушая ее ритма, защищать ее. Донести ребенку, что он – тоже часть этой природы.  

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.  Ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому для более четкого понимания смысла произведения, необходимо доносить информацию наглядно. Например,  проведение уроков рисования на такие темы, как «Мой родной край», «Город в котором я живу», «Я и моя Семья», «Национальные праздники». Так же можно устроить конкурс фотографий на аналогичные темы, что поможет в развитии национально-патриотический чувств у дошкольников и выявлении таланта у юных фотографов. Необходимо  строить работу индивидуально, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Начальным  этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в родном  городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.  Ознакомляясь  с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях.  Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своего родного края.  Необходимо  с детства совершать такие дела на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. В этих целях зачастую проводятся субботники и различные мероприятия по очистке родного города. Важно учитывать, что для ребёнка дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому, неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Немаловажную роль в развитии дошкольника и прививании ему патриотических ценностей играет   предметно-развивающая среда. Игра – естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в выполнении главных задач и нравственно-патриотическом воспитании  рекомендуется обращаться к игре. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия, которые дают юным исследователям возможность побывать в разных уголках нашей Родины, не выходя из детского сада. Посещение музеев, выставок и специальных помещений в детском саду помогает  ребенку проникнуть в историю быта родного края. Здесь же дети знакомятся с народными росписями, декоративно-прикладным искусством хохломы, городецкой росписи, гжели, дымковской игрушки.

На занятиях необходимо включать музыку патриотического характера. Музыка помогает раскрывать чувства людей. Благодаря чему у ребенка развивается личность и музыкальный вкус. У детей наблюдается развитие различных видов восприятия, внимания и памяти. Сопровождение физкультурных занятий музыкой помогает улучшать здоровье и прививать нравственно-патриотические качества одновременно. Музыкальный репертуар должен отражать традиции нашего народа, любовь к природе родного края и близким людям. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности  и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Любовь к Родине у дошкольника формируется после воспитания бережного отношения к своему двору, детскому саду и окружающим людям. Очень важно чтобы ребенок в детском саду был наполнен положительными эмоциями, находился в теплой и доброжелательной обстановке. Только так у детей дошкольного возраста будет формироваться доверительное отношение к людям и окружающему миру.

В процессе формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств важную роль играет ознакомление детей с художниками и их произведениями изобразительного искусства. Проводя беседу с дошкольниками необходимо самостоятельно раскрывать смысл картины, что способствует правильно вызванным чувствам детей. Ребенок дошкольного возраста должен уметь видеть не просто изображенные предметы и узнавать их, но и видеть красоту в них. Ребенок должен задаваться вопросами: почему художник именно так изобразил объект? Почему он использовал такие цвета? Именно подобные детали помогают более ясно донести тему произведения. С помощью творческой деятельности можно дать ребенку возможность выразить свои чувства, настроение. Творчество помогает детям раскрыть свой потенциал, показать собственное «Я». В процессе ребенок дает волю фантазии, накапливает опыт. Данная деятельность развивает в дошкольнике   умение сопоставлять и анализировать увиденное, формируется такое качество как наблюдательность. Рисуя какие-либо предметы, ребенок видит мир с другой стороны. Благодаря творческой деятельности ребенок начинает внимательней относиться к окружающей его природе, он начинает интересоваться погодой и природными явлениями. Одна из форм ознакомления с природой - это пешие прогулки по парку, улицам города  и поход в лес. Дети получают знания о том, какие животные и птицы живут в нашей местности, какие растения характерны в наших природных условиях.

Главная цель дошкольных учреждений - воспитать здоровое, смелое и  инициативное новое поколение.  Практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Именно в этот период закладываются основы мировоззрения человека Воспитателям необходимо привить детям не только любовь к родным местам, но и гордость за страну в которой они живут и желание приумножить ее богатство. Каждый воспитанник детского сада - это будущее нашей Родины. Подрастающее поколение несет культуру и историческое прошлое страны. Именно поэтому детям необходимо знать историю народа и культуру своих предков. Особое внимание к культуре и традициям страны, поможет в дальнейшем с уважением относиться  к культурным традициям других народов. Сохранить человеческие качества, заложить нравственно-патриотические основы, которые научат их мыслить в правильном направлении и защитят от нежелательного влияния - это то, что послужило началом для создания системы работы с дошкольниками. «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» (По С.И.Ожегову)

Литература:

  1. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.

Интернет ресурсы:

  1. https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92673.htm/page1479602.htm
  2. https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/ebo/item/3393--905

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_patriot._vospitanie.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей

Любовь к Родине необходимо прививать с раннего детства.  Важной задачей  нашего времени является воспитание нравственно     патриотических чувств у подрастающего поколения.  Детям важно знать культуру своих предков, историю Земли на которой они родились и живут. Только таким образом у дошкольника воспитывается уважение и любовь к Родине.  Воспитателям необходимо ознакомлять  детей  с фильмами  о Великой Отечественной войне, литературными образами героев и их героическими поступками. Русские народные сказки, четверостишия и прибаутки  издавна играют большую роль в народной педагогике. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием  доброжелательного отношения к традициям  других народов, к каждому человеку, независимо от вероисповедания.

Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример близких людей, родственников. Ребенок берет пример с поступков старших. Взрослый человек должен показать дошкольнику что такое «хорошо», а что «плохо». Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа совместной деятельности воспитателей и родителей ребенка.  Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, любознательны, готовы к получению нового опыта, у них формируются моральные качества и жизненные ценности, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Главной задачей нравственно-патриотического воспитания является формирование трепетного отношения к природе родного края; педагог должен научить детей  видеть красоту, жить с ней в мире и гармонии, не нарушая ее ритма, защищать ее. Донести ребенку, что он – тоже часть этой природы.  

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.  Ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому для более четкого понимания смысла произведения, необходимо доносить информацию наглядно. Например,  проведение уроков рисования на такие темы, как «Мой родной край», «Город в котором я живу», «Я и моя Семья», «Национальные праздники». Так же можно устроить конкурс фотографий на аналогичные темы, что поможет в развитии национально-патриотический чувств у дошкольников и выявлении таланта у юных фотографов. Необходимо  строить работу индивидуально, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Начальным  этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в родном  городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.  Ознакомляясь  с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях.  Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своего родного края.  Необходимо  с детства совершать такие дела на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. В этих целях зачастую проводятся субботники и различные мероприятия по очистке родного города. Важно учитывать, что для ребёнка дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому, неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Немаловажную роль в развитии дошкольника и прививании ему патриотических ценностей играет   предметно-развивающая среда. Игра – естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в выполнении главных задач и нравственно-патриотическом воспитании  рекомендуется обращаться к игре. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия, которые дают юным исследователям возможность побывать в разных уголках нашей Родины, не выходя из детского сада. Посещение музеев, выставок и специальных помещений в детском саду помогает  ребенку проникнуть в историю быта родного края. Здесь же дети знакомятся с народными росписями, декоративно-прикладным искусством хохломы, городецкой росписи, гжели, дымковской игрушки.

На занятиях необходимо включать музыку патриотического характера. Музыка помогает раскрывать чувства людей. Благодаря чему у ребенка развивается личность и музыкальный вкус. У детей наблюдается развитие различных видов восприятия, внимания и памяти. Сопровождение физкультурных занятий музыкой помогает улучшать здоровье и прививать нравственно-патриотические качества одновременно. Музыкальный репертуар должен отражать традиции нашего народа, любовь к природе родного края и близким людям. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности  и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Любовь к Родине у дошкольника формируется после воспитания бережного отношения к своему двору, детскому саду и окружающим людям. Очень важно чтобы ребенок в детском саду был наполнен положительными эмоциями, находился в теплой и доброжелательной обстановке. Только так у детей дошкольного возраста будет формироваться доверительное отношение к людям и окружающему миру.

В процессе формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств важную роль играет ознакомление детей с художниками и их произведениями изобразительного искусства. Проводя беседу с дошкольниками необходимо самостоятельно раскрывать смысл картины, что способствует правильно вызванным чувствам детей. Ребенок дошкольного возраста должен уметь видеть не просто изображенные предметы и узнавать их, но и видеть красоту в них. Ребенок должен задаваться вопросами: почему художник именно так изобразил объект? Почему он использовал такие цвета? Именно подобные детали помогают более ясно донести тему произведения. С помощью творческой деятельности можно дать ребенку возможность выразить свои чувства, настроение. Творчество помогает детям раскрыть свой потенциал, показать собственное «Я». В процессе ребенок дает волю фантазии, накапливает опыт. Данная деятельность развивает в дошкольнике   умение сопоставлять и анализировать увиденное, формируется такое качество как наблюдательность. Рисуя какие-либо предметы, ребенок видит мир с другой стороны. Благодаря творческой деятельности ребенок начинает внимательней относиться к окружающей его природе, он начинает интересоваться погодой и природными явлениями. Одна из форм ознакомления с природой - это пешие прогулки по парку, улицам города  и поход в лес. Дети получают знания о том, какие животные и птицы живут в нашей местности, какие растения характерны в наших природных условиях.

Главная цель дошкольных учреждений - воспитать здоровое, смелое и  инициативное новое поколение.  Практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Именно в этот период закладываются основы мировоззрения человека Воспитателям необходимо привить детям не только любовь к родным местам, но и гордость за страну в которой они живут и желание приумножить ее богатство. Каждый воспитанник детского сада - это будущее нашей Родины. Подрастающее поколение несет культуру и историческое прошлое страны. Именно поэтому детям необходимо знать историю народа и культуру своих предков. Особое внимание к культуре и традициям страны, поможет в дальнейшем с уважением относиться  к культурным традициям других народов. Сохранить человеческие качества, заложить нравственно-патриотические основы, которые научат их мыслить в правильном направлении и защитят от нежелательного влияния - это то, что послужило началом для создания системы работы с дошкольниками. «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» (По С.И.Ожегову)

Литература:

  1. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.

Интернет ресурсы:

  1. https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92673.htm/page1479602.htm 
  2. https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/ebo/item/3393--905 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» студентов Брюховецкого аграрного колледжа Краснодарского края

Исследование нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приоб­ретает огромное значение. Эта проблема исходит из самой общественно-политической системы. Неверие людей в благополучие...

Конспект занятия По нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Их именами названы улицы нашего города»

Знакомить детей с историей родного города на примерах героев, чьи имена носят улицы нашего города.Задачи: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой отечественной войны.Воспитывать у детей ч...

Консультация для родителей подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.Толстой А. Н....

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИоТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОБРЫЙ МИР» Для воспитанников разновозрастных групп от 6-18 лет

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОБРЫЙ МИР»Для воспитанников разновозрастных групп от 6-18 лет...

Нравственно - патриотическое воспитание в ДОУ С использованием ИК - технологий.

Сценарий музыкальной деятельности с применением ИКТ в подготовительной группе по теме "Патриотическое воспитание"...