Профессионально-ориентирующее воспитание обучающихся на уроках технологии интеллектуального труда и индивидуальной проектной деятельности
статья

Кристина Валерьевна Михайлова

Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры) является неотъемлемой частью профессионального воспитания обучающихся.

На уроках общеобразовательной учебной дисциплины Технология (технология интеллектуального труда и индивидуальной проектной деятельности) можно использовать различные формы индивидуальной, фронтальной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры) является неотъемлемой частью профессионального воспитания обучающихся.

На уроках общеобразовательной учебной дисциплины Технология (технология интеллектуального труда и индивидуальной проектной деятельности) можно использовать различные формы индивидуальной, фронтальной и групповой работы:

  • психологическое тестирование профессионально значимых личностных качеств;
  • семинар «Планирование профессиональной карьеры»;
  • практикум «Формы самопрезентации для профессионального роста»;
  • презентация «Нормирование и оплата труда»;
  • практическое занятие «Составление резюме»;
  • деловая игра «Собеседование»;
  • видеолекция «Культура труда и профессиональная этика»;
  • изучение этапов и результатов профессионального становления личности через фронтальную работу (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство) и др.

Психологическое тестирование профессионально значимых личностных качеств правильнее проводить, пригласив педагога-психолога. Он сможет подобрать методики
по данному направлению, подготовить стимульный материал, подсчитать и проанализировать результаты. Например, в комплексе можно использовать:

  • дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е.А. Климовым,
  • тест на мышление и креативность Дж. Брунера,
  • методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Семинар «Планирование профессиональной карьеры» можно провести с обсуждением следующих вопросов:

  1. Что означает термин «профессиональная карьера»?
  2. В чём отличие должностного роста от профессиональной карьеры?
  3. Влияние призвания на профессиональную карьеру.
  4. Личностные, служебно-производственные и социально-экономические факторы, влияющие на профессиональную карьеру.
  5. Содержание плана профессиональной карьеры.
  6. Перечень профессиональных качеств, которыми должен обладать человек вашей профессии.

Практикум «Формы самопрезентации для профессионального роста» может содержать упражнения на тренировку навыков делового общения, публичного выступления, на выявления различий самопрезентации в бизнесе, политике, культуре, управлении, продажах, рекламе, а также анализ тактик самопрезентации И. Джонса
и Т. Питтмана.

Презентация «Нормирование и оплата труда» может включать в себя описание:

  • норм охраны труда, затрат труда и результатов труда (трудоёмкости операций, обслуживания, численности, управляемости, выработки и др.);
  • нормирования труда;
  • тарифов и тарифной системы;
  • тарифной ставки и тарифной сетки;
  • квалификации;
  • видов оплаты труда (повременная, сдельная, договорная) и др.

Практическое занятие «Составление резюме» лучше проводить в компьютерном классе с доступом к сети Интернет. Студенты могут выбрать и скачать любой цветной шаблон для резюме и заполнить его информацией о себе.

Деловая игра «Собеседование»

ЗАДАНИЕ: подготовьтесь к собеседованию, используйте резюме. Разделитесь на 2 равные команды «Работодатели» и «Соискатели работы». К каждому работодателю для собеседования по одному разу подсаживается каждый соискатель, а он в свою очередь принимает одно из 3 решений:

  1. Взять на работу на постоянной основе;
  2. Временное трудоустройство;
  3. Отказ в трудоустройстве.

После этого команды меняются, чтобы каждый обучающийся был соискателем работы.

Примерные вопросы работодателей:

  1. Назовите три своих основных достоинства.
  2. Как Вы представляете себя через 5 лет?
  3. Готовы ли Вы работать сверхурочно?
  4. Что для Вас важнее – хорошая зарплата или интересная работа?
  5. Что Вы будете делать, в случае отказа принять Вас на работу?
  6. Каким Вы видите свое будущее рабочее место, свой коллектив?

Видеолекция «Культура труда и профессиональная этика» может содержать видеозаписи об организации рабочего пространства, развитии новых технологий, помогающих в работе, соблюдении техники безопасности.

Изучение этапов и результатов профессионального становления личности через фронтальную работу может включать в себя обсуждение этапов профессионального становления: выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство и творчество.

Список используемой литературы

  1. Технология : 10-11 классы : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [В. Д. Симоненко, О. П. Очинин, Н. В. Матяш и др.]. – 4-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2018. – 208 с. : ил. – (Российский учебник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...

выступление на тему "Экологическое образование и воспитание обучающихся на уроках математики»

В выступлениии говорится об экологическом образовании и воспитании обучающихся на уроках математики....

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Так что же такое «патриотизм»? Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, мы увидим такое определение, как «Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, роди...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочной деятельности...