Народные игры. Народная игрушка
календарно-тематическое планирование

Олеся Александровна Шелепова

Тематическое планирование разновозрастной группы. 3-5 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Народные календарные игры. Народные игрушки.

Срок реализации с 28.11.22     по   02.12.22

Цель: Формирование у детей начальные представления о народных игрушках: дымковских, матрешках. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. Обогащение читательского опыта за счет разных малых форм фольклора.

Задачи: 3-4 лет. Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек (неваляшка, матрешка).               -Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Познакомить с русскими народными играми. Воспитывать уважения к труду взрослых. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

4-5 лет. Познакомить детей с русской народной игрушкой; Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством. Приобщать детей к национально-культурным традициям, развивать интерес к народным игрушкам. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Работа с родителями: Консультация родителям по теме недели «Народные игрушки». Инд. консультации по запросам родителей.

Итоговое мероприятие: Развлечение «Русская народная игрушка». Изготовление куклы тряпичной «Крупеничка»

ППРС: альбом «Русские народные игры»

День недели, дата

Содержание  ОД с детьми (групповая, подгрупповая)

Деятельность с детьми в режимных моментах

1 половина дня

Деятельность с детьми в режимных моментах

 2 половина дня

Индивидуально-коррекционная работа с детьми

Понедельник

Речевое развитие.

Младшая группа.

Тема: «Русская народная игрушка».

Цель: развитие эмоционально-положительного отношения детей к русской народной игрушке.

Задачи: Конкретизировать представления о народной игрушке (деревянной, глиняной, тряпичной)

Развивать интерес к русскому народному фольклору, к культуре своего народа

 Воспитывать уважение к труду народных мастеров

Методы:

- Рассматривание иллюстраций «Матрешки», «Дымковская игрушка»

-Загадка (Деревянные подружки,

Живут они друг в дружке

Все красавицы такие

И платочки расписные.

Круглолицы и румяны

В разноцветных сарафанах)

- Игра «Матрешку собери»

- Заучивание потешек «Петушок»

- Пальчиковая игра «Игрушки»

- Рисование «Матрешка украсим платочек»

-Итог. Похвала детей.

Средняя группа.

Тема: «Народная культура и традиции»

Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой.

Задачи: Закрепление знаний о внешнем виде дымковской игрушки;

Закрепление знаний о цвете и фигурах.

Развивать память, наблюдательность, активность в играх.

Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать ответы товарищей до конца, не перебивая.

Методы:

-Рассмотреть дымковские игрушки.

-Беседа: как появились и из чего делали дымковские игрушки.

-Пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»

-Игра «Собери матрёшку из частей».

- Раскрась дымковскую игрушку.

Итог выставка детских рисунков.

Художественно-эстетическое развитие музыкальное. (по плану муз. Руководителя)

Утренняя гимнастика.

Утренний круг.

Беседа на тему: «Народные игрушки» Рассказать детям о народных игрушках, их истории создания, бытовании.

Д/и «Матрешка»

Д/и «Собери картинку»

Настольно-печатные игры: «Подбери матрешке бусы», «Цветовое домино».

Хороводная игра «Ровным кругом»

С/р игра «Строители».

Работа с трафаретами, раскраски по теме «Народные игрушки».

Дежурство в уголке природы.

Гимнастика после сна. Комплекс 7/8

Опыты: «Вода на морозе замерзает»

Д/и «Когда это бывает?»

П/и «По ровненькой дорожке»

Продуктивная деятельность: рисование «Снежинки-пушинки». Рассматривание фотоальбома «Зима»

Д/и «Что изменилось»

П/и «Попади в корзину.

Показ сказки «Курочка ряба»

Д/и «Собери картинку»

Цель: формировать умение детей складывать картинку из трех четырех частей самостоятельно. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику рук. (Софья, Аня, Исаак)

Развитие основных видов движений: упражнение «Пузырь»: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу.

(Василиса, Ангелина, Дарина)

 

Вторник

 Познавательное развитие (ФЭМП)

Младшая группа.

Тема: «Матрешка в гостях у ребят»

Цель: Формирование представления о геометрических фигурах, умение распознавать их, сравнивать по форме, цвету, размеру.

Задачи: Продолжать упражнять детей в ориентировке на плоскости и названии цветов на платочках и геометрических фигурах

развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, интерес к игре воспитывать самостоятельность, творческую активность, чувство товарищества

Методы:

Демонстрационные: Матрешка, сундучок, муз. композиция "Мы - матрёшки"

Раздаточный: нарисованные шаблоны матрёшек на каждого ребенка с изображением геометрических фигур на фартуках

- Приветствие. (Собрались все дети в круг..)

-Загадки (матрёшки)

- Игровое упражнение: количество и счёт

-Физ. Минутка: «Матрешка»

- Дидактическая игра "Наряди матрёшку"

-Итог: Обсуждение, что делали.

Средняя группа.

Тема: «Матрешки в гостях у ребят»

Цель: Формирование математических навыков.

Задачи: учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;

упражнять в умении объединять геометрические фигуры по форме;

упражнять в составлении фигур из счетных палочек;

расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях.

развивать мышление, интерес к занятиям

Методы:

Демонстрационный: 5 матрешки разной величины, домики в виде геометрических фигур; игрушка медвежонок; слайды «Части суток»

Раздаточный: счетные палочки, геометрические фигуры.

-Приветствие

-Д/И Количество и счет.

- Игровое упражнение «Расставь матрешек по порядку»

- Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

- Игровое упражнение «Разложи фигуры в домики»

-Игра со счетными палочками «Мебель для Мишутки»

- Игровое упражнение «Когда это бывает?»

-Итог: Какие игры вам понравились?

Физическая культура в помещении (по плану физ. Инструктора)

Утренняя гимнастика.

Утренний круг.

Беседа ««Мы не любим упрямых и капризных». Уточнить представления детей о понятиях «упрямство», «капризы», «доброжелательность», их важности в жизни людей; развивать умение оценивать поступки окружающих.

Чтение потешек, небылиц. (по теме недели)

Заучивание с детьми скороговорки «Вышел котик из больницы».

Рус. народная игра «Гуси гуси …»

Д/и «Хитрые матрешки»

Д/И «Колыбельная песенка для матрешки».

П/и «Зайка беленький сидит»

П/и «Найди свой домик»

Работаем в уголке природы.

Гимнастика после сна. Комплекс 7/8

Опыты: «Можно ли пить талую воду?»

Игра «Громко — тихо»

Работа в творческом уголке. Выкладывание росписей на трафаретах матрешек.

С/Р «Семья», «Магазин»

Д/и «Вверх – вниз».

Игры с конструктором «Городок для матрешек»

Беседа по ОБЖ:

«Противопожарные предметы».

Д/И «Обведи трафарет»

П/И «Пройди, не упади».

Вспомнить и проговорить слова прощания во время ухода из д/с. (Настя, Кира)

упражнение «Пузырь». Учить детей вставать в круг, двигаться по кругу.

д-и “Когда это бывает”

Цель. Уточнить, закрепить и углубить знания детей о временах года, учить давать развёрнутый ответ, аргументировать свое мнение.

(Ридан,Ярик,Захар)

Среда

Познавательное развитие (ФЦКМ)

Младшая группа.

Тема: «Путешествие в народную игру»

Цель: Знакомство детей со старинными русскими народными играми. Приобщать к игровому фольклору.

Задачи: накомить детей с русскими народными играми, фольклором, песенками, потешками.

Развивать интерес к их обыгрыванию.

Продолжать активизировать словарный запас.

Учить проговаривать потешки не торопясь, выразительно.

Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм.

Формировать познавательную активность, внимание, память.

Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре вместе с воспитателем. Развивать творческое воображение.

Методы:

-Сюрпризный момент (в гости пришли медведь)

- Знакомство с русскими народными играми.

- Игра разминка (Мишка косолапый)

-П/И «У медведя во бору»

-Загадка «Серовато, зубоват,

По полю рыщет

Зайцев ищет,

Зубами щелк, щелк,

Кто это ребята…»

-Чтение потешки.( Волк – волчок

Шерстяной бочок,

Через ельник бежал,

В можжевельник попал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом.)

-П/И «Гуси -гуси»

-П/И «Зайцы на опушке»

- Р.н. игра «Карусель»

-Итог: Вам понравилось наше путешествие?

Средняя группа.

Тема: «Путешествие в мир русских народных игр»

Цель: Формировать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

Задачи: Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задание. Развивать ловкость, меткость, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, смелость. Доставить детям радость. Воспитывать умение действовать в коллективе сверстников, выполнять правила в играх.

Методы:

-Сюрпризный момент (баба яга.)

- ИГРА «Полёт на метле»

- Игровое задание «Заячьи бега»

- П/И «Котик ниточки мотает»

-Итог: Что понравилось.

Художественно-эстетическое развитие аппликация.

Младшая группа.

Тема: «Дымковская игрушка»

Цели: Формирование у детей интерес к дымковской игрушке.

Задачи: познакомить детей с историей дымковской игрушки, с  ее основными цветами, основными элементами росписи;

учить составлять аппликацию с заготовками элементов дымковской росписи;

развивать речь, умения отвечать на вопросы воспитателя;

развивать сосредоточенность внимания, мелкую моторику рук.

Методы:

-Приветствие «Здравствуйте, ладошки!»

- стишок Агнии Барто.

Я люблю свою лошадку.

-Презентация Дымковская игрушка.

-Показ и выполнение работ (Дымковский конек)

-Итог: А какими деталями вы украшали дымковских игрушек- лошадок?

Средняя группа.

Тема: « Филимоновская игрушка-барашек» .

Цели: Формирование навыка у детей в умении вырезать прямую полоску бумаги, украшать ими шаблон филимоновских игрушек.        

Задачи: Учить вырезать прямую полоску бумаги, украшать ими шаблон филимоновских игрушек, правильно составлять узор из деталей; аккуратно наклеивать. ознакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. -формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров

Методы:

- Показ иллюстрации (предметов декоративно-прикладного искусства)

- беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера- народные умельцы.

-Показ и выполнение Работ (барышня)

-Итог: как называются эти игрушки?

Физическая культура на улице (по плану физ. Инструктора)

Утренняя гимнастика.

Утренний круг.

Беседа «Матрёшка-крошка». Чтение потешки «Как нашей, у матрёшки»

Д/и «Можно – нельзя».

П/и «Подарки»

Чтение худ. литературы: В. Приходько «Матрешка»

Настольно-печатные игры: Разложи картинки.

П/И «Кого не стало»

Игра: «Кто выше, кто дальше?»

Рассматривание игрушек народных умельцев и Беседа «Из чего и как делали народные игрушки»

Д/ И «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дежурство по столовой.

Гимнастика после сна. Комплекс 7/8

Опыты:

Работа по изо «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Беседа «Один дома» и обыгрывание сказки «Волк и семеро козлят».

П/И «Мороз красный нос».

 Инсценировка сказки «Репка»

С/Р «Больница», «Стройка»

Игра «Сравни разных медвежат» Конструирование «Башня»

игра «Смешинка».

П/и «Мыши и кот».

Самостоятельная деятельность детей.

д/и «Медвежата мёд едят» - развивать артикуляционный аппарат детей.(Захар, Настя)

Перепрыгивании через ямки. Цель: учить детей удерживать равновесии при прыжке. Формировать умение приседать, полностью присаживаясь на корточки.(Василиса, Алина)

Инд. работа по развитию звуковой культуры речи: Цель: закреплять правильное произношение звуков в и вь; учить детей произносить звук долго, на одном выдохе.(Ангелина, Нелли)

Четверг

Познавательное развитие (ФЭМП)

Младшая группа.

Тема: «Народные игрушки»

Цель: формирование навыка различать и называть размеры предметов – «большой», «поменьше», «маленький».

Задачи: Уточнить представления детей о понятиях « один», « много», умение определять, где много предметов, а где один предмет;

- Продолжать формировать умение различать и называть размеры предметов – «большой», «поменьше», «маленький». Строить упорядоченные ряды в убывающем порядке; Умение составлять простейшую закономерность изменения размера; закрепить представление о форме предметов и сравнении предметов по форме, умение определять и называть цвет предметов. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Методы:

Демонстрационный: Деревянные матрёшки трёх размеров, изображение матрёшек для зрительной гимнастики, коврики для дид. игры «Почини коврик», две дорожки разного цвета.

Раздаточный: деревянные матрёшки трёх размеров на каждого ребёнка, плоскостные изображения матрёшек, изображения пуговиц.

-Игра «Сколько взял матрешек»

-Д/И «Расставь по росту»

- Чтение стихов о матрёшках.

- Рассматривание альбомов, фотографий. (Народных игрушек)

-Задание «Накорми матрешек»

-Итог: штриховка филимоновская игрушка.

Средняя группа.

Тема: «Народные игрушки»

Цель: Формирование элементарных математических навыков.

Задачи: Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов «далеко-близко».

Развивать умение составлять целое изображение предмета из 6 частей.

Методы: посылка, народные игрушки (конь-качалка, матрешка, козлик, курочки, расписное яйцо); панно «Далеко-близко», маска козы.

Демонстрационные:

Раздаточные: счётные полоски (по количеству детей, матрёшки (по 4 на каждого ребёнка, подарки (по 5 на каждого ребёнка).

-Задание отгадай, что в посылке? Загадки((конь-качалка) (матрёшки) (козёл))

-Игра «кокой по счету?»

-Игра «выложи столько же»

-«Составь картинку по образцу»

- Физкультминутка: музыкальная игра «Пошла коза по лесу».

-Игра «Далеко-близко»

-Итог нарисовать по образцу.

Физическая культура в помещении (по плану физ. Инструктора)

Утренняя гимнастика.

Утренний круг.

Ситуативный разговор о том, как нужно вести себя, чтобы не ссориться с товарищами.

Д/И «Найди в доме опасные предметы»

Словесная игра «Один. Много»

игра «ДА ИЛИ НЕТ».

Слушание классической музыки «Вальс снежных хлопьев» - П Чайковский

П/И «Быстрее-медленнее»

Д/и «Собери матрешку»

Чтение И. Лыкова «Румяные матрешки».

С/Р «Кукла Катя обедает»

Гимнастика после сна. Комплекс 7/8

Опыты: «Катитесь, шарики, по желобку»

П/и «Мишка косолапый»

П/и «Найди свой домик»

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Ира «Посылка»

Игровое упражнение «Мячики» (Учимся вырезать круг)

Игра «След в след»

Настольно-печатная игра «Лото»

Самостоятельная деятельность детей.

Учимся различать геометрические фигуры: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке.(Аня, Шукрулло, Тамирис)

Обучающая ситуация «Я учусь одеваться самостоятельно». Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, формировать осознанное отношение к внешнему виду.

(София, Исаак.)

Пятница

Художественно-эстетическое развитие рисование.

Младшая группа.

Тема: «Украсим Дымковскую игрушку»

Цель: Знакомство с дымковской игрушкой.

Задачи: учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков).

Методы:

-Рассмотреть дымковской игрушки.

- Прослушать историю появления Дымковской игрушки.

-Показ и выполнение украсим дымковскую лошадку.

-Итог: Выставка детских рисунков.

Средняя группа.

Тема: "Дымковская барышня"

Цель: Формирование навыка детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковским узором.

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить рассматривать их, называя детали узора. Продолжать учить составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, прямых и волнистых линий) на юбке барышни, используя образец или придумывая свой. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета для узора.

Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом. Развивать образное восприятия, воображение, творчество. Развивать умение работы кистью.

Методы:

-Рассматривание иллюстраций с изображением дымковской барышни

-чтение произведений устного народного творчества      Вот индюк нарядный,

    Весь такой он складный.

    У большого индюка

    Все расписаны бока.

    Посмотрите: пышный хвост

    У него совсем не прост.

Кони глиняные мчатся

    На подставках, что есть сил,

    И за хвост не удержаться,

    Если гриву упустил.

Кофточки цветные

    Юбки расписные

    Шляпы трёхэтажные

    Статные и важные

-Пальчиковая гимнастика «Паучок ходил по ветке»

-Показ и выполнение (раскрась барышню)

-Итог: выставка детских рисунков.

Художественно-эстетическое развитие музыкальное (по плану муз. Руководителя)

Утренняя гимнастика.

Утренний круг.

Беседа «Береги игрушки»

Разучивание потешки «Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей»

Д/И «Летает – не летает»

Д/И «Найди пару»

Музыкальная деятельность «Ложки – народный музыкальный инструмент»

Дежурство по столовой.

П/И «Тишина»

Игровое упр. «Кто самый меткий?»

Беседа «Что ты видел по пути в детский сад»

Д/и «Не разбуди куклу Катю»

Гимнастика после сна. Комплекс 7/8

Опыты:

Д/и «Найди и назови»

Работа в уголке творчества. "Украсим уточку"

Игры в музыкальном уголке «Ложки».

Хороводная игра «Карусели».

Строительная игра: «Гараж»

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»

Д/И «Подбери признак к предмету» Куртка какая? (зимняя)

П/И «Найди свой домик»

Самостоятельная деятельность детей.

Игра «Угадай, чего не стало?» для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. (Вероника, Кира)

Д/и «Собери картинку»

Цель: формировать умение детей складывать картинку из трех четырех частей самостоятельно. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику рук.( Вика, Софья)

Игровое упражнение: «самый меткий»

Цель: развитие умение метать вдаль.(Ярик, Ридан.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста

Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1.     Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...

Тематическая неделя "ИГРА И ИГРУШКИ"

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста....

Компьютерная презентация "Народные игрушки"

Яркие, веселые и необычные для современных детей - народные игрушки вызывают искренний восторг у ребят. Удивительная роспись приковывает взгляд, сделанные из глины и дерева, они хранят в себе теп...

Древние образы в современных народных игрушках

Урок сказка. ДЛя изучения филимоновской дымковской игрушки...

Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка».

Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка»....

Рабочая программа 2 класс "Русские народные игры"

Данные материалы рассказывают методические основы для знакомства детей с подвижными играми русского народа...

Народные игры и забавы

Сценарий для проведения ежегодного фестиваля "Народные игры и забавы"...