статья "Возможности использования компетентностного подхода в преподавании курса «Социальная психология»."
статья

О необходимости осуществления компетентностного подхода в подготовке будущих педагогов в рамках изучения курса "Социальная психология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2023.docx7.24 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования компетентностного подхода

в преподавании курса «Социальная психология».

                                                           Колесова Светлана Ивановна

преподаватель

ГБПОУ Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

г. Санкт-Петербург

            Использование компетентностного подхода в образовании всегда вызывало у специалистов неоднозначную оценку. Идеи высказывались такими учёными как Коган Е.Я., Ленская Е.Я., Фрумин И.Д., Эльконин Д.Б. и др. Сейчас вновь возник интерес к возможностям использования компетентностной модели образования.

           Курс  «Социальная психология» введён в программу средних специальных учебных заведений относительно недавно. Потребность в изучении данного курса велика, т.к. трудно представить современного специалиста сферы « человек – человек» без знания основ социальной психологии.

            Часто у студентов педагогических колледжей уже изначально есть интерес к данной области. Являясь членом группы, многие замечают, что под влиянием других людей они переживают чувства и эмоции, меняют свои мысли и поведение, участвуют в общении и групповом взаимодействии. Уже на бытовом уровне студенты осознают, что психика и поведение человека существенно зависят от социальной среды.

           Изучение данной дисциплины имеет определённые трудности, т.к. наука социальная психология переживает кризис. Он связан с глубинными процессами в обществе, утверждением нового образа жизни в обществе, сменой социальных институтов, наполнением науки конкретным содержанием.  Поиск выхода из кризиса и модернизация образования, в т.ч. и профессионального, открывает перед социальной психологией, как учебной дисциплиной, широкие возможности.

           Содержание данного курса позволяет не сводить обучение к знаниево -ориентировочному компоненту, а изначально предполагает формирование целостного опыта решения жизненных проблем, выполнение ключевых ролей, социальных функций и компетенций. Компетентностный подход позволяет не информировать студентов о том или ином социальном явлении , а формировать умение ориентироваться в трудных жизненных ситуациях, проектировать действия и отношения, принимать решения, разрешать проблемы.

           Студенты пытаются самостоятельно сформулировать некоторые понятия курса («имидж», «социализация», «лидер», «социальный стереотип», «зрелость» и др.),сравнивают разные формулировки, находят наиболее удачные.

          Ряд тем («Социальное развитие личности», «Личность, группа, толпа», «Социальная перцепция» и др. ) даёт возможность объяснить некоторые явления действительности. Выявить причины их возникновения, подобрать методы изучения. На занятиях студенты пробуют разные стратегии взаимодействия при разрешении конфликтов, при организации совместной деятельности и общения. Так знакомство с темой « Социальные роли» даёт возможность не только выделить роли и их характеристики, но и наметить пути освоения, осознать какие именно роли студенты выполняют в реальной жизни, увидеть взаимосвязь между правом и обязанности, осознать ответственность за свои действия. Освоение ролей «гражданина», «члена семьи», «сотрудника», «клиента» позволяет студентам свободно ориентироваться в ситуациях и оценках, административных структурах и правовых нормах. Особый интерес представляет такой раздел курса как «Социальная психология труда». Здесь есть широкие возможности для проявления творчества в проектировании трудового процесса, ситуации успеха, профессионального имиджа, системы профориентационной работы.

           Мы понимаем, что наиболее высокий результат может быть достигнут, если на уроках будет создана «ситуация включения» ( по определению Б.Д.Эльконина). Это возможно при широком использовании контекстного обучения, имитации, моделирования, интеграции учебной и исследовательской деятельности, деловых игр, анализа и решения психологических и педагогических задач. Основным методом, обеспечивающим формирование компетентности, является проектный способ обучения, в ходе которого студенты создают предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируют её результаты.

            В перспективе мы видим возможности использования компетентностного подхода в создании интегрированного курса, в котором предметные области соотносятся со сферами компетентности. Например, это возможно при подготовке социальных педагогов на основе курсов «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога».

          Конечно, эта работа связана с определёнными трудностями. Но уже сейчас мы стараемся максимально расширить межпредметный компонент через решение психолого-педагогических задач, проектирование практической и исследовательской деятельности и организацию междисциплинарных экзаменов.

         В целом, изучение курса «Социальная психология» способствует жизненному самоопределению студентов, выбору стиля, модели поведения и образа жизни. Для молодого человека важно быть востребованным, осознавать собственную значимость, получить признание со стороны других людей. Можно сказать, что компетентностный подход открывает широкие возможности для саморазвития личности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль.

Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль....

Статья "Основные идеи компетентностного подхода"

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необ...

Статья "Основные идеи компетентностного подхода"

Важными целями образования должны стать развитие у обучающихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы д...

статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ"

статья об использовании технологии критического мышления в преподавании биологии...

МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

Повышение эффективности уроков производственного обучения на основе компетентностного подхода, для лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

В данной публикации рассказывается о индивидуальных методах обучения обучающихся в СПО с ограниченными возможностями....