Методическая разработка урока по теме "Уравнение касательной к графику функции"
методическая разработка

Попова Лариса Анатольевна

Это 3 урок по данной теме. В своей работе можете использовать готовые чертежи, тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_uroku.docx444.21 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

(для общеобразовательных дисциплин)

                                                                      Дата проведения « 24 » _мая_ 2022   г.

ФИО преподавателя:

Попова Л.А.

Группа:

2 – 21ПК

Специальность /профессия:

43.01.09 «Повар, кондитер»

Учебная дисциплина / ПМ,     МДК:

Математика

Раздел, тема программы:

Раздел 1. Алгебра и начала анализа

Тема 1.6. Начала математического анализа

Номер занятия в соответствии с КТП:

Занятие № 42

Тема занятия по КТП:

Уравнение касательной к графику функции.

Тип занятия:

Комбинированный

Цель и задачи занятия

  • Цель занятия: рассмотреть различные типы задач на нахождение уравнения касательной к графику функции и углового коэффициента к касательной.

Задачи:

  • Учебная: формировать навык в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях, отработать умение  по применению производной.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, математически грамотную речь;
  • внимание и память, навыков самоконтроля;
  • развивать познавательный интерес;
  • активизировать самостоятельную и групповую деятельность учащихся.

Воспитательная: 

  • воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов;
  • способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, стимулировать согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Средства обучения:

  • компьютер, интерактивная доска Прометей, мультимедийный проектор;
  • учебник Алгебра и начала анализа 10-11 кл, Ш.А.Алимов,, Ю.А Колягин и          др 2016 г.;
  • электронная презентация в среде в POWER POINT;
  • дидактический материал;
  • карточка задание;
  • on-line тест.
  • тест

Дидактические единицы: касательная, угловой коэффициент прямой, угловой коэффициент касательной, уравнение касательной.

Формы и методы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная; тестовое задание, карточка.

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам

  1. Организационная часть (1 мин)
  2. Актуализация знаний (10 мин.)
  3. Изложение нового материала (5 мин)
  4. Выполнение практического задания (20 мин.)
  5. Проверка полученных знаний (7 мин.)
  6. Подведение итогов (2 мин.)

Ход занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

1 мин.

Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия.

Словесный метод

Проблемная ситуация.

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу.

Прием «ключевое слово». Предлагает вопросы для определения темы урока.

Подводит ситуацию осмысления к формулировке темы урока.

Называет тему и цель урока.

Приветствуют преподавателя и гостей, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы.

По «ключевому слову» формулируют самостоятельно тему урока.    Слайд

Актуализация знаний

10

мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии материала.

Словесный метод: эвристическая беседа.

метод Айвазовского

 (мнемонические прием, позволяющие запомнить все и сразу)

Проверка домашнего задания

Предлагает вопросы к обсуждению.

Предлагает один слайд (по которому вспомнить теоретический материал)

-работа с классом  

-работают по готовым чертежам

-творческое задание

-2 учащихся на доске

-карточка(правила дифференцирования) учащийся на доске  

-отвечают на вопросы:

-отвечают на вопросы.  Слайд

-работают парами.  Слайд

-составляют задачу по чертежу

Слайд

Изложение нового материала

5

мин.

Указание новых понятий, подлежащих изучению.

Словесный метод: объяснение, беседа, конспект.

Иллюстративно-наглядный метод: презентация.

метод анализа конкретной ситуации

1.Подводит ситуацию осмысления к формулировке темы урока.

Называет тему и цель урока.

1.Рассказывает новый материал:

-структурирует новый материал;

-знакомит с алгоритмом решения;

-задает вопросы по новому материалу;

-демонстрирует презентацию.

 

2.Разбирает решение примера (разбор примера)

1.Студенты слушают и вступают в диалог.

-слушают преподавателя, -отвечают на вопросы, ведут конспект

-записывают алгоритм (коротко)

2.Работают по слайду:

-задают вопросы

Выполнение практического задания

20 мин

Систематизация знаний по теме урока.

Практический метод: выполнение упражнений.

метод тестирования в активном режиме

работа парами

Комментирует, направляет и координирует работу у доски; 

отвечает на вопросы студентов;

контролирует трудные моменты;

-выполняют № 860(1,5)

-тест в системе on-line Якласс

-«Кто быстрее» парами

Выполняют практические задания.

-работа по учебнику у доски

- выполняют тест в системе

 on-line Якласс  https://www.yaklass.ru/ у доски, индивидуально

-парами

Проверка полученных знаний

7 мин.

Проверка результатов выполнения заданий

- Репродуктивный метод

.

- Словесный метод.

Проверяет правильность выполнения практического задания

- предлагает тест (контроль и самоконтроль)

Выполняют задания, проверяют выполненные задания, исправляют ошибки

- выполняют тест Слайд

- проверяют ответы Слайд

Подведение итогов

2 мин.

Оценка работы студентов на уроке.

- Словесный метод.

-Задает домашнее задание.

-Оценивает работу студентов на уроке.

-Участвуют в подведении итогов, оценивают свою работу.

-Самооценка студентов собственной деятельности.


Ход урока

1. Организационный момент

1.1.Проверить по журналу явку студентов.

  • Прием «ключевые слова».

Преподаватель подводит ситуацию осмысления к самостоятельной формулировке темы урока. По предложенным вопросам необходимо найти ключевое слово и попытаться самостоятельно сформулировать тему урока.  Слайд

            Студенты выдвигают разные варианты. Называют тему урока.

Преподаватель называет тему и цель урока.

1.2.Мотивация учебной деятельности:

Сегодня мы продолжаем говорить о важном разделе алгебры и началам анализа - производная, а в частности об уравнении касательной к графику функции. Производная функции используются во многих сферах человеческой деятельности. Она применяются в биологии, генетики, медицине, технике, физики и других областях. Она описывает такие сложные процессы, как скорость размножения бактерий, скорость химических реакций, вычисляется угол наклона эскалатора и другие процессы. Это говорит о важности этой темы.  Слайд.

Преподаватель информирует о ходе урока.

            2.Проверка домашнего задания

  • п. 48.  № 858(2,4), № 859(2)    2 учащихся на доске
  • карточка (правила дифференцирования) учащийся на доске  

           3.Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего занятия):

Указать проверяемое содержание и способы проверки:

Для того чтобы успешно справиться с работой на уроке, нам необходим материал предыдущих занятий.

Вопросы учащимся: устно:

Чтобы все на уроке прошло без заминки, 

Его мы начнем, ну конечно, с разминки.

  • устный счёт «Нахождение производных» (презентация);
  • дать определение касательной;  
  • вспомнить общий вид прямой;
  • чему равна производная (как она связана с угловым коэффициентом и тангенсом?)
  • чему равен тангенс угла?

Метод Айвазовского (мнемонические прием, позволяющие запомнить все и сразу)

 

  • Работа с классом (по слайду)

1. Определяют значение углового коэффициента касательной в сравнении с нулем.

2. Определите вид угла α

  • Работают по готовым чертежам (парами устно)

№1

                     От простого к сложному  ( у доски)

№2. Найдите угловые коэффициенты касательных к графикам функций в точке.

№3. На рисунке изображен график функции у=f(x) и восемь точек на оси абсцисс: х1, х2, х3, х4, х5, х6, х7, х8.

В скольких из этих точек угловой коэффициент касательно отрицателен? 

№4 Творческое задание. Составьте задачу, используя рисунок: 

4. Изложение нового материала

4.1 Методы, приемы, технологии:

Словесно-наглядный метод, прием «ключевые слова», частично-поисковый,  метод Айвазовского, проблемный метод, контроля и взаимоконтроля.

Содержание учебного материала

  • Тема: Уравнение касательной к графику функции. Слайд

Цель занятия: рассмотреть различные типы задач на нахождение уравнения касательной к графику функции и углового коэффициента к касательной.

Познакомиться учащихся с алгоритмом нахождения уравнения касательной в точке

 Алгоритм нахождения уравнения касательной в точке (записать в тетради)

1.Найти производную функции
2.Найти значение функции в точке касания
3.Найти значение производной в точке касания 
4. Подставить найденные значения в общее уравнение касательной

  • Разобрать 2 примеров Слайд

         5. Выполнение практического задания.

Формулировки заданий, виды самостоятельной работы студентов на занятии:

  • Работают по учебнику № 860(1,5) у доски
  • Тест в системе on-line Якласс   https://www.yaklass.ru/ у доски, индивидуально
  •  «Кто быстрее» парами

Резерв:    № 877(1,3), 889 (1,3), раздаточный материал,

6. Проверка полученных знаний.

Тест (самопроверка по слайду.)

Вариант 1

Вариант 2

1.Напишите уравнение касательной к графику функции у=f(x) в точке с абсциссой а.

f(x) = х²+ х+1,      х=1

f(x)= х-3х²,        х=2

2 В каких точках графика функции касательная к нему:

а) горизонтальна;

б) образует с осью абсцисс острый угол?

в) образует с осью абсцисс тупой угол?

7. Подведение итогов.       Домашнее задание   п.48, № 860 (четные), 861, 877(четные)

Рефлексия. Вопросы:

- Что вызвало затруднение?

- Над чем стоит поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока- конференции по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»

Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Методическая разработка урока по предмету «Менеджмент». Тема: «Общие функции управления» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет»

Работая в режиме технологии критического мышления преподаватель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение - в продвижение от незнания к знанию - ...

Презентация по теме "Касательная к графику функции"

Презентация подготовлена для учащихся 10 класса по учебнику Мордковича А.Г....

Методическая разработка по учебной дисциплине «Математика». " Дифференциальное исчисление. Функции. Предел функции".

Дифференциальное исчисление это раздел математики, в котором изучаются производные и дифференциалы функций и их применения к исследованию функций. Методы математического анализа нашли применение ...

Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"

Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"Приложения с наглядным и радаточным материалом...

Презентация "Геометрический смысл производной и уравнение касательной к графику функции"

В презентации отрабатывется теория  по теме "Геометричекий смыслпроизводной". приведены примеры на отработку данной теории. небольшой тест с самопроверкой.приведен алгеритм нахождения у...