Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
план-конспект урока

Петлинская Евдокия Александровна

Закрепление умения определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_rodovyh_okonchaniy_imen_prilagatelnyh.docx72.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 «Б» классе.

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Закрепление.

Цель урока: Закрепление умения определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Задачи:

Образовательная: развивать навыки словообразования имен прилагательных от имен существительных; упражнять в умении определять род имён прилагательных, выделять окончания, правильно писать родовые окончания прилагательных; способствовать обогащению и активизации словарного запаса по теме «Зима».

Коррекционно-развивающая: развивать навыки связной речи, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление.

Воспитательная: воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга, бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши, ребусы, ёлочные шары с заданиями, наглядность на доске.

Ход урока:

1.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

     Сейчас внимательно слушайте вопросы, кто правильно ответит, тот и сядет.

- Какое сегодня число? (шестнадцатое)

- Какой сейчас месяц? (декабрь)

- Назовите, какой сегодня день недели. (четверг)

- А какой будет завтра? (пятница)

- Какой день недели был вчера? (среда)

- Назовите последний месяц года. (декабрь)

- Какое сейчас время года? (зима)

- Ребята, назовите признаки зимы. (холодная, снежная, вьюжная, теплая, ветряная, суровая, сибирская)

2.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, обратите внимание на доске написано 4 слова:

Чудесный, зимний, день, прохладный.

Найдите «лишнее» слово на доске.

Какое слово «лишнее»? (день) 

Объясните свой выбор. (День-это существительное, остальные слова - прилагательные).

Д/и «Продолжи предложение»

Имя прилагательное – это часть речи;

Обозначает признак предмета;

Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Изменяется по родам, числам и падежам;

Для чего используются прилагательные в нашей речи?

(с прилагательными наша речь становится богаче, точнее и понятнее)

3. Введение в тему урока (работа у доски)

- Каждый из вас получил по карточке № 1. Рассмотрите внимательно словосочетания. Найдите и исправьте ошибки в каждом словосочетании.

Белая облако, зимний утро, холодное ночь, большая сугроб, зимний погода, снежный горка.

- В какой части слова встречаются ошибки?

- От чего зависят окончания имен прилагательных?

- Ребята, скажите пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке?

- Ребята, открываем тетради. От оценки пропускаем 1 строчку, на второй, в начале строки кладем 2 пальца и делаем отметку. Пишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока.

4. Сообщение темы и цели урока

Шестнадцатое декабря.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Сегодня мы будем закреплять умение определять род имен прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных

5.1 Д/и «Волшебник» (Образование прилагательных от существительных). (Карточка № 2).

- Ребята, обратите внимание, на доске зашифровано 3 слова, попробуйте разгадать эти ребусы.

F:\2021-2022\РЕБУСЫ\зима.pngF:\2021-2022\РЕБУСЫ\снег.pngF:\2021-2022\РЕБУСЫ\лёд.png

Слова:  лёд, снег, зима.  На какой вопрос отвечают эти слова? (что?) К какой части речи относятся? (к именам существительным)

Возьмите из тарелочки Карточку № 2 Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в волшебниках. Превратим слова из имён существительных в имена прилагательные.

 какой?                    какая?                 какое?                

Солнечный            солнечная          солнечное          

Ледяной                 ледяная              ледяное              

Снежный               снежная             снежное            

Зимний                  зимняя               зимнее  

             

5.1 Д/и «Подбери карточку»

К какому роду относятся прилагательные, отвечающие на вопрос какой? (Сергей, выйди к доске и выбери правильную карточку) какая? какое?  (обучающиеся по очереди подбирают вопрос к м. р., ж. р., ср. р.)    

Выделите окончания.          

Вывод: у имен прилагательных, которые отвечают на вопрос какой?  пишется окончание –ый, -ой, -ий; какая: -ая, -яя, какое: -ое, -ее.

 Физкультминутка.

- Ребята, я буду называть прилагательные разного рода. Если я называю прилагательное женского рода, то вы делаете пружиночку, если мужского рода – показываете силу рук, если среднего – 2 раза топаете.

Снежный, ледяное, зимняя, весёлое, большой, ёлка, низкая, суровая, вкусный, бескрайнее, счастливый, снегурочка, новогодний, суровая, утреннее.

6. Самостоятельная работа.

Карточки №3.

А теперь проведем небольшую самостоятельную работу и посмотрим научились мы определять окончания и род имен прилагательных.

Прочитайте самостоятельно рассказ. Списывая, вставляйте окончания имен прилагательных. Выделите окончания прилагательных, укажите род.

Сегодня чудесн...   день. Какое ясн…   небо! Впереди виден, таинственн…   лес. В лесу могуч…  деревья.

Взаимопроверка.

Обучающиеся сверяют результат работы товарища с образцом на доске.

- Проверьте работу своего товарища.

- Кто выполнил задание без ошибок на полях в тетради ставит  + , а кто с ошибками  - .

- Я посмотрю ваши работы.

8. Д/и «Ёлочная игрушка»

- Приготовили карточки №4. Ребята, класс украшен к Новогоднему празднику. Среди всех украшений есть ёлочные шары, которые могут вам дать дополнительный бал к оценке. Каждый из вас глазами ищет волшебный шар, читает словосочетание, определяет род и число имени прилагательного. Дополнительный бал могут дать только синие шары.

Чудесн… настроение, ёлочн….. игрушка,  новогодн… подарки, больш…  снеговик,  малинов…варенье, новогодн….  хоровод, зимн… песенка. 

9. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу.

- Скажите пожалуйста, вам понравился урок?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Какое задание, на ваш взгляд, было самым трудным?

Карточка № 1

Рассмотрите внимательно словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

Белая облако,

зимний утро,

холодное ночь,

большая сугроб,

зимний погода,

снежный горка.

новогодний ёлка.

Карточка № 1

Рассмотрите внимательно словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

Белая облако,

зимний утро,

холодное ночь,

большая сугроб,

зимний погода,

снежный горка.

новогодний ёлка.

       

Карточка № 2                      Лёд, снег, зима.

Измените слова так, чтобы из имён существительных

они превратились в имена прилагательные. Выделите окончания.

(Например: солнце – солнечный, солнечная, солнечное)

Какой?

Какая?

Какое?

Карточка № 3

Запиши рассказ, вставляя окончания  имен прилагательных. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

Сегодня чудесн...   день. Какое ясн…   небо! Впереди виден таинственн…   лес. В лесу могуч…  деревья.

Карточка № 4. 

Определите род и число прилагательных.

 

Чудесн… настроение, ёлочн….. игрушка,  новогодн… подарки, больш…  снеговик,  малинов…варенье, новогодн….  хоровод, зимн… песенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для преподавателей " Сестринский процесс при асфиксии и внутричерепной родовой травме у детей"

В данной методической разработке дается изложение основных вопросов патологии  у новорожденных, основные клинические проявления асфиксии и внутричерепной родовой травмы, осложнения, осуществление...

Методическая разработка проблемной лекции для студентов выпускного курса акушерского отделения по теме "Акушерская родовая травма"

Методическая разработка включает основные проблемные моменты применения ряда акушерских пособий, с точки зрения их травматичности и необходимости применения. В целом, предлагается ряд решений для проф...

Открытый урок по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола» СПО 1 курс

Открытый урок по теме: "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" для обучающихся 1 курса СПО. Технологическая карта...

БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Изучение нового материала в 5 классе по русскому языкуЦели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму­ о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, пис...

Презентация по русскому языку на тему "Падежное окончание прилагательных"

Данный материал представляет возможность повторить понятие "Имя прилагательное", закрепить знания, полученные в начальной школе и расширить знания по теме, познакомив учащихся с особенностям...