О СОСТОЯНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО НАБОРА
статья

Голикова Анна Владимировна

О состоянии профориентационной работы, основные задачи и перспективы нового набора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_statya.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

О СОСТОЯНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО НАБОРА

       В нашей стране накоплен опыт профориентационной  деятельности.  В  то  же  время,  нельзя  не  заметить,  что «результат от этой бурной деятельности не соответствует затратам на нее». А.Антипьев и Н.Захаров обращают внимание, что «судя по печати и исследованиям, нет расчетов по тем потерям, которые мы несем из-за не эффективной профориентации. Если судить по косвенным показателям, то они колоссальны… Трудовая нагрузка на подрастающее поколение будет расти. Будет расти и «цена» из-за ошибочно выбранной профессии»

      Согласно  данным  Федеральной  службы  государственной  статистики  (Росстат),  около  55%  выпускников не работают по своим специальностям, причем для некоторых профессий этот показатель достигает 90% и выше. Министерство образования и науки РФ по итогам мониторинга  российских  вузов  приводит  следующие данные:  по  количеству  выпускников,  работающих  по выбранной профессии, лидируют лишь шесть направлений подготовки. В начале списка – «политические науки и регионоведение с показателем в 52,6%». Более половины выпускников «не работают по специальностям, на которые обучались.

       Опубликованные Российским центром изучения общественного  мнения  результаты  исследования  (2018), выявили самые желательные профессии с точки зрения выпускников и их родителей. 20% опрошенные родителей хотели бы, чтобы их дети стали врачами, следом в рейтинге популярности среди родителей идут профессии предпринимателя  и  программиста,   профессию  школьного учителя как предпочтительную для своего ребенка назвали  3%  опрошенных.  Опрос  выпускников  выявил зону потенциального семейного конфликта, связанного с расхождением предпочтений. Первое место у молодых

людей  заняла  профессия  программиста,  затем  следует профессия предпринимателя, профессия врача не лидирует, не популярны и рабочие профессии. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «многие общественно значимые и реально востребованные, массовые профессии утратили привлекательность в глазах выпускников, а профессии, дающие иллюзорные социальные преимущества, приобрели неоправданно высокий рейтинг».   Существует  очевидная  проблема  рассогласования между объективной потребностью государства в сбалансированной представленности разных профессиональных групп и субъективными профессиональными желаниями молодежи.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой для теоретических выводов стали труды российских авторов и данные социологических опросов, опубликованные в периодической печати, в диссертационных, монографических и учебно-методических исследованиях. Диалектический подход и транзитивность российского общества, сочетающего как традиционные, так и постмодернистские элементы определили возможный анализ проблемы профориентации по трем основным направлениям – социально-экономическому, социально-педагогическому и психолого-диагностическому.

РЕЗУЛЬТАТЫ

     Современные  социально-экономические  условия, процессы модернизации системы образования актуализируют  поиск  новых  подходов  к  организации  и  содержанию  профориентационной  деятельности  в  решении имеющихся  проблем.  М.Разумова  справедливо  отмечает, что «около трети учащихся к моменту окончания школы не знают, что они будут делать дальше».

      Одной из причин такого положения является стихийный характер профориентационной работы. Неустойчивость современного  экономического  положения  страны  приводит  к  дисбалансу  между  запросами  рынка  труда  и

системой профессиональной подготовки. В реальности профессиональное  образование  выпускает  невостребованных  специалистов.  По  мнению  исследователей, низкая  эффективность  профессиональной  ориентации

в стране во многом вызвана отсутствием единой системы профориентационной работы, создание которой координировало  бы  возможности  различных  социальных институтов  для  целенаправленной  подготовки  к  освоению  пространства  будущей  профессии  (К.Кузнецов, З.Селиванова, Я.Чернышев и др.).

       Анализ  публикаций  по  исследуемой  проблеме  свидетельствует, что понимание условий эффективной профессиональной ориентации возможно только в контексте  социально-психологических  отношений,  в  которых

личность  находится  на  разных  этапах  своего  становления.          Основополагающим  фактором  успешной  профориентационной  деятельности  признается  активная работа  всех  участвующих  в  ней  субъектов  (учителей,

родителей, учащихся, работодателей, др.), что позволяет  комплексно  реализовывать  три  группы  требований: «что я хочу», «что я могу», «что требует рынок труда».

         Содержательно, профессиональная ориентация раскрывается  через  профессиональное  просвещение,  консультирование  и  психологическую  поддержку  и  диагностику  учащихся  с  целью  оказания  квалифицированной

помощи  в  осознанном  выборе  будущей  профессии  на основе выявления таких факторов, как индивидуальная предрасположенность личности, изучение потребностей и интересов, мотивов выбора и др. Повышение эффективности профориентационной работы с учащимися во многом  определяется  возможностью  их  будущего  трудоустройства, что актуализирует необходимость обновления подходов и методов решения задач в единой системе «профориентация-трудоустройство».

        С одной стороны безусловная важность профориентационной работы, с другой ее недостаточная эффективность в современных условиях, явились основанием для ряда  инновационных  подходов  по  разрешению  имеющихся  проблем  в  профориентационной  деятельности.

         Важность  этой  проблемы  подтверждает  и  инициатива президента В.Путина, связанная с запуском профориентационного проекта - «Билет в будущее».          

К модернизации  профориентационной  работы  можно  отнести дискуссионную идею выявления талантов, основанную на блокчейн-технологиях с целью оценки склонностей и способностей учащегося и определения рекомендуемого вуза для поступления, совершенствования ЕГЭ, создание Атласа новых профессий.

        Руководитель  центра  тестирования  и  развития «Гуманитарные технологии» К. Кузнецов подчеркивает, тесты не могут быть в полной мере эффективным средством ориентации в профессии, и указывает на необходимость их дополнения, например, организацией экскурсий на предприятия, встреч с представителями различных образовательных организаций. Справедливость данного положения очевидна, однако в процессе подобных мероприятий важно избегать ошибок, связанных с обычной  профагитацией  и  рекламной  деятельностью.

       Следует осуществлять всесторонний анализ профессии с точки зрения ее специфики, возможностей профессионального  и  карьерного  роста,  соответствия  особенностей конкретной профессии потребностям и возможностям ребенка. Действительно,  профориентационная  работа  у  учителя предметника  вызывает  объективные  трудности,  «учителя физики, химии, математики не имеют знаний о современном производстве», которые позволили бы им активизировать межпредметные связи и вести необходимую  профориентационную  работу.  Однако,  полагаем, что не менее серьезная ошибка считать, что «высокое  техническое  образование,  практические  знания и  производственный  опыт»,  вполне  достаточно,  чтобы эффективно заниматься профориентацией школьников. Необходимо  организовать  систему  подготовки  профессионально  компетентных  кадров  консультантов (советников)  по  профориентации,  в  полной  мере обладающих  знаниями  социальной  политики  государства, психологии  выбора  профессии,  конфликтологии,  разбирающиеся в особенностях и динамике регионального рынка труда, требованиях профессии, правилах приема, условиях найма на работу. Полагаем,  что  готовность  к  профориентационному выбору  должна  охватывать  все  ступени  образования, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

В  работе  с  дошкольниками  и  младшими  школьниками  предпочтение  следует  отдавать  таким  приемам  и методам  как  имитационная  игра,  моделирование,  наблюдение,  в  ходе  которых  воспитывается  уважение  к представителям  разных  профессий,  происходит  развитие  системного  мышления,  коммуникативных  навыков,  формируется  готовность  действовать  в  ситуации неопределенности,  «умение  учиться».  В  профориентационную работу с младшими школьниками следует включить  анализ  склонностей  ребенка  и  создание  возможностей  для  формирования  надпрофессиональных компетенций,  развитие  представлений  о  трудолюбии как  человеческой  ценности,  о  том,  что  человек,  не  нашедший себя в профессии, не будет в полной мере чувствовать себя счастливым.

Период  школьного  обучения  связан  с  подростковым  возрастом,  характеризуемым  как  маргинальный  в силу того, что находясь между детством и взрослостью, подросток  освобожден  от  необходимости  интеграции в общество, пребывая в состоянии «рефлексивной паузы». П.Лернер приводит мнение Д.Винникота, который доказывал,  что  «образование  должно  воздержаться  от ускоренной  профессионализации  и  достижения  преждевременной ложной зрелости», он приходит к выводу о необходимости «внимательного и экологического отношения» к подростку в период «психосоциального моратория». Однако именно в этот период от него требуют профессионального самоопределения, вызывая подчас  фрустрации.  Поддержать  подростка,  поняв  его психологическое состояние, показать ему возможности профориентационного  выбора,  обсудив  его  персональную палетку профессий, может компетентный консультант (советник) по профориентации.

На  данном  этапе  важно  сформировать  понимание, что  универсальные  навыки,  базовые  компетенции  дополняют  узкоспециализированные  умения,  целесообразное  профессиональное  развитие  даст  возможность легкого  переключения  со  специализации  на  специализацию или расширения области применения своих сил, деятельностью на стыке нескольких областей.

      Таким  образом,  система  профориентации  должна стать  личностноориентированной,  более  гибкой,  направленной  на  выявление  актуальных  потребностей  и способностей  каждого  отдельного  человека.  Заметим, что  уже  существующие  методики  по  профориентации способны зафиксировать лишь текущие интересы и качества учащегося; сейчас же необходим подход, рассматривающий человека как постоянно меняющуюся, развивающуюся систему.

        Следовательно,  от  агитационных  бесед  и  проведения тестов необходимо прийти к профориентационному консультированию, близкому к психологическому консультированию,  так  как  в  рамках  обсуждения  индивидуального плана карьеры зачастую всплывают вопросы личного характера, а терапевтическое консультирование невозможно  без  обсуждения  темы  профессионального самоопределения.

       В организации профориентационной работы должен быть применен системно-деятельностный подход, предполагающий  переход  от  информационно-репродуктивного знания к самостоятельному действию, связанному с  формирование  своего  профессионального  интереса, ориентацией в палетке профессий и профессиональны-ми  пробами.  Такие  действия  должны  поддерживаться и  корректироваться  компетентными  консультантами.

       Кроме этого, этот подход предусматривает преемственность  всех  ступеней  образования  в  профориентационной работе.  Главный  недостаток  профориентационной  работы, как  справедливо  отмечается  многими  исследователями,  в  отсутствии  системы. Разрозненные мероприятия малоэффективны. Элементы должны  быть  взаимосвязаны  и  возглавляемы.  Работу этой  системы  мог  бы  координировать  педагогический вуз.  Он  может  стать  стержнем,  на  котором  должна быть  построена  разноуровневая  профориентационная работа,  охватывающая  образовательными  программами  дошкольное,  начальное,  среднее  звено  обучения  и профессиональное  образование,  подготавливая  специалистов,  обладающих  необходимыми  компетенциями. Специалисты,  занимающиеся  профориентацией,  должны будут работать на стыке специальностей, совмещая функции педагога, психолога и тьютора, планируя и сопровождая предметное, личностное и карьерное развитие  каждого  отдельного  субъекта  профориентационного выбора не только в процессе школьного обучения, но, возможно, и в более поздние периоды жизни.

ВЫВОДЫ

Колледж высоким кадровым потенциалом  для  решения  задач  подготовки  компетентных  консультантов  (советников)  по  профориентации.

      Поэтому  может  стать,  региональным  центром  профориентации,  выступая  координатором  выполнения  государственного  заказа  по  реализации  разноуровневой профориентационной подготовки учащихся в условиях вариативного пространства непрерывного образования, наполняя  профориентационные  проекты  актуальным содержанием,  придавая  им  педагогическую  целесообразность  и  психологическую  обоснованность  в  соответствии  с  потребностями  и  способностями  каждого отдельного  субъекта  профориентационного  выбора,  и учитывая экономические интересы государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора

Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора   Опубликовано 16.05.2012 - 00:05 - Черменева Светлана Ивановна ...

Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже

Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....

ЗНАЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НОВОГО НАБОРА

В начале учебного года каждое профессиональное учебное заведение сталкивается с необходимостью адаптации групп нового набора. Режим занятий, студенческая группа, преподавательский состав, новые предме...

Новые формы профориентационной работы, реализованные в рамках проекта "Моя профессия - моя опора"

Новые формы профориентационной работы, реализованные в рамках проекта "Моя профессия - моя опора"...

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...

Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"

Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....

Методическая работа "Основные задачи работы над мелодией в классе фортепиано"

В методической работе освещаются различные аспекты работы над мелодией на уроках фортепиано на начальном этапе обучения....