Фрагмент статьи для международного журнала "Педагогическая хрестоматия" по теме: "Функциональная грамотность - показатель уровня современного образования обучающихся в условиях реализации обновлённого ФГОС".
статья

Кочеткова Ирина Владимировна

Мировое сообщество стоит на пороге социального кризиса, причина которого заключается в скорости развития технологий, что создаёт устойчивое напряжение в том числе и в сфере образования, в школах.  Рост инновации в школе не соответствуют педагогическим ресурсам. Перед педагогическим сообществом встал актуальный вопрос - формирование функциональной грамотности обучающихся, а это является основой современного образования.  Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов. Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы), которая утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642. Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций. В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС НОО и ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижении этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Рассматриваемая тема будет интересна педагогам для построения педагогической работы, направленной на формирование функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННОГО ФГОС.

КОЧЕТКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Фрагмент статьи для международного журнала «Педагогическая хрестоматия» по теме: «Функциональная грамотность – показатель уровня современного образования обучающихся в условиях реализации обновлённого ФГОС».

АННОТАЦИЯ

Мировое сообщество стоит на пороге социального кризиса, причина которого заключается в скорости развития технологий, что создаёт устойчивое напряжение в том числе и в сфере образования, в школах.  Рост инновации в школе не соответствуют педагогическим ресурсам. Перед педагогическим сообществом встал актуальный вопрос - формирование функциональной грамотности обучающихся, а это является основой современного образования.  Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов. Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы), которая утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642.

Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций.

В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС НОО и ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижении этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Рассматриваемая тема будет интересна педагогам для построения педагогической работы, направленной на формирование функциональной грамотности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Функциональная грамотность, знание, умение, навыки, общение, социальные отношения, функционально грамотная личность, компетенция, профессиональная компетенция, общие компетенции, компонент, читательская грамотность, естественно - научная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, TIMSS, PIRLS, PISA.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [1, с. 1].               

В настоящее время одной из основных задач современного образования является формирование функциональной грамотности. Сейчас проблема грамотности школьников стала достаточно актуальной. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования: математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая, креативное мышление, глобальные компетенции [2, с. 226].     

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………          

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога, современной школы. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения.

Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». М.:2018.1 с.
  2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования М. И. Козлова. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020.  226 с.
  3. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. 181 с.

……………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "

  Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе  речь иде...

Статья "Модель современной школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС"

Современный школьник должен знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, уметь находить главное в собранной информации, оценивать, представлять, моделировать и проектировать объекты ...

«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...

Фрагмент статьи для международного журнала "Научные высказывания" по теме: "Функциональная грамотность - показатель уровня современного образования обучающихся.

В настоящее время, в России происходят масштабные изменения в сфере социально-экономического развития общества. Кроме того, сфера образования должна отвечать тем вызовам, которые стоят перед наш...