Фрагмент статьи для международного журнала "Современный урок" по теме: "Творческий поиск, творческие горизонты".
статья

Кочеткова Ирина Владимировна

ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, ТВОРЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ

                                    

                                                   

                             Автор: Кочеткова Ирина Владимировна,

                                                               учитель музыки МАОУ СОШ № 8 г. Холмска,                         

                                         электронный адрес: Kochetkova.3780@mail.ru

               

Чтобы ученик был успешен в жизни, он должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность должна формироваться в школе в каждой образовательной области, включая предметную область «Искусство».

Самый банальный вопрос - что дети должны получать в школе? Самый очевидный ответ - знания. На уроках музыки формируются музыкальная грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.

Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Работая учителем музыки, стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.

Поэтому главная задача - уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков и креативному мышлению.

В своих учениках на уроках музыки развиваю креативное мышление.

Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.

Крайне важен тот факт, что привычка мыслить креативно имеет свойство переноса. Если такую привычку удалось сформировать в какой-нибудь одной сфере, например, в бытовой, при решении обычных житейских проблем – в оформлении жилья или семейных альбомов, в кулинарии, – то можно вполне обоснованно ожидать, что привычка к поиску новых нестандартных решений проявится и в учёбе, и в профессиональной деятельности.

Точно также, если навыки креативного мышления будут использоваться только на каком-либо одном предмете, вполне вероятно, что они могут проявиться и на других предметах, если, конечно, учитель не будет этому препятствовать.

Однако формирование креативного мышления не происходит автоматически. Требуется освоение и ряда специальных приёмов, способствующих формированию таких качеств дивергентного мышления как гибкость, беглость, оригинальность, проработанность. В этих целях уместно использовать ресурс внеурочной деятельности с тем, чтобы впоследствии на уроках можно было бы опираться на уже освоенные навыки.

На мой взгляд, для развития креативного мышления на уроках музыки необходимо использовать ребусы. Разгадывание ребусов будет способствовать, развитию навыка находить нестандартные решения различных задач, творчески мыслить и, в последствие, применять их не только на уроках музыки, но и в повседневной жизни.

В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных. Прежде всего, детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.    

На уроках музыки ученикам предлагаются ребусы, при разгадывании которых, они должны разгадать названия музыкальных инструментов, композиторов или музыкальные термины, представленные в виде иероглифов или символов.

В качестве заданий мною были разработаны комплексы ребусов, направленные на знакомство и изучение учениками композиторов и музыкальных инструментов.

В комплексе заданий-ребусов №1 «Композиторы», ученикам предлагается сравнить композиторов с некоторыми иероглифами, чтобы подчеркнуть их уникальные характеристики и творческие особенности.

Обучающимся предлагается отгадать иероглиф с помощью сети «Интернет». Как только обучающиеся разгадывают его, педагог зачитывает сравнение, с помощью которого обучающимся необходимо определить имя композитора. Обучающиеся могут пользоваться сетью «Интернет», чтобы по предложенному сравнению определить имя загаданного композитора.

Комплекс заданий-ребусов №1 представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Комплекс заданий-ребусов №1 «Композиторы»

Китайский иероглиф

Перевод иероглифа

Сравнение

Композитор

(лун)
 

Дракон

Как дракон в китайской культуре, этот композитор был могучим и величественным. Его музыка подобна грому этого дракона, порождающему мощные и живописные звуки.

Людвиг ван Бетховен

森 (шэнь)
 

Дух, душа, божественные существа, сверхъестественное

Этот композитор, подобно лесу, является источником бесконечного разнообразия музыкальных идей. Его композиции ветвятся и расцветают, словно древесные наросты.

Иоганн Себастьян Бах
 

 

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.

Главное в деятельности учителя музыки - развиваться вместе с учениками, быть в постоянном творческом поиске. И, конечно же, развивать духовный мир ребёнка, помочь с определением музыкальных предпочтений, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик.

Использование головоломок и ребусов на уроках музыки не только сделает процесс обучения увлекательным и интерактивным, но и разовьет учеников в области музыкальной грамотности, внимательности, логического мышления и творческого подхода к задачам. Будет здорово видеть, как ученики расширяют свои познания и креативные способности через игровой подход к урокам музыки.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным худо...

Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»

Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...

Педагогические чтения по теме:«Творческое наследие К. Д. Ушинского в измерениях образования ХХI века»

          Тема педагогических чтений в Амурском педагогическом колледже была посвящена великому социальному мыслителю и великому реформатору ...

Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5

В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностьюпроводят ...

Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5

В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816 Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностью проводя...

Конспект урока по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройство" Технологии поиска работы. Поиск работы в СМИ и в сети Интернет

Предлагаю вариант проведения практического занятия по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройство"...

Фрагмент статьи для международного журнала "Педагогическая хрестоматия" по теме: "Функциональная грамотность - показатель уровня современного образования обучающихся в условиях реализации обновлённого ФГОС".

Мировое сообщество стоит на пороге социального кризиса, причина которого заключается в скорости развития технологий, что создаёт устойчивое напряжение в том числе и в сфере образования, в школах. ...