Авторская программа коррекционно - развивающего занятия "Учимся играя"
рабочая программа

      Предлагаемая программа коррекционно – развивающего занятия «Учимся играя» направлена на психическое и личностное развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование психологических новообразований, расширение  эмоциональной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\88.BMP

Пояснительная записка

Образование и среда играют большую роль в развитии ребенка, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Масару Ибука

Я.А.Коменский считал, что игра – не только вид деятельности, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.

Давайте рассмотрим,  что собой представляет игра?

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.

А теперь следующий вопрос: ОВЗ - что это такое? В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.  Это дети с особыми образовательными потребностями.  Для них должна проводится коррекционная работа.

 Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ребенку.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность несовершеннолетних, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

И самыми  эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

1. игровые ситуации;

2. дидактические игры, ;

3. игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

4. психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.

Из своего небольшого опыта работы с детьми с ОВЗ я поняла, что игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми, адаптация с окружающей средой.

Представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире. Основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Итак:

– в игре активно обогащается и развивается словарь у детей с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

– систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

– игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;

– сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.

       Предлагаемая программа коррекционно – развивающего занятия «Учимся играя» направлена на психическое и личностное развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование психологических новообразований, расширение  эмоциональной компетенции.

      Обучающиеся во время коррекционно – развивающих занятий, получают и закрепляют определенный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные знания на более трудном содержании; у них формируются различные представления, при помощи игр, обогащаются  впечатлениями, выражаются в игровых ситуациях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; активизируются зрительные функции, слуховые и речевые и двигательные анализаторы;  при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.

       Особенность в том, что  в  работе по программе «Учимся играя» необходимо придерживаться некоторых правил: задание и игры подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Игры и задания проводить регулярно, систематически.

Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ученика.

Повышать у учащихся интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Заботиться о том, чтобы деятельность обучающегося  была успешной, с целью повышения его интереса к играм и занятиям.

Стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у учеников положительную мотивацию.

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации обучающихся в современном обществе, их жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты игровой и театрализованной деятельности, необходимые для практического применения в жизни.

Педагогическая целесообразность  программы определена тем, что она ориентирована на формирование и развитие коммуникативных навыков обучающихся; знания, творческие умения и навыки, помогут эффективнее и естественнее влиться в среду современного общества, в окружающую действительность. Расширенный кругозор позволит более уверено чувствовать себя в насыщенном мире. В работе принципиально важным является превращение приобретенных коммуникативных навыков в собственный опыт. Это позволит эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, находить способы решения конфликтных ситуаций, уметь принимать решения и т.д.

Новизна программы «Учимся играя» направлена на развитие психических процессов, физическое и нравственное развитие обучающихся. Она опирается на огромное разнообразие игр, применяемых педагогом в процессе работы. Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству средствами различных игр, содействие их адаптации в жизни.

Цель программы : создать условия для творческого развития и социализации обучающихся, в процессе игровой деятельности, с применением игровых технологий.

Задачи программы :

  • Развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, к самопознанию, саморазвитию, здоровому образу жизни.
  • Развивать внимание, память, мышление в процессе игры, быстроту реакции.
  • Развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты и обобщать результат, анализировать и делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
  • Обучать согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике персонажей с учетом места действия.
  • Воспитывать у обучающихся культуру взаимоотношений, способствовать воспитанию чувства взаимопомощи и взаимовыручки, учить приёмам бесконфликтного общения.

Для разработки программы использовались следующие нормативные акты и научно - методические документы:

 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГБОУ «Корсабашская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»» на учебный год, в соответствии с Положением «О рабочей программе учебных предметов, коррекционных, логопедических, реабилитационных занятий» ГБОУ «Корсабашская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»», учебный план ГБОУ «Корсабашская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»» на 2022- 2023 учебный год;

Авторская программа курса коррекционно – развивающих  занятий

« Учимся играя»,  для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005 г.,

        Учебный план отводит на курс «Коррекционно – развивающие занятия»  в 1 - 4 классах 2  часа в неделю. 

Содержание программы строится с учетом физических  возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических  возможностей. 

На занятиях  учащиеся подготавливаются к самостоятельному выполнению определенных трудовых операций без контроля, что  дает возможность выработать уверенность в своих силах и способностях к полезной деятельности.

       Занятие облегчает игровой процесс, что обеспечивает социальную реабилитацию и адаптацию детей .

 В связи с этим  используются следующие методы:

  словесный;

 познавательный;

  наглядный;

  использование прикладного материала;

  игровые ситуации;

  Практические действия. 

        Межпредметные связи: курс «Коррекционно – развивающие занятия» тесно связан с такими предметами: технология , математика, русский язык , изобразительное искусство. 

Обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей. Коррекционную направленность занятий определяет использование  индивидуального и дифференциального подхода. При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка , его вхождения в контакт в процессе обучения,  устойчивость внимания. Дифференцированный подход к коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с различными нарушениями.

Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития  этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в  развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Особое внимание обращается на создание санитарногигиенических условий, сочетание коррекционновоспитательной работы с лечебно восстановительной и на здоровосберегающие технологии.

 Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле и    проводится диагностика результативности.

Предполагаемые результаты

По окончанию обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: правильными приемами осязательного обследования предметов и их объемных и плоскостных изображений,  приемами общеознакомительного и уточняющего обследования предметов; алгоритмом осязательного обследования различных объектов живой и неживой природы (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел  животных, моделей); варьировать способы осязательного восприятия в зависимости от обследуемого объекта (животных, растений, геометрических форм); сопровождать обследование объекта называнием или словесным объяснением его признаков, сравнивать с другими объектами той же или сходной  группы; осознанно объяснять способы обследования в процессе их осуществления; сочетать осязательное и визуальное восприятие предметов (при наличии остаточного зрения); сравнивать хорошо знакомые предметы (или геометрические фигуры) с другими менее знакомыми предметами той же группы (одежда, посуда,  мебель), выделяя и объясняя при этом их признаки, их сходства и различия; активно использовать осязание в своей предметнопрактической деятельности; выделять, анализировать при помощи осязания знакомые предметы, свободно ощупывать их и правильно называть, легко прикасаясь к ним; находить знакомую геометрическую форму среди окружающих предметов; соотносить с геометрическими формами простые предметы (помидор – шар; морковка  конус); распознавать поверхности, различные по фактуре (гладкий, шероховатый); замечать различные температурные ощущения при восприятии разных материалов (холодный  металл); владеть разными приемами сцепления и движения пальцев рук; самостоятельно проводить самомассаж рук и пальчиковую гимнастику;

        Содержание коррекционно – развивающего занятия «Учимся играя»

1 класс

Диагностическое обследование

Знаки и символы.

Вводное занятие. Игры «Лестница-чудесница», «Грибы», «Светофор», «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик», «Строим дома», «Вкусное мороженое», «Зонтики», «Китайские фонарики», «Мячики», «Путешествие на Луну».

Математика – это интересно.

Числовые задания. Задания на обобщение. Вспомни и сосчитай. Арифметические задачи. Задачи-ловушки. Логические задачи. Задачи для самых умных. Учимся отгадывать ребусы. Игры с Колобком.

     Веселая геометрия. 

Игры «Петрушка», «Кто где живет», «Повторяй за мной», «Угадай сказки Буратино».

Сложение и вычитание в пределах 10. 

Игры «Составим поезд», «Молчанка», «Маятник», Арифметический бег по числовому ряду. «День и ночь», Математическая рыбалка. Лучший летчик. Самый быстрый почтальон. Занимательные квадраты. Математический лабиринт.

Спичечный конструктор.

Веселые палочки.

  Занимательные игры.

Морской бой. Уголки. Поддавки. Го-бан.

  Танграм.

Зайчик. Котенок.

Обобщение.

Математические фокусы. Проект «Математика вокруг нас»

 

 

2 класс 

Диагностическое обследование

Время года – Лето и осень.

Игра « назови правильно» Время года- лето.

Психогимнастический этюд«Тропинка»,  Игра «Слово за слово»

«В лесу растут деревья...» , Графический диктант «Дерево»,  Разучивание стихотворения

Найди отличия. Игра «Что может делать?...»

Времена года. Осень. Игра  «Слово за слово».

Труд людей осенью.  Временные представления. Дыхательные упражнения. 

Деревья и растения. «Облетели листья клена» Игра «Запомни картинку»

 Игра «Отгадай предмет», «Найди отличия» Игра «Внимание»

В мире математики.

 Двузначное. Числовой ряд. Сначала – потом. Возрастание – убывание.

Геометрические фигуры вокруг нас. Дорога в школу и домой. Линейка. План.

Школа. Десяток – десятки. Играем – считаем. Упражнение «Продолжи узор»

Игра «Внимание». Пальчиковая гимнастика. Игра «Дорисуй фигуру, чтобы получилась картинка»

«Домашние  и дикие животные»

Ира «Животные и их детеныши». Игра  «Чем похожи – непохожи?»

Подвижная игра « Повторяй за мной». Игра «Слово за слово»

«В лесу живут...» Игра «Пантомима», Игра «Назовите: добрых сказочных героев, злых, трусливых, смелых, ленивых, трудолюбивых»

Овощи и фрукты.

Игра « В магазине овощей и фруктов» .Словарные слова

Разминка «Назови лишнее слово», игра «Найди  различие форм и цвета»

Игра – путешествие «Где растут овощи».

Рисуем на тему : «Овощи и фрукты – разные продукты»

Время года – Зима и весна.

Зима. Зимние забавы. (Жизнь зверей зимой).

Игра «Что может делать?...»(снеговик, сосулька, река)

Психогимнастический этюд «Снежинки», Отгадай загадки.

Разминка. Игра « ДА и НЕТ не говори». Психогимнастика

 «Снеговик растаял», Игра «Слушаем и рисуем»,

Обобщение

Игра «Где мы били – вам  не скажем, а что делали, покажем».

Разминка «Один – много». Задание «Назови предметы похожие на квадрат, круг, треугольник».

Игра «Кто ушел, кто пришел»

3 класс 

Диагностическое обследование

Игрушки

Игры:  «Посмотри на меня»,  «Чего не стало?»,  «Поставь игрушке на своѐ место»,

 «Куда полетела бабочка?»,  «Куда поехала машина?»,  «Чья тень?», «Машинка»

 «Мишка», «Кукла»,  «Бабочка», «Зелѐная травка» , «Желтое солнышко

«Манипуляция больших и маленьких предметов»

Игры на слуховое восприятие 

«Надевание колец на стержень»,  «Разбери пирамидку»,  «Чей звук?» (различение звукоподражаний животных и птиц) , «На чем играет Петрушка?»,

 «Как говорят животные?», «Какой звучит инструмент?»

 «Кинестетическое восприятие» «Меховой мишка и бумажный мишка»

 

 Предметно – практическая деятельность

 «Рвѐм бумагу и складываем в коробочку»

Игра «Смешай краски»

«Мыльные пузыри»,

 Кто быстрее Игра«Пересыпь горох»,

«Открой баночку, заполни еѐ фасолью»

«Собери бусинки» «Заведи машинку», Игра «Выложи кубики из коробки»

 Двигательное развитие

Игра «Бросай, поймай мячик»,

 «Прокати мяч по дорожке» , Игра «У медведя во бору»

Музыкально – вигательные упражнения и игра«Заинька попляши»,

 «Кошка и воробушки», «Воздушные снежинки»

 Игра «Собери воздушные шары»

«Бабочки»,  «Гуси-гуси» , «Воробушки и автомобиль»

Альтернативная коммуникация

 «Узнай, какое у меня настроение»

«Позови меня (жестом, звуком, словом)»

 Знакомство с художественными  произведениями играя «Теремок» и «Колобок»

«Мишка косолапый» «Наша, Таня громко плачет»

 «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть.» Игра «Найди такой же» «Найди пару» «Назови, одним словом» «Что лишнее?» «Разноцветные палочки»

4 класс

Диагностическое обследование

Здравствуй, школа!

Дидактическая игры: «Урок или перемена», «Что в портфеле», «Раз, два, три, шепчи», «Для чего ходят в школу», Упражнения «Что в портфеле», «Что изменилось», «Снежным ком», «Раскрась картинку», «Чудесный мешочек», Упражнение «Кто позвал тебя, скажи!», игры «Правильно – неправильно», «Разыскивается…»

Моя семья 

Упражнения: «Радость и печаль», «Коврик», «В нашем доме»,

 Упражнение «Рисуем вместе», «Эхо», «Один или два», «Я+ТЫ = МЫ»

Игры «Сделай так», «Эхо», «Угадай, кто?», «Ласковое имя», «Что я люблю делать».

Общаемся играя Упражнения: «Что растёт после дождя», «Что на свете жёлтого цвета», «Доброе животное», «Музыка волшебных слов»

«В мире эмоций» Радость

Игры «Корректурная проба», «Собери картинку», Этюд «В лес за грибами»

«В мире эмоций». Грусть.

Упражнение «Раскрась картинку», «Собери грустного человечка» (работа с крупой), «собери картинку».

«В мире эмоций». Злость.

Упражнения «Костёр дружбы», «Рубка дров», «Собери картинку»

«Азбука настроения»

Упражнения «Стул любви», «Бумажные мячики», «Колокол», «Доброе животное», «Рубка дров», пластилинография.

Упражнения «Зачеркни картинку», «Лесенка настроения», «Подари камешек».

В мире профессий.  Упражнения «Инструменты», «Кто чем занимается», «Кто чем управляет», Дидактическая игра « В мире профессий».

Волшебные узоры Упражнение «Обведи по контуру», «Лишняя фигура», «Какой фигуры не стало», Упражнения « Математические раскраски», «соедини о точкам», «Заштрихуй предметы»

Игры с предметами Дидактические игры: «Приключения фасолинки», «Танграм», «Волшебные палочки», «Весёлые пуговки».

Дидактические игры: «Слушай и выполняй», «Что вверху, а что внизу», «Пустыня».

Дидактические игры: «Какая рука», «Повторяй за мной», «Где что лежит», «Выполни задание», «Самый внимательный», «Покажи правильно». Игры: «Назови фигуры», «Что изменилось», «Лабиринты», «»Найди пару», «Покажи правильно».

                                   

Методические и учебные пособия:

Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе», М: «Творческий центр», 2004

Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности. М.: 2002

Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.

  Л.А. Головчиц, Л.И. Кириллова, А.В. Кроткова, Е. Л. Андреева, Т.Ю. Сироткина.  Игры и  упражнения для детей с  тяжелыми нарушениями слуха и зрения: сборник игр для педагогов и родителей : практич. пособие / — М. : ИНФРА-М, 2018. — 149 с. : ил.

Т.К. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. 1 класс. М.: Просвещение, 2000.Выготский Л.С. История развития высших психических функций // психология. М.: ЭКСМО – пресс, 2000.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.

Ковалец И.В. АЗБУКА ЭМОЦИЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ. 2004, https://vk.com/doc542407668_547477655?hash=O83p3Y1VBbtUcpYWpddDZwv3dXNBlakKKoYzRsemZRD

   Т.П. Медведева Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.2007г, https://vk.com/doc331305221_550538219?hash=beXCPtBEJZ3OoWVJsEGHIR0pgAhESAmrtRVVqf6SQn8

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

 В.П. Новикова. Лего-мозаика в играх и занятиях.  М.: Мозаика – Синтез, -2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

      Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающа...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» 10-11 классы

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразов...