Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"
статья

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 2023г.

  доклад

«Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях»

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».                                В.А.Сухомлинский

                                               составитель:

                                               педагог МОАУ ДО «ДДЮ»

                                                                Цирковая студия

Чекалина С.С


«Важно иметь в виду, что даже разовое переживание

успеха может коренным образом изменить

психологическое самочувствие ребенка, резко изменить

 ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений
с окружающими»

(А.С. Белкин)

В современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности. Мотивация достижений – это чисто социальное явление, и поэтому требует внимания со стороны родителей и педагогов. Одним из способов формирования мотивации достижения является технология создания ситуации успеха обучающихся.

Пути создания ситуации успеха

(по мнению великих, педагог)

  1. Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении. (Сластенин В.А.)
  2. Сотрудничество педагогов с обучащимися (Г.А. Цукерман)
  3. Доброжелательные отношения между педагогом  и обучающимися, основанными на уважении и требовательности (И. Ф. Харламов)
  4. Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. (Сухомлинский В.А.)

Надо сказать, что успех - понятие очень ёмкое и воспринимается ребятами по-разному, в зависимости от возраста.

  • Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка.
  • Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает.
  • Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его.
  • Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности. В основе ожидания успеха - стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое "Я", свою позицию, сделать заявку на будущее.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ТИПОВ СИТУАЦИЙ УСПЕХА:

  1. НЕОЖИДАННАЯ РАДОСТЬ
  2. ОБЩАЯ РАДОСТЬ
  3. РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности обучающегося превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость - это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога . .педагог должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий. Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость - это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Радость познания. Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие", но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело. Поэтому нам нужно стараться поощрять даже небольшой успех обучающегося, отмечать (хотя бы добрым словом) его личные достижения при изучении нового материала.

Итак, обозначим основные факторы, создающие успех в процессе обучения обучающихся:

  • Словесное поощрение,
  • создание микроклимата сотрудничества и взаимопомощи,
  • высокая мотивация и активность обучающихся в учебном процессе,
  • использование информационного пространства в обучении,
  • развитие познавательных способностей,
  • формирование мотива достижений цели через участие в творческой деятельности,
  • дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход в обучении также остается результативным и применяемым в практике работы, так как ребенок имеет возможность получить и выполнить посильное для себя задание.

И конечно же ясным, и понятным остаётся то, что основная роль в организации ситуации успеха в учебной деятельности отводится педагогу.

Надо сказать, что в процессе организации «ситуации успеха» можно столкнуться и с очень серьёзной проблемой. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый испытает успех и удовлетворение, - и высокий уровень отношения к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное обеспечение успешности может развить ситуацию индифферентного отношения к учебной деятельности. Мало того, постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагоги и психологи продолжают исследовать влияние успеха на эффективность обучения.

Обратимся к исследованиям А.С. Белкина, известного ученого-педагога, который разграничивает понятия «успех» и «ситуация успеха».                                 По мнению А.С. Белкина под ситуацией понимается сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех является результатом подобной ситуации. Ситуация успеха, по определению А.С. Белкина, - это «целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом».

Безусловно, переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

На первый взгляд кажется, что достаточно педагогу пару раз дать обучающемуся возможность испытать успех, как сам собой будет обеспечен высокий уровень мотивации, интереса, познавательной и творческой активности. Но такое отношение чревато противоположным результатом: постоянная

Опытные психологи и педагоги предупреждают о возможных негативных состояниях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс?

Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей.

 Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация. Если в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая.

В-третьих, переживание успеха может быть омрачено, если результат, важный и значимый для самого ученика, не будет адекватно оценен другими людьми.

Итак, ситуация успеха в творческой учебной деятельности создается педагогом. Но, как и любую деятельность, творческий процесс можно представить в виде достаточно простой последовательной цепочки действий: установка на его деятельность (эмоциональная подготовка обучающегося на решение творческой задачи); обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего творческого труда). Следовательно, если ситуация успеха создается педагогом последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать все перечисленные компоненты.

И наконец, эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта. Ребенок, особенно в начале творческого учебного процесса, одинаково интенсивно переживает успех «в главных» и «неглавных» его стадиях. Но часто отношение взрослых снижает эту интенсивность, например: «Получилось на этапе разработки творческого проекта? Лучше бы получилось на этапе его реализации...» Через снижение значимости переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребенка отношения ко всему процессу в целом. Поэтому, «оценивая детей... необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно если они для него недосягаемы».

На пути к удаче

Рассмотрим организацию ситуации успеха поэтапно.

Мотивационный этап. Педагог ставит задачу сформировать у ребёнка установку на успешное выполнение творческого задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения. Но, здесь педагог сталкивается с неадекватной реакцией детского коллектива: кто-то уже выполнял подобное задание, и результаты его оказались неудачными, так что у этой категории воспитанников уже сформировано отрицательное отношение. Вторая группа обучающихся не сталкивалась с такой работой, поэтому они не знают, чего можно ожидать от будущей творческой деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению поставленной задачи.

На данном этапе         педагогу творческого объединения проще всего будет работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы воспитанников нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали успех. Наиболее трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего, необходимо нейтрализовать воспоминания о неудаче в предыдущей творческой деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно, например, подчеркнув, что ребёнок поработал над своими ошибками или что задание, предлагаемое педагогом, изменено по сравнению с прошлым разом и т.п.

Педагог вправе предложить различные варианты мотивов достижения: стремление самостоятельно решить интересные творческие задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать своё творчество с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д. Другими словами, педагог, опираясь на эмоциональную память воспитанников, организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей работы. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.

Организационный этап. Задача педагога: обеспечить обучающемуся с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательно-творческим процессом.

На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой – ощущается недостаток условий для ее выполнения. Здесь особо нужна помощь руководителя. Необходимо помочь ребенку правильно включиться в творческий процесс, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию воспитанника, помощь сверстников объединения, «скорая помощь» (обращение к педагогу, к более сильному воспитаннику и пр.), «подсказка» (работа с технологическими картами, с описанием изготовления того или иного изделия в литературе) и т.п.

Результативный этап. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего творческого процесса.

Как показывает практика, этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог самого творческого процесса обычно сводится к результату – готовому продукту. Известно, что мнения педагога и воспитанника в данном вопросе чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог творческой деятельности, учитывая эстетичность, аккуратность, правильность, грамотность выполнения задания и пр., а обучающийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. и ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе творчества.

Хорошо, когда степень затраченных усилий соответствует результативному итогу работы. В этом случае педагогу достаточно похвалить ребёнка, подчеркнуть его достижения, тем самым, стимулируя его к дальнейшему процессу творческой деятельности.

Возможен и такой вариант: воспитанник затратил минимальные усилия, но итог его работы удовлетворяет основным требованиям. Такой вариант требует от педагога знания индивидуальных особенностей обучающегося, умения анализировать ситуацию, классифицируемую А. С. Белкиным как «мнимый» или «опасный успех». Необходимо продумать для конкретного воспитанника систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности, предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого ребёнка в общее дело и оценивание производится группой детей, а не одним педагогом. Кроме того, возможны личные беседы, где педагог прямо, но без свидетелей говорит обучающемуся о его недостатках: равнодушии, лени, попытке улизнуть от предложенного задания и пр.

На первый взгляд возникает парадокс: педагог намеренно ставит воспитанника в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребёнка родилась радость не столько от итога работы, сколько от самого процесса творческого открытия. Произойдет же это только в том случае, если обучающийся преодолеет определенные трудности нравственного, коммуникативного, своего индивидуального характера.

Вариант третий, наиболее болезненный для обеих сторон – воспитанник уверен, что «выложился», но результат, оцененный педагогом, не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты двух сторон, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение учащегося ко всему учебному творческому процессу в целом. В данном случае со стороны педагога требуется глубокая индивидуальная работа. Следует предложить ребёнку попытаться найти свои неудачи, а затем с помощью педагога исправить их. Не стоит стремиться исправить всё сразу. Сначала можно предложить ребёнку поработать над определенным «неудавшимся» этапом.

Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у обучающегося пропала боязнь ошибиться или сделать что – то не так. Педагог должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении выполнения заданий воспитанником.                                   И только после ряда пробных работ и при эмоциональной поддержке педагога проводится повторные творческие задания, результаты которых должны убедить ребёнка в преодолении им трудностей. Очень важно отметить достижения обучающегося, показать свое уважительное отношение к его труду, пробудить желание с охотой учиться творить и дальше.

Четвертый вариант напоминает первый – количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат – неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ребёнка. Теперь педагогу придется начинать все сначала.

Завершающий этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе воспитанники с низким уровнем облученности. К ним можно применить завышенную или авансированную оценку. Можно использовать позитивное рецензирование и т. п., однако соблюдая чувство меры, чтобы ребёнок не переоценил свои способности.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий, обучающиеся по-разному реагируют на предложенные педагогом ситуации. Для некоторых воспитанников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор, пока не реализуется основная задача: ребёнок испытает чувство удовлетворения не только от итога творческой деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

От субъекта обстоятельств к субъекту деятельности

Ситуация успеха «перерастает» из приема в педагогическое условие активизации учебной творческой деятельности только в том случае, если происходит смена позиции обучающегося в этом процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной творческой деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. Если в начальном цикле обучения в творческом объединении воспитанник находится в роли объекта, то затем он принимает (или не принимает) предложенные условия, активно включается в происходящее, влияет на ход реализации ситуации успеха, то есть становится субъектом обстоятельств. Мало того, пережив заслуженное чувство успеха, ребёнок желает его повторить, упрочить. Он начинает самостоятельно искать пути для достижения лучших результатов и в творческом развитии, это придает ему уверенность в собственных силах, позитивно влияет на взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха воспитанник становится субъектом учебной творческой деятельности, носителем активного, преобразующего начала. Эффективность такой ситуации проверяется не только наличием активного отношения к творческому процессу, но и умением самого ребёнка создавать себе условия для успешной деятельности. Складывается познавательная творческая активность обучающегося как субъекта, формируется стойкая потребность в самообразовании. Педагог не столько обучает, сколько помогает найти то или иное, необходимое для развития творческой личности конкретного воспитанника.

Итак, мы выяснили, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной творческой деятельности, когда она организуется на всех этапах учебного процесса; усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом индивидуальных особенностей детей, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным ребёнком.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к обучению в активное, творческое, если у субъекта деятельности положительные эмоции в деятельности порождают чувство удачи, вызванное преодолением трудностей, как выбранных самим обучающимся, так и предложенных педагогом, вызывают эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных и творческих задач, приносят удовлетворение, осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления и, таким образом, формируют устойчивую потребность в творческом самообразовании.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагога, семьи. Успех – категория не абстрактная.

По ожиданиям личности различается три вида успеха:

  1. Предвосхищаемый успех: ребенок ждет его, надеется на него. Ожидания могут быть и достаточно обоснованными (он хорошо развит, старателен и т. п.).
  2. Констатируемый успехребенок фиксирует достижения, радуется им. Этот успех может быть ожидаемым и неожиданным, подготовленным и неподготовленным. Важно, что такой успех создает у ребенка хорошее настроение, дает возможность пережить радость, обратить на нее внимание самого ребенка и окружающих.
  3. Обобщающий успех: ожидание успеха становится для ребенка потребностью. Конечно, это хорошо – состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. Но, с другой стороны, это опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Знание этих видов успеха дает возможность правильно выбрать путь работы с конкретным ребенком. Однако педагогу необходимо знать и возрастные особенности детей, т. к. в каждый возраст реагирует на успех по – своему. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его.                                                  Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности. В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Очень важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая само регуляция и другие.

Поэтому педагогически оправдано создание для обучающегося ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Алгоритм создания ситуаций успеха

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Ирина, мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Сегодняшняя работа довольно легкая, эту технику вышивки мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

«Я верю, у вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

«Нам очень нужна твоя помощь»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось повторить это движение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Дайте, дайте первую удачу!..

Чтобы, гордость юную не пряча,

Человек, как молодой орел,

Прянул в небо и себя обрел,

Путь свой во вселенной обозначив!..

Дайте, дайте первую удачу!

Д. Кугультинов,

народный поэт Калмыкии

Важно искать новые пути, создания ситуации успеха для обучающихся, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

Таким образом:

I. Самореализация — это процесс, предусматривающий усвоение учащимся ситуации успеха путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство системы социальных связей индивидом за счет собственной деятельности, активного включения в социальную среду, развитие умений соотнести свои собственные и общественные ценности, нормы, способы деятельности и порождение на основе такого соотнесения нового, уникального смысла.

2. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, выходящая за рамки государственных образовательных стандартов, предполагающая свободный выбор учащимся сфер и видов деятельности, направленных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких качеств его личности, способностей, интересов, которые ведут к самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Дополнительное образование детей это образовательная система, обладающая необходимыми организационно-педагогическими условиями создания ситуации успеха, уникальный институт самореализации школьников.

Можно сделать вывод, что:

Творческая самореализация в дополнительном образовании - это субъективно значимый, педагогически стимулируемый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования ребёнком  своего творческого потенциала в различных видах деятельности, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «Учитель – Ученик»

Успех в учении–единственный источник  внутренних  сил, рождающий  энергию  для преодоления трудностей, желания учиться.(В.А. Сухомлинский)...

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

Статья СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Статья рассказывает об опыте применения технологии создания ситуации успеха в учебной деятельности...

Как создать ситуацию успеха на уроках

Статья преподавателя истории и обществознания ГБПОУ РК "Симферопольский колледж радиоэлектроники" Хусточкиной Виктории Анатольевны "Как создать ситуацию успеха на уроках" посвящена...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...