Учебно-методическая разработка урока по учебному предмету ОУП 12 География на тему: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии
методическая разработка

Оглезнева Наталья Михайловна

При организации урока по предмету География, для создания целостного восприятия мира необходимо проводить межпредметную интеграцию, т.к. география не отделима от ряда предметных областей, а в некоторых предметных областях например: История, является их составной частью.

При осуществлении образовательного процесса на уроках по предмету География, непременно приходиться вспоминать исторические события, которые явились причинами изменений в политической карте мира.

При изучении экономико-географического положения старны, неизбежно сталкиваешься с основами экономики, т.к. основной показатель уровня развития любой страны это индекс ВВП на душу населения.

Для глубокого понимания различий уровня развития между странами необходимо учитывать характер общественных отношений, политическую и духовную жизнь общества, а это уже неотъемлимая часть знаний предмета Обществознание.

Таким образом, межпредметная интеграция на уроках по предмету География не только необходима, но и неизбежна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмблема колледжа чб.png

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

(СПб ГБПОУ «ПКГХ»)

Учебно-методическая разработка урока

по учебному предмету ОУП 12 География

на тему: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии

Разработал: Оглезнева Н.М.,

преподаватель предмета ОУП.12 География

Санкт-Петербург, 2023

Введение

При организации урока по предмету География, для создания целостного восприятия мира необходимо проводить межпредметную интеграцию, т.к. география не отделима от ряда предметных областей, а в некоторых предметных областях например: История, является их составной частью.

При осуществлении образовательного процесса на уроках по предмету География, непременно приходиться вспоминать исторические события, которые явились причинами изменений в политической карте мира.

При изучении экономико-географического положения старны, неизбежно сталкиваешься с основами экономики, т.к. основной показатель уровня развития любой страны это индекс ВВП на душу населения.

Для глубокого понимания различий уровня развития между странами необходимо учитывать характер общественных отношений, политическую и духовную жизнь общества, а это уже неотъемлимая часть знаний предмета Обществознание.

Таким образом, межпредметная интеграция на уроках по предмету География не только необходима, но и неизбежна.


План-конспект урока

по ОУП.12 География 

для обучающихся 1 курса СПб ГБПОУ «ПКГХ»

Раздел 6. Регионы мира.

Тема урока: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии.

Тип урока: комбинированный (практическая работа №1.13).

Технология урока: интегрированное обучение (интеграция предметов; интеграция знаний преподавателя и обучающихся в разных предметных областях)

Цели урока:

 - Дидактическая цель: создание условий для осмысления учебных знаний и их применения в решении практических задач;

закрепление, расширение и систематизация полученных знаний.

развитие умений: работать с текстом учебника и источников, атласом, картами; проводить сопоставление, анализ полученных данных и делать выводы; аргументированно обосновывать утверждения.

воспитание: культуры работы с учебными пособиями, источниками информации, атласами, картами, культуры речи и применения предметной терминологии.

Задачи урока:

- актуализировать и проверить ранее полученные знания по теме урока;

- определить план работы по выполнению практических заданий;

- провести инструктаж по выполнению практической работы;

- выполнить практические задания;

- обобщить и сделать выводы по практической работе

Методы обучения: интерактивный, информационный, эвристической беседы, частично-поисковый, репродуктивный, продуктивный.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, интерактивные, ИКТ-технологии, традиционные технологии.

 Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: контроль преподавателя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Средства контроля: тест и вопросы по раннее изученному материалу; задания практической работы.

Средства обучения: политическая карта мира; географический атлас; учебник: «География» авторов: Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, М.-Просвещение, 2021 г., 11 кл., с. 223; мультимедийное оборудование; презентация по теме урока; раздаточный материал по теме практической работы «Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии»; критерии оценки за работу обучающихся на уроке; критерии оценки выполнения теста; критерии оценки за выполнение практической работы.

Межпредметные связи: ОУП.05 Экономика, ОУП.06 Обществознание, ОУП.11 История.

Требования к результатам обучения:

Целью организации образовательного процесса по теме: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии является формирование:

- общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

- универсальных учебных действий:

УУДР1 Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

УУДР2 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали. Прогнозирование позитивных и негативных последствий;

УУДР3 Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. Перенос опыта постановки задач из учебной деятельности в повседневные и профессиональные ситуации;

УУДР5 Выбирать пути достижения цели, планировать решение поставленных задач. Подбирать несколько путей решения поставленных задач и выбор из них с целью оптимизации затраченных ресурсов;

УУДР6 Организовывать эффективный поиск ресурсов: подбор литературы и информационных источников, получение консультаций у специалистов;

УУДР7 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью;

УУДП1 Искать и находить обобщенные способы решения задач, осуществлять развернутый информационный поиск, в т.ч. с помощью компьютерных средств;

УУДП3 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения

УУДП5 Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Отработка различных ролевых моделей при решении учебных задач;

УУДК1 Осуществлять деловую коммуникацию  со сверстниками и взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия. Соблюдение речевого этикета, правил ведения беседы, обсуждения. Приведение диалога к результату, совпадающему с поставленной целью;

УУДК3 Выполнять работу в условиях координированного взаимодействия. Выполнение руководящей, координационной функции при решении учебной задачи. Решение групповой задачи в качестве исполнителя

УУДК4 Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, логично излагать свою точку зрения;

- знаний основных характеристик населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии;

- умений: работать с текстом учебника и источников, атласом, картами; проводить сопоставление, анализ полученных данных и делать выводы; аргументированно обосновывать утверждения.

 

Структура урока:

№ п/п

Этап занятия

Хронометраж

( мин.)

Организационный момент

3 мин.

Актуализация и контроль  ранее полученных знаний

  • вопросы по ранее изученному материалу;
  • тест по ранее изученному материалу

20 мин.

Организация выполнения практической работы:

  • определить план работы по выполнению практических заданий;
  • инструктаж по выполнению практической работы;
  • поэтапное выполнение практической работы

50 мин

Обобщение, анализ и выводы по практической работе

10 мин

Рефлексия урока, задание на дом

7 мин

ИТОГО

90 мин.

Ход урока

 № п/п

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Хронометраж этапов урока

Формируемые

ОК, УУДР, УУДП, УУДК

1

Организационный момент

Цель: настроить обучающихся на работу

Преподаватель приветствует обучающихся, осуществляет контроль присутствующих на уроке

Преподаватель озвучивает критерии оценки за работу на уроке

Обучающиеся приветствуют преподавателя. Староста озвучивает отсутствующих на уроке

3

ОК 11, ОК 12

2

Актуализация и контроль  ранее полученных знаний

- вопросы по ранее изученному материалу;

- тест по ранее изученному материалу

Цель: осуществление контроля и актуализации ранее полученных знаний, необходимых для выполнения практической работы

Преподаватель делит группу на две подгруппы:

Одной подгруппе выдает для выполнения тест по ранее изученному материалу;

Другую подгруппу вовлекает в эвристическую беседу по ранее изученному материалу,   озвучивая контрольные вопросы:

Зарубежная Европа

1. Назовите субрегионы Зарубежной Европы

2. Назовите основные формы государственного правления и территориального устройства Зарубежной Европы

3. Назовите страны Зарубежной Европы, вошедшие в Европейский Союз

4. Назовите две основные черты экономико-географического положения Зарубежной Европы

5. Какими природными ресурсами обладает Зарубежная Европа?

6. Назовите характерный тип воспроизводства населения Зарубежной Европы

Зарубежная Азия

1. Назовите субрегионы Азия?

2. Назовите интеграционные группы Зарубежной Азии.

3. Назовите основные черты экономико-географического положения  Зарубежной Азии.

4. Какими природными ресурсами обладает Зарубежная Азия?

5. К какой форме территориального устройства относятся большинство стран Зарубежной Азии?

6. Назовите особенности политической карты Зарубежной Азии

7. Перечислите экологические проблемы Зарубежной Азии и их причины возникновения.

Одна подгруппа обучающихся выполняет тест;

Другая подгруппа принимает участие в эвристической беседе с преподавателем

20 мин.

ОК.2,

ОК 6,

УУДР2,

УУДР3, УУДП5, УУДК1,

УУДК4

Подгруппе, выполняющей тест, преподаватель предлагает обменяться работами и проверить работы сокурсников по предложенному ключу к тесту (взаимопроверка), выставить оценки в соответствии с предложенными критериями оценки теста.

Обучающиеся, выполняющие тест, обмениваются работами и в соответствии с ключом к тесту и критериями оценки, проверяют и оценивают работы сокурсников

Преподаватель совместно с обучающимися обобщает ранее изученный материал и делает выводы

Оценки за выполненный тест и участие в эвристической беседе озвучит в конце занятия

Совместно с преподавателем обучающиеся обобщают ранее изученный материал и делают выводы

3

Организация выполнения практической работы:

- определить план работы по выполнению практических заданий;

- инструктаж по выполнению практической работы;

- выполнить практические задания;

Цель: закрепление, расширение и систематизация полученных знаний; умений; развитие умений: работать с текстом учебника и источников, атласом, картами

Преподаватель озвучивает план выполнения практической работы: Практическая работа состоит из 2 заданий:

1 – заполнить таблицу в соответствии с запросом столбцов;

2 – ответить на поставленные вопросы исходя из внесенной в таблицу информации.

На заполнение каждого столбца дается 5 минут. После заполнения каждого столбца обобщаем, делаем выводы.

После заполнения таблицы отвечаете на поставленные вопросы устно и фиксируете ответы в работе

Обучающиеся внимательно слушают, задают вопросы

50 мин

ОК 2,

ОК 6,

УУДР1, УУДР2, УУДР5, УУДП1, УУДП3, УУДП5, УУДК1, УУДК4

Проводит инструктаж по выполнению практической работы №1.13:

- перед началом выполнения работы ознакомьтесь с предложенным теоретическим материалом, материалом учебника, данными атласа;

- обратите внимание на: ЭГП стран региона: глубиность стран, выход к морю, соседство; величину стран региона; соотношение площади и количества населения; наличие спорных территорий; интеграционные группировки, тип урбанизации (субурбанизация, псевдоурбанизация);

Обучающиеся внимательно слушают, задают вопросы

Преподаватель осуществляет контроль выполнения практической работы;

Преподаватель организовывает анализ, обобщение материала и аргументацию выводов по практической работе;

Обучающиеся выполняют практическую работу:

работа с таблицей; эвристическая беседа с преподавателем;

работа у доски с картой

4

Обобщение, анализ и выводы по практической работе

Цель: развитие навыков проводить сопоставление, анализ полученных данных и делать выводы; аргументированно обосновывать утверждения

Преподаватель дает задание обучающимся:

- озвучить общую характеристику регионов мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия;

- озвучить и обосновать причины разного экономического развития этих двух регионов мира.

Обучающиеся озвучивают общую характеристику регионов мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия; и причины разного экономического развития этих двух регионов мира.

10 мин

ОК 2,

УУДР3, УУДП5, УУДК1, УУДК4

6

Рефлексия урока, задание на дом

Цель: формирование понимания, на сколько осознанно содержание материала, на сколько была эффективной работа на уроке

Преподаватель уточняет у обучающихся какие затруднения возникли в процессе выполнения практической работы? Что помогло эти затруднения преодолеть? Какие вопросы по теме урока они хотели бы еще изучить?

Преподаватель озвучивает обучающимся оценки за работу на уроке.

Преподаватель озвучивает домашнее задание: изучение  источников и литературы для формирования материала к диспуту «Влияние исламской цивилизации на демографию, экономику, культуру и социальное развитие европейских стран»

Обучающиеся озвучивают какие затруднения возникли в процессе выполнения практической работы? Что помогло эти затруднения преодолеть? Какие вопросы по теме урока они хотели бы еще изучить?

Воспринимают информацию по оценке их работы за урок.

Записывают домашнее задание.

7 мин

ОК 11, ОК 12

Критерии оценки за устную работу на уроке:

«Отлично» - показывает глубокое понимание и знание материала и политической карты мира;

«Хорошо» - показывает понимание и знание материала и политической карты мира, но допускает неточности, второстепенные ошибки;

«Удовлетворительно» - показывает недостаточную сформулированность отдельных знаний, не уверенно ориентируется на политической карте мира;

«Неудовлетворительно» - показывает очень слабые знания или не знание материала и политической карты мира.

Теоретический материал по теме Практической работы №1.13:

1. Общая характеристика Зарубежной Европы

Зарубежная Европа располагается на площади всего 5,4 млн. кв. км. С севера на юг её государства простираются на 5000 км, а с запада на восток – свыше 3000 км. На севере Европа начинается с острова Шпицберген и протягивается на юге до острова Крит. Данный регион с трёх сторон окружен морями и океанами. На юге и западе он омывается Атлантическим океаном, на севере – Северным Ледовитым океаном.

На протяжении XX в. политическая карта Зарубежной Европы несколько раз претерпевала  изменения. Это стало результатом  Первой и Второй мировых войн объединением Германии (1990 г.), распадом СССР (1991 г.),  Чехословакии (1993 г.), Югославии (1991–2008 гг.). В настоящее время в состав региона входит более 40 государств.

Зарубежная Европа географически делится на субрегионы:

- Западная: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Швейцария. Последние заметные изменения карты Западной Европы произошли примерно в 11 веке, не зря эта часть считается «старым светом» (если не считать распад, а затем объединение Германии);

 Северная: Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония;

- Южная: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Македония, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория;

- Восточная: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия.

Страны зарубежной Европы отличаются по своим размерам. По площади их можно подразделить на несколько групп: большие, средние, малые и «карликовые» государства (к ним относятся Сан-Марино, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Мальта, Андорра).

По численности населения в основном наблюдаются страны с небольшим количеством граждан – около 10 млн. человек.

По форме государственного правления:

- на первом месте стоят республики;

- на втором – конституционные монархии: Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция;

- на последнем месте – единственная страна Ватикан, которая по форме правления представляет теократическую монархию.

По административно-территориальному устройству регион в большинстве состоит из унитарных государств.

Страны с федеративным устройством: Испания, Швейцария, Сербия, Черногория, Германия, Австрия, Бельгия.

Большинство стран Зарубежной Европы по социально-экономическому развитию относятся к развитым.

ЭГП региона определяется двумя главными чертами.

1. Соседским положением, малой глубиной территорий стран. Например, в Чехии нет населённого пункта, который был бы удалён от государственной границы более, чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км, Румынии – на 170 км, Польше – на 230 км.

2. Приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживлённых морских путей.

В Зарубежной Европе с ее устоявшимся порядком не должно быть разногласий, но нерешенные территориальные споры ряда европейских стран говорят об обратном. На данном историческом периоде известно о 10 спорных территориях Зарубежной Европы :

- Боденское озеро (Швейцария, Австрия и Германия). Боденское озеро, или как оно называется в Европе - озеро Констанца, состоящее из двух озер – Верхнего и Нижнего, занимает площадь 535 км². Это единственная территория в Европе, где отсутствуют формальные границы. Швейцария полагает, что ее граница проходит по середине озера. По мнению австрийских властей, границы озера должны определяться международным правом. Германия четкую позицию по этой теме не сформулировала. А пока спорные ситуации регулируются отдельными соглашениями.

- Монблан (Италия и Франция). Кристаллический массив Монблан протяженностью 50 км, имеющий высочайшую точку Западной Европы – 4810 метров, разделяет Италию и Францию. Спор между двумя государствами о принадлежности Монблана ведется со времен Французской революции 1789 года. В настоящее время Италия и Франция при разграничении Монблана придерживаются акта, составленного в 1860 году Наполеоном III и Виктором Эммануилом II Савойским. Однако сложный рельеф горного массива, а также опечатка в атласе, прикрепленному к акту, до сих пор создают трудности для определения границы спорной территории.

- Гибралтар (Испания и Великобритания). Сегодня бывшая британская колония Гибралтар, расположившаяся на юге Пиренейского полуострова, относится к заморским территориям Великобритании. На референдуме 1967 года у жителей Гибралтара была возможность самоопределения, однако, не без нажима Лондона, они пожелали сохранить за собой статус британской территории. Испания неоднократно предъявляла свои территориальные претензии на Гибралтар, и даже пыталась отвоевать его у британцев, но все безуспешно. После референдума 1967 года отношения Испании и Гибралтара испортились настолько, что 17 лет Мадрид держал границу с южным соседом закрытой. Самые острые разногласия между Британией и Испанией касаются 800-метрового участка перешейка, соединяющего Испанию и Гибралтар.

- Залив Пиран (Словения и Хорватия). Являющийся частью Адриатического моря, залив Пиран омывает берега Словении и Хорватии. Залив стал спорной территорией в 1991 году, когда прекратила свое существование Югославия, а Словения и Хорватия обрели независимость. Сначала словенские власти предложили провести границу, ориентируясь на город Пиран, что делило бы залив между двумя государствами поровну, однако через год они и вовсе решили весь залив присвоить себе. В ответ Хорватия нанесла на карту свое историческое название спорной акватории – «Залив Савудрии». Проблема не решена и по сей день.

- Эгейский спор (Греция и Турция). Конфликт между Грецией и Турцией в отношении акватории Эгейского моря тянется с 1970-х годов. Эгейский спор приводил к серьезным обострениям в 1987 и в 1996 годах, едва не превратившись в военное противостояние. Изначально оба государства своими территориальными водами провозгласили полосу шириной в 6 миль, и попытка Греции увеличить эту зону до 12 миль вызвала резкий протест турецкой стороны, которая утверждает, что географические особенности Эгейского моря не позволяют использовать «12-мильное правило». Острота спора вряд ли спадет в ближайшее время, так как ширина акватории напрямую связана с возможностью контроля воздушного пространства.

- Остров Шаренград (Хорватия и Сербия). В русле Дуная затерялся небольшой остров Шаренград права на владения которым с 1991 года оспариваются Хорватией и Сербией. От границы с Сербией остров отделяет 100-метровая протока, а от берега Хорватии расстояние не менее 300 метров. Во времена федеративной Югославии остров Шаренград принадлежал Хорватии, и согласно решению международной конференции должен был за ней и остаться. Но, в казалось бы установленные границы вмешалась война, и остров оказался под сербской оккупацией.

- Оливенса (Португалия и Испания). Португалоговорящий муниципалитет Оливенса, входящий в провинцию Бадахос, с 1802 года является частью Испании. Португалия считает территории Оливенсы аннексированными, хотя официально власти страны свои претензии не озвучивали. Главный инициатор присоединения оспариваемого муниципалитета к Португалии – Ирредентистская группа Оливенсы, которая с каждым годом оказывает все большее давление на правительство страны.

- Залив Лох-Фойл (Ирландия и Великобритания). Территориальный спор вокруг залива Лох-Фойл разгорелся в 1922 году после решения Северной Ирландии войти в состав Соединенного Королевства. Пограничный вопрос между Ирландией и Великобританией может поставить под угрозу доступ в графство Лондондерри, так как судоходный канал проходит по спорой акватории. В 2009 году вопрос о судьбе залива Лох-Фойл возник на заседании комитета Ассамблеи Северной Ирландии по предпринимательству. В частности, от его решения зависит реализация проекта оптоволоконных телекоммуникаций между Британскими островами и Северной Америкой.

- Долларт Бей (Нидерланды и Германия). Долларт – это бухта Ваттового моря, расположенная на границе Нидерландов и Германии. Длина бухты 30 км., ширина 12 км. Интересно, что во время отливов ее дно оголяется примерно на 80%. Спор между двумя странами вызывает западная часть бухты, о точной границе разделения которой Германия и Нидерланды пока не договорились. Долгое время территориальный спор не поднимался пока у немецких властей не возникли планы по строительству ветряной фермы на острове Боркум.

- Северное Косово (Сербия и Республика Косово). Северное Косово, заселенное в основном сербами, одна из самых проблемных территорий Европы, принадлежность которой в ближайшее время вряд ли будет определена. Согласно резолюции Совбеза ООН №1244 Северное Косово должно находиться под протекторатом ООН, но в действительности все сложнее. Власти частично признанной Республики Косово заявляют свои права на спорные территории, но де-факто здесь управляет самопровозглашенное сербское правительство. Однако реальной возможности установить свою власть не имеют ни те, ни другие, так как этому мешает миротворческий контингент НАТО.

Европейская интеграция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе:

- Западноевропейский союз – 1948г.;

- Организация Североатлантического договора NATO – 1949г.;

- Совет Европы – 1949г.;

- Европейский союз ЕС – 1993г.

С 1993 года Европа начала новый виток в развитии – в этот год был подписан договор о создании Европейского Союза. Страны, вошедшие в него, объединяет общая экономика, единая валюта, общая внутренняя и внешняя политика, политика безопасности. Лидерами союза являются Великобритания, Германия, Франция и Италия. Численность населения данных стран составляет более половины населения всего объединения. Именно на них приходится около 70% совокупного объёма. Далее следуют малые страны, которые делятся на подгруппы:

1. Австрия, Дания, Финляндия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Швеция;

2. Греция, Испания, Ирландия, Португалия, Мальта, Кипр;

3. Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения.

Эти страны относятся к категории развивающихся стран.

В 2016 году в Великобритании прошёл референдум о выходе страны из ЕС. Большинство (52%) высказалось «за». Она стояла на пороге сложного процесса выхода из Евросоюза и до конца 2020 года, оставаясь частью единого экономического пространства.

Полезные ископаемые Европы разнообразны. Они стали основой экономического могущества европейских государств. Но за прошедшие века месторождения сильно истощены. Поэтому в настоящее время многие страны импортируют сырьё из других регионов.

Геологические условия определили особенности распределения полезных ископаемых по территории Зарубежной Европы. Месторождения нефти и газа приурочены к окраинам, шельфовым зонам Норвежского и Северного морей. С 60-х гг. XX века там ведётся их активная разработка. Благодаря этому Великобритания стала крупным экспортером нефти, Норвегия — экспортёром нефти и газа, а Нидерланды — экспортёром природного газа.

Основу добывающей промышленности Зарубежной Европы составляет сочетание железорудных и угольных месторождений. Каменный уголь добывают в основном на территории Германии (Рурский бассейн), Польши, а также на границе Франции и Германии (Саарско-Лотарингский угольный бассейн). Бурым углём богаты Германия и Болгария.

Запасы рудного сырья представлены железными рудами Балканского полуострова, Швеции и Франции, медно-никелевыми и хромовыми рудами Финляндии и Болгарии, бокситами Греции. На территории Норвегии есть месторождения титановых руд, а во Франции ведётся добыча урановых руд и  фосфатных и калийных солей.

На территории Европейского региона добывается разнообразное строительное сырьё. Ряд стран являются поставщиками строительных материалов на мировой рынок. Например, Италия поставляет песок, глину, известняк и мрамор, а Швеция — гранит.

Минеральные природные ресурсы зарубежной Европы

Ресурс

Процент от мирового запаса

Уголь

20%

Цинк

18%

Свинец

14%

Медь

7%

Нефть

5%

Водные ресурсы региона в целом обеспечивают более 80% спроса населения на воду. Самые крупные европейские реки — Дунай и Рейн. На них сосредоточено самое большое количество водохранилищ, обеспечивающих развитие гидроэнергетики в регионе.

Несмотря на большое количество озёр и  рек, протекающих по территории Зарубежной Европы, южные регионы испытывают дефицит пресной воды (около 20% населения Южной Европы).

Лесные ресурсы относительно велики. Площадь лесных массивов составляет   около 33% от общей площади региона. Значительными запасами выделяются страны Скандинавского полуострова (Швеция, Финляндия).  

Земельные ресурсы ограничены. Сказываются особенности рельефа,  плотная застройка региона. Плодородные почвы характерны для южных районов.  

Важное значение для Зарубежной Европы имеют рекреационные ресурсы. Природные условия региона обеспечивают развитие международного туризма, ставшего одним из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов экономики южных регионов. Богатство и разнообразие исторических и архитектурных памятников способствуют развитию туристической деятельности. Главные природные рекреационные районы — горы и морские побережья. Наиболее благоприятные природные зоны характерны для стран Средиземноморья. В качестве стран-лидеров международного туризма выступают Испания, Франция и Италия.

Зарубежная Европа производит около 20 процентов промышленной продукции мира. Ведущей отраслью промышленности зарубежной Европы является машиностроение. Больше всего развита автомобильная промышленность, здесь производится 2/5 автомобилей мира (больше всего – в ФРГ).

Для стран Европы характерна сельскохозяйственная специализация:

- Италия занимается выращиванием овощей и фруктов,

- в Дании развито животноводство,

- Нидерланды являются «цветочной плантацией»,

- Швейцария, Нидерланды и та же Франция славятся сырами,

- Италия, Испания и Франция во всем мире известны своими винами.

Европа лидирует по обеспеченности транспортной сетью. Велика плотность транспортных путей, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния в регионе стимулируют развитие автомобильного транспорта.

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн-Майн-Дунай. Порт на Рейне Дуйсбург (ФРГ) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрёстке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта.

Численность населения Зарубежной Европы составляет 750,6 млн человек (2021 г.). Регион имеет высокие показатели плотности населения: от 10 до свыше 100 человек на 1 км2. Он лидирует в мире по уровню урбанизации. В среднем в городах живёт 74%, а в некоторых странах – более 80% и даже 90% всего населения (характерна субурбанизация). В её пределах сосредоточено более 40 городов-миллионеров. Примером европейской урбанизации является Европейский мегалополис.

Для большинства стран Европы характерен первый тип воспроизводства населения («демографическая зима» - низкие темпы прироста населения, невысокая смертность).

Преобладающее большинство европейских стран исповедует христианство. Оно представлено католицизмом (Франция, Испания, Италия, Ирландия, Польша, Австрия и др.), православием (страны Восточной и Южной Европы: Румыния, Болгария, Греция), протестантизмом (страны Северной Европы: Финляндия, Швеция, Великобритания, Дания и др.).

Ритм и уровень жизни приводят к возникновению ряда проблем экологии. С каждым годом состояние окружающей среды ухудшается. Характеристика основных экологических проблем заключается в беспрерывном загрязнении воздуха, воды и почвы, изменение природного ландшафта, эрозия почв…

2. Общая характеристика Зарубежной Азии

Азия - самый крупный по площади и населению регион мира, причем это первенство он сохраняет, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Площадь Азии – 44.580000 км2, площадь Зарубежной Азии – 27,7 млн. км2, она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

Зарубежная Азия - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. Большинство стран региона — развивающиеся.

В состав Азии входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам (Россия, Китай), остальные, в основном, к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Азия географически делится на субрегионы:

•        Единственная страна Северной Азии - Россия

•        Самая большая страна Восточной Азии - Китай

•        Самая большая страна Западной / Передней Азии - Саудовская Аравия

•        Самая большая страна Южной Азии - Индия

•        Самая большая страна Средней / Центральной Азии - Казахстан

•        Самая большая страна Юго-Восточной Азии - Индонезия

Государства зарубежной Азии отличаются спецификой экономико-географического положения:

•        страны с соседским положением;

•        страны с приморским положением;

•        ряд стран с глубинным положением.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

По форме государственного правления (государственному строю) в регионе, как и в мире в целом, преобладают республики. Однако, в Зарубежной Азии, как и в Европе, находится много мировых монархий, причем, здесь расположено большинство абсолютных монархий мира (Катар, Оман, Саудовская Аравия, Бруней). В Саудовской Аравии и Брунее очень сильны позиции религиозных организаций, из-за чего эти страны часто относят к абсолютным теократическим монархиям.

По форме территориального устройства большинство стран унитарные, но есть ряд федеративных государств (ОАЭ, Индия, Пакистан, Малайзия, Мьянма).

Особенностями политической карты Зарубежной Азии являются:

•        колонизация Азии – конец XV – XVII;

•    значительные изменения в ней после первой и второй мировой войн (до второй мировой войны 90% стран были колониями);

•        наличие в регионе большого количества территориальных споров (Иран-Ирак; Ирак-Кувейт; Индия-Пакистан; Китай-Тайвань; Северная и Южная Корея; Япония-Россия; Турция-Греция, Израиль-Палестина, Израиль-Ливан, Израиль-Египет, Ливан-Сирия, Сирия-Турция, Армения-Турция и др.).

Интеграционные группировки Зарубежной Азии:

•        НИС (Новые индустриальные страны – Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань – «четыре азиатских тигра» и/или «4 азиатских дракона»);

•        АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Статус наблюдателя имеют Папуа - Новая Гвинея и Восточный Тимор);

•        В рамках АТЭС (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Статус наблюдателя имеют Папуа - Новая Гвинея и Восточный Тимор) действует десять рабочих групп по: торговле; инвестициям и промышленным технологиям; развитию человеческих ресурсов; энергетике; ресурсам моря; телекоммуникации; транспорту; туризму; рыболовству; информации и статистике.

•        нефтедобывающие страны - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия - страны Персидского залива, которые благодаря «нефтедолларам» за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли;

•        страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания;

•        наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.

Минеральные ресурсы региона отличаются большим разнообразием. Запасами международного значения обладают: Китай (каменный уголь, Индия (железная и марганцевая руды), Турция и Филиппины (хромиты). На территории региона от Мьянмы до Индонезии протянулся олово-вольфрамовый пояс. Имеются определенные запасы полиметаллических, медных и алюминиевых руд, фосфоритов и других полезных ископаемых.

Однако, главное богатство региона, во многом определяющее его роль в МГРТ – это нефть.

В международном разделении труда Зарубежная Азия выступает, как крупный поставщик на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья. Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышленности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрасли (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность) в основном представлены своими предприятиями в Японии и Китае и в небольшой группе развивающихся стран, добившихся в последнее время значительных успехов в развитии своей экономики (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созданы в Индии, Китае, Японии и Турции.

Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии носит, в основном рекреационный, а также и сельскохозяйственный характер. В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира. Вегетационный период во многих странах позволяет выращивать продовольственные и технические культуры круглый год. Зарубежная Азия обладает определенными лесными ресурсами.

Рекреационные ресурсы Азии очень разнообразны, как и сама природа материка. Это:

•        высочайшие в мире горы, Гималаи и другие;

•        очень длинная береговая линия теплых морей, в основном Индийского океана;

•        экзотическая тропическая растительность и животный мир;

•        уникальные минеральные воды.

В странах зарубежной Азии можно выделить следующие отрасли специализации:

- Добыча нефти и газа. Здесь лидируют Саудовская Аравия, ОАЭ, Бруней, Катар, Иран, Ирак, Оман.

- Туризм.

Транспорт зарубежной Азии отличается относительно слабым развитием, за исключением Японии и Южной Кореи. Наибольшая протяженность железных дорог в Китае и Индии. Наибольшими скоростями обладают железные дороги Китая и Японии. По протяженности автомобильных дорог лидируют Китай, Индия, Япония.

Доля зарубежной Азии по грузообороту и пассажирообороту железнодорожного транспорта мира составляет соответственно 28 и 51%. По уровню развития этого вида транспорта выделяются Индия, Китай, Япония. Индия, Япония и Китай занимают соответственно 2, 4 и 5 места в мире по протяженности автомобильных дорог. В станах Персидского залива развит трубопроводный транспорт; в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии – внутренний речной транспорт. Международную торговлю стран зарубежной Азии обслуживает морской транспорт. Сингапур, Тиба (Япония), Нагоя (Япония), Гаосюн (Тайвань), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея) входят в число крупнейших морских портов мира. Кипр, Япония и Китай занимают соответственно 4, 6 и 7 места в мире по тоннажу морского флота.

Численность населения Азии - 3.1 млрд. чел. Все страны региона, за исключением Японии, относятся к 2-му типу воспроизводства населения (демографическая весна), причем сейчас они находятся в состоянии так называемого «демографического взрыва».

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 800 чел. на 1 км2! В отдельных районах она достигает 2000 чел. на 1 км2.

Темпы роста городского населения региона настолько велики (3,3%), что этот рост стал называться «городским взрывом» (характерна в основном псевдоурбанизация), но, несмотря на это, по уровню урбанизации (34%) зарубежная Азия стоит на предпоследнем месте среди регионов мира.

Азия самый большой и разнообразный континент, на котором зародились не только все мировые религии (христианство, ислам, буддизм), но и значительное число национальных религий (иудаизм, индуизм и т.д.). Тем не менее, несмотря на разнообразие и богатую религиозную историю, в настоящее время Азия является одной из наименее терпимых в религиозном отношении частей света. Колыбель религий, к сожалению, не в меньшей степени является средоточием конфликтов.

В результате невысокой культуры ведения хозяйства отрицательное антропогенное воздействие в зарубежной Азии принимает угрожающие размеры.

В результате интенсивной добычи полезных ископаемых без проведения природоохранных мероприятий, экстенсивного ведения сельского хозяйства, увеличения численности жителей происходит загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, эрозия почв, отчуждение земель, оскудение естественных биоценозов.

Сведение лесов главная экологическая проблема, связанная с азиатскими лесами – масштабная вырубка. Более трети территории рискует оказаться без лесов.

Еще одна проблема – удушливый смог, влияющий на состояние здоровья людей. В частности, от этого страдают жители Индонезии, Сингапура и Малайзии. Масштабное загрязнение водоемов.

Частые конфликты и войны в регионе только усугубляют ситуацию. Например, война в Персидском заливе привела к возникновению кислотных дождей, пыльных бурь, массовому загрязнению сажей и нефтью вод и почв, нанесла непоправимый урон фауне и флоре региона.

Задание на дом: изучить  источники и литературу для формирования материала к диспуту «Влияние исламской цивилизации на демографию, экономику, культуру и социальное развитие европейских стран»



Предварительный просмотр:

Группа_____________ Ф.И.О.____________

Практическая работа №1.13.

Тема: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии.

Цель: закрепление, расширение и систематизация полученных знаний, формирование умений работать с информацией, проводить анализ, делать выводы.

Задания:

1. Заполните предложенную сравнительную таблицу в соответствии с запросом столбцов:

Регион мира

Особенности экономико-географического положения региона мира (последние изменения географической карты региона) и субрегионы регионов мира. Размеры стран региона мира. Уровень развития большинства стран региона

Форма государственного правления.

Форма территориального устройства.

Наличие спорных территорий.

Интеграционные группировки

Природно-ресурсный потенциал.

Рекреационные ресурсы региона мира.

Причины экологических проблем.

Международная специализация региона мира

Транспортная система региона мира

Плотность населения

(в %), вероисповедание, тип воспроизводства населения.

Уровень урбанизации

(в %)

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

2. Выводы:

2.1. Особенности политической карты регионов мира:  Зарубежная Европа и Зарубежная Азия? Причины этих особенностей?

2.2. Какие страны по размеру входят в состав регионов мира: Зарубежная Европа и Зарубежная Азия?

2.3. Международная специализация стран Зарубежной Европы?

2.4. Международная специализация стран Зарубежной Азии?

2.5. Уровень развития транспортных систем регионов мира: Зарубежная Европа и Зарубежная Азия? Причины такого уровня развития транспортных систем в этих регионах мира?

2.6. Типы воспроизводства населения регионов мира: Зарубежная Европа и Зарубежная Азия? Причины таких типов воспроизводства населения в этих регионах мира?

2.7. Тип урбанизации регионов мира:  Зарубежная Европа и Зарубежная Азия? Причины именно такого типа урбанизации в этих регионах мира?

2.8. Профилактика экологических проблем в Зарубежной Европе?

2.9. Причины усугубления экологических проблем в Зарубежной Азии?

Теоретический материал по теме практической работы:

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ

Зарубежная Европа располагается на площади всего 5,4 млн. кв. км. С севера на юг её государства простираются на 5000 км, а с запада на восток – свыше 3000 км. На севере Европа начинается с острова Шпицберген и протягивается на юге до острова Крит. Данный регион с трёх сторон окружен морями и океанами. На юге и западе он омывается Атлантическим океаном, на севере – Северным Ледовитым океаном.

На протяжении XX в. политическая карта Зарубежной Европы несколько раз претерпевала  изменения. Это стало результатом  Первой и Второй мировых войн объединением Германии (1990 г.), распадом СССР (1991 г.),  Чехословакии (1993 г.), Югославии (1991–2008 гг.). В настоящее время в состав региона входит более 40 государств.

Зарубежная Европа географически делится на субрегионы:

Западная: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Швейцария. Последние заметные изменения карты Западной Европы произошли примерно в 11 веке, не зря эта часть считается «старым светом» (если не считать распад, а затем объединение Германии);

Северная: Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония;

Южная: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Македония, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория;

- Восточная: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия.

Страны зарубежной Европы отличаются по своим размерам. По площади их можно подразделить на несколько групп: большие, средние, малые и «карликовые» государства (к ним относятся Сан-Марино, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Мальта, Андорра).

По численности населения в основном наблюдаются страны с небольшим количеством граждан – около 10 млн. человек.

По форме государственного правления:

- на первом месте стоят республики;

- на втором – конституционные монархии: Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция;

- на последнем месте – единственная страна Ватикан, которая по форме правления представляет теократическую монархию.

По административно-территориальному устройству регион в большинстве состоит из унитарных государств.

Страны с федеративным устройством: Испания, Швейцария, Сербия, Черногория, Германия, Австрия, Бельгия.

Большинство стран Зарубежной Европы по социально-экономическому развитию относятся к развитым.

ЭГП региона определяется двумя главными чертами.

1. Соседским положением, малой глубиной территорий стран. Например, в Чехии нет населённого пункта, который был бы удалён от государственной границы более, чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км, Румынии – на 170 км, Польше – на 230 км.

2. Приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживлённых морских путей.

В Зарубежной Европе с ее устоявшимся порядком не должно быть разногласий, но нерешенные территориальные споры ряда европейских стран говорят об обратном. На данном историческом периоде известно о 10 спорных территориях Зарубежной Европы :

- Боденское озеро (Швейцария, Австрия и Германия).

- Монблан (Италия и Франция).

- Гибралтар (Испания и Великобритания).

- Залив Пиран (Словения и Хорватия).

- Эгейский спор (Греция и Турция).

- Остров Шаренград (Хорватия и Сербия).

- Оливенса (Португалия и Испания).

- Залив Лох-Фойл (Ирландия и Великобритания).

- Долларт Бей (Нидерланды и Германия).

- Северное Косово (Сербия и Республика Косово).

Европейская интеграция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе:

- Западноевропейский союз – 1948г.;

- Организация Североатлантического договора NATO – 1949г.;

- Совет Европы – 1949г.;

- Европейский союз ЕС – 1993г.

С 1993 года Европа начала новый виток в развитии – в этот год был подписан договор о создании Европейского Союза. Страны, вошедшие в него, объединяет общая экономика, единая валюта, общая внутренняя и внешняя политика, политика безопасности. Лидерами союза являются Великобритания, Германия, Франция и Италия. Численность населения данных стран составляет более половины населения всего объединения. Именно на них приходится около 70% совокупного объёма. Далее следуют малые страны, которые делятся на подгруппы:

1. Австрия, Дания, Финляндия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Швеция;

2. Греция, Испания, Ирландия, Португалия, Мальта, Кипр;

3. Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения.

Эти страны относятся к категории развивающихся стран.

В 2016 году в Великобритании прошёл референдум о выходе страны из ЕС. Большинство (52%) высказалось «за». Она стояла на пороге сложного процесса выхода из Евросоюза и до конца 2020 года, оставаясь частью единого экономического пространства.

Полезные ископаемые Европы разнообразны. Они стали основой экономического могущества европейских государств. Но за прошедшие века месторождения сильно истощены. Поэтому в настоящее время многие страны импортируют сырьё из других регионов.

Геологические условия определили особенности распределения полезных ископаемых по территории Зарубежной Европы. Месторождения нефти и газа приурочены к окраинам, шельфовым зонам Норвежского и Северного морей. С 60-х гг. XX века там ведётся их активная разработка. Благодаря этому Великобритания стала крупным экспортером нефти, Норвегия — экспортёром нефти и газа, а Нидерланды — экспортёром природного газа.

Основу добывающей промышленности Зарубежной Европы составляет сочетание железорудных и угольных месторождений. Каменный уголь добывают в основном на территории Германии (Рурский бассейн), Польши, а также на границе Франции и Германии (Саарско-Лотарингский угольный бассейн). Бурым углём богаты Германия и Болгария.

Запасы рудного сырья представлены железными рудами Балканского полуострова, Швеции и Франции, медно-никелевыми и хромовыми рудами Финляндии и Болгарии, бокситами Греции. На территории Норвегии есть месторождения титановых руд, а во Франции ведётся добыча урановых руд и  фосфатных и калийных солей.

На территории Европейского региона добывается разнообразное строительное сырьё. Ряд стран являются поставщиками строительных материалов на мировой рынок. Например, Италия поставляет песок, глину, известняк и мрамор, а Швеция — гранит.

Минеральные природные ресурсы зарубежной Европы

Ресурс        Процент от мирового запаса

Уголь        20%

Цинк        18%

Свинец        14%

Медь        7%

Нефть        5%

Водные ресурсы региона в целом обеспечивают более 80% спроса населения на воду. Самые крупные европейские реки — Дунай и Рейн. На них сосредоточено самое большое количество водохранилищ, обеспечивающих развитие гидроэнергетики в регионе.

Несмотря на большое количество озёр и  рек, протекающих по территории Зарубежной Европы, южные регионы испытывают дефицит пресной воды (около 20% населения Южной Европы).

Лесные ресурсы относительно велики. Площадь лесных массивов составляет   около 33% от общей площади региона. Значительными запасами выделяются страны Скандинавского полуострова (Швеция, Финляндия).  

Земельные ресурсы ограничены. Сказываются особенности рельефа,  плотная застройка региона. Плодородные почвы характерны для южных районов.  

Важное значение для Зарубежной Европы имеют рекреационные ресурсы. Природные условия региона обеспечивают развитие международного туризма, ставшего одним из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов экономики южных регионов. Богатство и разнообразие исторических и архитектурных памятников способствуют развитию туристической деятельности. Главные природные рекреационные районы — горы и морские побережья. Наиболее благоприятные природные зоны характерны для стран Средиземноморья. В качестве стран-лидеров международного туризма выступают Испания, Франция и Италия.

Зарубежная Европа производит около 20 процентов промышленной продукции мира. Ведущей отраслью промышленности зарубежной Европы является машиностроение. Больше всего развита автомобильная промышленность, здесь производится 2/5 автомобилей мира (больше всего – в ФРГ).

Для стран Европы характерна сельскохозяйственная специализация:

- Италия занимается выращиванием овощей и фруктов,

- в Дании развито животноводство,

- Нидерланды являются «цветочной плантацией»,

- Швейцария, Нидерланды и та же Франция славятся сырами,

- Италия, Испания и Франция во всем мире известны своими винами.

Европа лидирует по обеспеченности транспортной сетью. Велика плотность транспортных путей, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния в регионе стимулируют развитие автомобильного транспорта.

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн-Майн-Дунай. Порт на Рейне Дуйсбург (ФРГ) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрёстке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта.

Численность населения Зарубежной Европы составляет 750,6 млн человек (2021 г.). Регион имеет высокие показатели плотности населения: от 10 до свыше 100 человек на 1 км2. Он лидирует в мире по уровню урбанизации. В среднем в городах живёт 74%, а в некоторых странах – более 80% и даже 90% всего населения (характерна субурбанизация). В её пределах сосредоточено более 40 городов-миллионеров. Примером европейской урбанизации является Европейский мегалополис.

Для большинства стран Европы характерен первый тип воспроизводства населения («демографическая зима» - низкие темпы прироста населения, невысокая смертность).

Преобладающее большинство европейских стран исповедует христианство. Оно представлено католицизмом (Франция, Испания, Италия, Ирландия, Польша, Австрия и др.), православием (страны Восточной и Южной Европы: Румыния, Болгария, Греция), протестантизмом (страны Северной Европы: Финляндия, Швеция, Великобритания, Дания и др.).

Ритм и уровень жизни приводят к возникновению ряда проблем экологии. С каждым годом состояние окружающей среды ухудшается. Характеристика основных экологических проблем заключается в беспрерывном загрязнении воздуха, воды и почвы, изменение природного ландшафта, эрозия почв…

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ

Азия - самый крупный по площади и населению регион мира, причем это первенство он сохраняет, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Площадь Азии – 44.580000 км2, площадь Зарубежной Азии – 27,7 млн. км2, она включает 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

Зарубежная Азия - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. Большинство стран региона — развивающиеся.

В состав Азии входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам (Россия, Китай), остальные, в основном, к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Азия географически делится на субрегионы:

•Единственная страна Северной Азии - Россия

•Самая большая страна Восточной Азии - Китай

•Самая большая страна Западной / Передней Азии - Саудовская Аравия

•Самая большая страна Южной Азии - Индия

•Самая большая страна Средней / Центральной Азии - Казахстан

•Самая большая страна Юго-Восточной Азии - Индонезия

Государства зарубежной Азии отличаются спецификой экономико-географического положения:

•страны с соседским положением;

•страны с приморским положением;

•ряд стран с глубинным положением.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

По форме государственного правления (государственному строю) в регионе, как и в мире в целом, преобладают республики. Однако, в Зарубежной Азии, как и в Европе, находится много мировых монархий, причем, здесь расположено большинство абсолютных монархий мира (Катар, Оман, Саудовская Аравия, Бруней). В Саудовской Аравии и Брунее очень сильны позиции религиозных организаций, из-за чего эти страны часто относят к абсолютным теократическим монархиям.

По форме территориального устройства большинство стран унитарные, но есть ряд федеративных государств (ОАЭ, Индия, Пакистан, Малайзия, Мьянма).

Особенностями политической карты Зарубежной Азии являются:

•колонизация Азии – конец XV – XVII;

•значительные изменения в ней после первой и второй мировых войн (до второй мировой войны 90% стран были колониями);

•наличие в регионе большого количества территориальных споров (Иран-Ирак; Ирак-Кувейт; Индия-Пакистан; Китай-Тайвань; Северная и Южная Корея; Япония-Россия; Турция-Греция, Израиль-Палестина, Израиль-Ливан, Израиль-Египет, Ливан-Сирия, Сирия-Турция, Армения-Турция и др.).

Интеграционные группировки Зарубежной Азии:

•НИС (Новые индустриальные страны – Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань – «четыре азиатских тигра» и/или «4 азиатских дракона»);

•АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Статус наблюдателя имеют Папуа - Новая Гвинея и Восточный Тимор);

•В рамках АТЭС (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Статус наблюдателя имеют Папуа - Новая Гвинея и Восточный Тимор) действует десять рабочих групп по: торговле; инвестициям и промышленным технологиям; развитию человеческих ресурсов; энергетике; ресурсам моря; телекоммуникации; транспорту; туризму; рыболовству; информации и статистике.

•нефтедобывающие страны - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия - страны Персидского залива, которые благодаря «нефтедолларам» за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли;

•страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания;

•наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.

Минеральные ресурсы региона отличаются большим разнообразием. Запасами международного значения обладают: Китай (каменный уголь, Индия (железная и марганцевая руды), Турция и Филиппины (хромиты). На территории региона от Мьянмы до Индонезии протянулся олово-вольфрамовый пояс. Имеются определенные запасы полиметаллических, медных и алюминиевых руд, фосфоритов, золота, алмазов, драгоценных и полудрагоценных камней и других полезных ископаемых.

Однако, главное богатство региона, во многом определяющее его роль в МГРТ – это нефть.

В международном разделении труда Зарубежная Азия выступает, как крупный поставщик на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья. Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышленности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрасли (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность) в основном представлены своими предприятиями в Японии и Китае и в небольшой группе развивающихся стран, добившихся в последнее время значительных успехов в развитии своей экономики (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созданы в Индии, Китае, Японии и Турции.

Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии носит, в основном рекреационный, а также и сельскохозяйственный характер. В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира. Вегетационный период во многих странах позволяет выращивать продовольственные и технические культуры круглый год. Зарубежная Азия обладает определенными лесными ресурсами.

Рекреационные ресурсы Азии очень разнообразны, как и сама природа материка. Это:

•высочайшие в мире горы, Гималаи и другие;

•очень длинная береговая линия теплых морей, в основном Индийского океана;

•экзотическая тропическая растительность и животный мир;

•уникальные минеральные воды.

В странах зарубежной Азии можно выделить следующие отрасли специализации:

- Добыча нефти и газа. Здесь лидируют Саудовская Аравия, ОАЭ, Бруней, Катар, Иран, Ирак, Оман.

- Туризм.

Транспорт зарубежной Азии отличается относительно слабым развитием, за исключением Японии и Южной Кореи. Наибольшая протяженность железных дорог в Китае и Индии. Наибольшими скоростями обладают железные дороги Китая и Японии. По протяженности автомобильных дорог лидируют Китай, Индия, Япония.

Доля зарубежной Азии по грузообороту и пассажирообороту железнодорожного транспорта мира составляет соответственно 28 и 51%. По уровню развития этого вида транспорта выделяются Индия, Китай, Япония. Индия, Япония и Китай занимают соответственно 2, 4 и 5 места в мире по протяженности автомобильных дорог. В станах Персидского залива развит трубопроводный транспорт; в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии – внутренний речной транспорт. Международную торговлю стран зарубежной Азии обслуживает морской транспорт. Сингапур, Тиба (Япония), Нагоя (Япония), Гаосюн (Тайвань), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея) входят в число крупнейших морских портов мира. Кипр, Япония и Китай занимают соответственно 4, 6 и 7 места в мире по тоннажу морского флота.

Численность населения Азии - 3.1 млрд. чел. Все страны региона, за исключением Японии, относятся к 2-му типу воспроизводства населения (демографическая весна), причем сейчас они находятся в состоянии так называемого «демографического взрыва».

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 800 чел. на 1 км2! В отдельных районах она достигает 2000 чел. на 1 км2.

Темпы роста городского населения региона настолько велики (3,3%), что этот рост стал называться «городским взрывом» (характерна в основном псевдоурбанизация), но, несмотря на это, по уровню урбанизации (34%) зарубежная Азия стоит на предпоследнем месте среди регионов мира.

Азия самый большой и разнообразный континент, на котором зародились не только все мировые религии (христианство, ислам, буддизм), но и значительное число национальных религий (иудаизм, индуизм и т.д.). Тем не менее, несмотря на разнообразие и богатую религиозную историю, в настоящее время Азия является одной из наименее терпимых в религиозном отношении частей света. Колыбель религий, к сожалению, не в меньшей степени является средоточием конфликтов.

В результате невысокой культуры ведения хозяйства отрицательное антропогенное воздействие в зарубежной Азии принимает угрожающие размеры.

В результате интенсивной добычи полезных ископаемых без проведения природоохранных мероприятий, экстенсивного ведения сельского хозяйства, увеличения численности жителей происходит загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, эрозия почв, отчуждение земель, оскудение естественных биоценозов.

Сведение лесов главная экологическая проблема, связанная с азиатскими лесами – масштабная вырубка. Более трети территории рискует оказаться без лесов.

Еще одна проблема – удушливый смог, влияющий на состояние здоровья людей. В частности, от этого страдают жители Индонезии, Сингапура и Малайзии. Масштабное загрязнение водоемов.

Частые конфликты и войны в регионе только усугубляют ситуацию. Например, война в Персидском заливе привела к возникновению кислотных дождей, пыльных бурь, массовому загрязнению сажей и нефтью вод и почв, нанесла непоправимый урон фауне и флоре региона.

Порядок выполнения работы:

- ознакомьтесь с  предложенным теоретическим материалом; материалом учебника «География» авторов:
Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, М.-Просвещение, 2021 г., 11 кл., &&16-18, с. 86-91, конспектами лекций; Атлас экономическая и социальная география мира 10-11 классы, 2019 г.;

- обратите внимание на: ЭГП стран региона: глубиность стран, выход к морю, соседство; величину стран региона; соотношение площади и количества населения; наличие спорных территорий; интеграционные группировки, тип урбанизации (субурбанизация, псевдоурбанизация);

- сформулируйте выводы по теме п.р. в соответствии с вопросами второго задания.

К отчету представить:

- заполненную таблицу;

- сформулированные выводы по теме практической работы.

Критерии оценки практической работы:

«отлично» -  задания выполнены в полном объеме;

«хорошо» - задания выполнены в полном объеме, но с существенными ошибками, либо не в полном объеме, но без ошибок;

«удовлетворительно» - задания выполнены не полностью и с существенными ошибками;

«неудовлетворительно» - задания выполнены с ошибками, менее 50%, либо не выполнены. 

Критерии оценки за устную работу на уроке:

«Отлично» - показывает глубокое понимание и знание материала и политической карты мира;

«Хорошо» - показывает понимание и знание материала и политической карты мира, но допускает неточности, второстепенные ошибки;

«Удовлетворительно» - показывает недостаточную сформулированность отдельных знаний, не уверенно ориентируется на политической карте мира;

«Неудовлетворительно» - показывает очень слабые знания или не знание материала и политической карты мира.

Задание на дом: изучение  источников и литературы для формирования материала к диспуту «Влияние исламской цивилизации на демографию, экономику, культуру и социальное развитие европейских стран»



Предварительный просмотр:

Тест по регионам: «Зарубежная Европа»; «Зарубежная Азия»  

1. По уровню развития страны Зарубежной Европы преимущественно:

1) развитые 2) развивающиеся

2. Море, омывающее регион с юга

1) Северное 2) Балтийское 3) Средиземное

3. Самая длинная страна региона

1) Италия 2) Норвегия 3) Финляндия

4. Самые многонациональные страны региона

1) Германия 2) Бельгия 3) Великобритания

5. Страны региона имеют …… тип воспроизводства

1) первый 2) второй

6. Население Европы увеличивается за счёт

1) естественного прироста населения 2) механического прироста населения

7. В религиозном отношении Европа …… регион

1) мусульманский 2) христианский 3) буддийский

8. Зарубежная Европа имеет …… уровень урбанизации

1) высокий 2) низкий

9. Тип урбанизации в Европе

1) ложная урбанизация 2) субурбанизация

10. Основная доля электроэнергии производится на

1) ТЭС 2) ГЭС 3) АЭС

11. Металлургия развивается в Европе

1) на привозном сырье 2) на собственном сырье

12. Самая машинная страна в Европе

1) Франция 2) Великобритания 3) Германия

13. Лесной цех региона

1) Швеция 2) Дания 3) Дания

14. Самая химизированная страна Европы

1) Франция 2) Испания 3) Германия

15. Главная швейная фабрика региона

1) Португалия 2) Великобритания 3) Германия

16. По уровню развития страны Зарубежной Азии преимущественно:

1) развитые 2) развивающиеся

17. Какова площадь территории суши Зарубежной Азии?

1) 20 млн. кв. км; 2) 27,7 млн. кв. км; 3) 50 млн. кв. км; 4) 12,3 млн. кв. км.

18. Какие два океана омывают территорию Зарубежной Азии?

1) Северный Ледовитый и Южный океаны; 2) Индийский и Южный океаны;  

3) Тихий и Индийский океаны;                     4) Атлантический и Тихий океаны.

                                                               Гр. _________ Ф.И. ________________

19. Отметьте две самые крупные страны по занимаемой суши, находящиеся на территории Азии.

1) Турция и Индия;  2) Китай и Индия; 3) Россия и Китай; 4) Индонезия и Китай.

20. Какова площадь территории всей суши Азии?

1) около 44,5 млн км²; 2) около 40,2 млн км²; 3) около 37,5 млн км²;

21. Самой многонаселенной страной Азии является:

1) Россия; 2) Индия; 3) Индонезия; 4) Китай.

22. Самая высокая продолжительность жизни (в среднем 82 года) в стране:

1) Китай; 2) Россия; 3) Япония; 4) Катар.

23. Какая страна находится на границе между Африкой и Азией?

1) Турция; 2) Египет; 3) Катар; 4) Саудовская Аравия.

24. Какими океанами омывается вся территория Азии?

1) Тихий, Индийский, Атлантический;                   2) Индийский и Тихий;

3) Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый; 4) Тихим, Северным Ледовитым, Индийским.

25. Какие природные ископаемые занимают лидирующие позиции по добычи в Азии?

1) Нефть, каменный уголь и природный газ; 2) Нефть, золото, серебро;

3) Каменный уголь, золото и нефть;               4) Сера, олово, природный газ.

26. Самая крупная пустыня Азии:

1) Пустыня Сахара; 2) Пустыня Гоби; 3) Пустыня Намиб; 4) Пустыня Мохаве.

27. Относится ли Египет к странам Азии?

1) Нет, не относится; 2) Да, относится; 3) Частично относится.

28. Какой процент населения Земли принадлежит Азии?

1) Около 60%; 2) Около 25%; 3) Примерно 50%; 4) Примерно 48%.

29. Относится ли Австралия и Океания к территории Азии?

1) Относится только Австралия; 2) Относится только Океания;

3) Нет, не относится;                     4) Да, относится.

30. Какой материк граничит с территорией Азии?

1) Северная Америка; 2) Австралия; 3) Антарктида; 4) Африка.

Критерии оценки:

Отлично – 29 – 30 правильных ответов

Хорошо – 22 – 28  правильных ответов

Удовлетворительно – 15 – 21 правильных ответов

Неудовлетворительно – правильных ответов менее 15  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по предмету: «английский язык» по теме: “We can have friends in many foreign countries!”

Урок посвящен Международному Дню иностранных языков – 26 сентября...

Методическая разработка практического занятия МДК 02.02 по теме Составление документов по инвентаризации основных средств специальность 080114

Методическая разработка практического занятия МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации по теме "Составление документов по инвентаризации основных средств" п...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» Тема « Эпоха дворцовых переворотов»

Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности  46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Да...

Методическая разработка по учебной дисциплине Основы макетирования по теме: " Последовательность выполнения конической юбки методом наколки"

Методическая разработка является конспектом урока по теме " Последовательность выполнения конической юбоки методом наколки". С её помощью можно выполнить практическое задание или внеадиторну...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО по теме «Клепка» для профессии23.01.07 Машинист крана (крановщик)

Вметодической разработке освещены вопросы по клепке листовой стали, выборе заклепок, видам и причинам брака при клепке....

Учебно-методическая разработка по дисциплине "Основы фининсовой грамотности" по Теме " Составление индивидуального финансового плана"

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов 3-4 курсов Медициского коледжа...