«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».
статья

Наталья Владимировна Гранкова

 Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 ОГБОУ «Чапаевская школа-интернат»

Доклад на тему:

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».

Подготовила: Гранкова Н. В.

 «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».

В условиях внедрения в школу Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования происходит принципиальное изменение системы контроля и оценки образовательных достижений учащихся классов. Возникает так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику развития каждого учащегося.

 Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки.

В условиях внедрения в школу ФГОС так же происходит изменение системы оценивания результатов обучения школьников.  

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы

образования;

  • регулятор программы обучения.

Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой-баллом.

Помочь ребенку обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, самокритичность - одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.

Здесь можно выделить две составляющие:

  • чему учиться, т. е. рефлексия - что я еще не знаю, не умею;
  • как научиться - освоить способы, помогающие преодолеть свою некомпетентность

Нужно изменять подходы к организации образовательного процесса с позиции деятельностного обучения, сместив акценты на формирование учебной самостоятельности детей, ядром которого являются контрольно-оценочные действия. Что же такое оценивание? 

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.)

Исходя из этого оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов. 

  1. Оценивание является постоянным процессом.  

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

  1. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
  2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности учащегося, но не личные качества ребенка.
  3. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования , хода обучения служат:

  • работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, памятки, дневники, подборки информационных материалов, а также разнообразные творческие работы - иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки и т.п.);
  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

В  школе используем три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика классах основывается на результатах мониторинга общей готовности  к обучению в школе и показывает  уровень к изучению данного курса, что в дальнейшем, безусловно, облегчает задачу учителя школы. 

С целью проведения текущего оценивания  использую следующие методы оценивания - устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, доклад, изложение) 

Очень важно начинать использовать приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то что, в данный период мы находимся в условиях безотметочного обучения.  Существует множество эффективных приёмов оценочной деятельности, используемые на уроках.

  •  «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; 
  • «Волшебные линеечки» - на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания. Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. Если я согласна с оценкой ученика,  то обвожу крестик, если нет, то черчу свой крестик ниже или выше.  Здесь важно прийти к общему мнению, чтобы у ученика не осталось негативного чувства. Данный прием позволяет:  

 Увидеть свои успехи;

  Соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  Удерживает учебную функцию оценки;

  Помогает избежать сравнения детей между собой; 

 «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но сомневаюсь, зелёный – я умею хорошо. При  словесном оценивании  устных  ответов я использую следующее: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. 

Очень важно формировать самооценку  учащегося по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).

Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем и самоанализом, а так как  в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки  эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Для формирования оценочной деятельности в процессе диалога “Учитель – ученик”  можно использовать  следующие методические приемы: 

1. В начале урока совместно с детьми выясняем, какие важные проблемы предстоит решить;

2. При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:  

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
  • Наиболее трудным мне показалось…
  • Я думаю, это потому, что…
  • Самым интересным было…
  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
  • Какие возникли проблемы?
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
  • Я бы хотел попросить своего учителя….
  • Какое умение развивали при выполнении задания?
  • Каков был уровень задачи (задания)?

Для того чтобы у обучающихся вырабатывались навыки самоконтроля их нужно научить:

  1. Анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
  2. Строить и планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности;
  3. Организовывать свою учебно-познавательную деятельность, что сейчас очень сложно, так как дети привыкли к тому, что за них все делают, решают.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.

Учитель играет огромную роль в формировании самооценки. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к учащемуся, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • необходимо применять преимущественно индивидуальные эталоны, (не сравнивать ребенка с другими, только с ним самим);
  • подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам (каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании учащийся может посоветоваться с учителем);
  • самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств.  

Методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку,   являются метопредметные диагностические работы, где проверяется сформированность УУД, и диагностика личностного развития.   Метапредметные результаты - это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи.   Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся. В дополнительную часть включаются задания повышенного уровня. 

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.   

Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения обучающимися учебного материала:

1)    полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи;

2)    устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

3)    появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны обучающегося устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки обучающихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у обучающихся страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию обучающихся.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции обучающегося (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что обучающийся спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки.

Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

Цель контрольно-оценочной деятельности

1)                Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства.

2)                 Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам инварианта учебного плана, их универсальных учебных действий.

3)                 Соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

4)                 Контроль за выполнением учебных программ.

Можно выделить основные виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков обучающихся.

Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это дает учителю и детям возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающихся к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

 

 

Специфика этого вида контроля:

1) обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием обучающегося, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, обучающийся выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как в процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "3". Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и обучающийся в конечном счете получает "4". В то же время другой ребенок, который имел твердую "4" в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на "3". Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до "4". (конец цитирования)

В чем суть новой технологии оценивания?

1.            Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умение по использованию знаний.

2.            Учитель и обучающийся по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

3.            За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4.            За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающегося, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем обучающимся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Обучающийся не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

При оценке работы ребенка особое значение придается:

·       Упорству, старанию, труду;

  • Достигнутому успеху;
  • Личной позиции обучающегося;
  • Возможностям ребенка достичь большего результата.

Следует поощрять в ребенке:

·                Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;

·                Готовность защищать свою точку зрения;

·                Творческий подход; пытливость, любознательность;

·                Самоконтроль, способность оценить свою работу;

·                Стремление находить и исправлять свои ошибки.

 

При организации контрольно-оценочной деятельности следует учитывать некоторые  правила:

1)                Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.

2)                Необходимо  заблаговременно планировать, знания и умения каких обучающихся будут проверены, определять методы и формы проверки.

3)                Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем  темам программы, охватывая при этом значительное число обучающихся или весь класс в целом.

4)                Каждый раз заранее объяснять критерии оценок.

5)                Обязательно объявлять оценку отвечающему.

6)                Оценка должна быть прокомментирована.

7)                Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания .

8)                Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

9)                Чётко ставить вопрос и формулировать задание. При необходимости прокомментировать их.

10)           Учить ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку.

11)           Помните отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод об эффективных путях реализации оценочной функции учителя, которые заключаются в том, чтобы:

1. Создавать условия для включения в самостоятельную познавательную и оценивающую деятельность обучающихся;

2. Стимулировать действия обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечивать эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживать общий позитивный эмоциональный фон;

3. Проводить вместе с детьми экспертизу (рефлексию) полученного результата.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих обучающихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки, а также эффективность всей контрольно-оценочной деятельности.

ВЫВОД: Для того чтобы так наработать механизм контрольно

-оценочной деятельности на современном уровне, необходимо:

  1. Пересмотреть взгляды на организацию урока, в том числе контроль и оценку.
  2. Сделать оценивание системообразующим, влияющим на развитие учебной самостоятельности.
  3. Специальными приёмами формировать навыки самоконтроля и правильной самооценки с учётом возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений:

Система оценивания образовательных достижений:...

Система оценивания образовательных достижений

Контрольно-оценочные средств: теоретические и графические тесты...

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ. РЕЙТИНГ УЧЕНИКА

Дополнительная к традиционной система оценивания с привлечением обучающихся и их родителей...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...

Контрольно-оценочные средства.Система оценивания образовательных достижений. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"

laquo;Оценка – это правильное кровообращениебез неё неизбежны застои и болезненные явления»Н. ОстровскийФорма итоговой оценки дисциплины ОП.02 «Техническая механика»  &nd...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Оценивание  - это не единичное событие, а постоянный процесс. Оценивание, включенное в учебную тему, позволяет получать больше информации о потребностях обучающихся и корректировать процесс ...