Статья. Активные методы обучения английскому языку.
статья

Для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._aktivnye_metody_obucheiya.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс целенаправленного формирования личности через использование активных методов обучения на уроках английского языка

«Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, или любить тех, кому преподаешь» Ключевский В.О.

Каждый день в процессе педагогической деятельности мы сталкиваемся с проблемами: как сделать обучающегося активным на уроке, как сделать каждый урок продуктивным и интересным? Новые ФГОС указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию обучающихся к обучению. Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Я полностью согласна с утверждением, что учащийся-это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. В этом мне помогают активные методы обучения.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но и ученики. Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателем.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

Активные методы обучения строятся на: практической направленности; игровом действе и творческом характере обучения; интерактивности; разнообразных коммуникациях; диалоге и полилоге (разговор многих участников); использовании знаний и опыта обучающихся; групповой форме организации их работы; вовлечении в процесс всех органов чувств; деятельностном подходе к обучению; движении и рефлексии.

Необходимо, чтобы обучающиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль преподавателя-наставника - «стоять не над учеником, а рядом», показывать ему: «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сегодня надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему.

В своей профессиональной деятельности я использую, на мой взгляд, наиболее продуктивные методы и технологии, для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. А профессионально-ориентированное обучение основывается на учёте потребностей будущих выпускников в приобретение студентами определённого объёма знаний, связанных с избранной сферой будущей профессиональной деятельности. Обучение профессиональному английскому языку происходит в сотрудничестве с преподавателями специальных дисциплин.

Активные методы обучения позволяют вовлечь в работу всех обучающихся. Мы, преподаватели учреждений среднего профессионального образования, постоянно сталкиваемся с проблемой разного уровня подготовки студентов, особенно на первом курсе. При планировании своей деятельности необходимо учитывать эти особенности и создавать условия для продуктивной работы каждого из студентов.

Одним из таких методов является метод проектов, который введен в структуру уроков английского языка уже с начальной ступени обучения и позволяет предусмотреть различные уровни сложности. Учащиеся выбирают индивидуальные, парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью. Так, для будущих специалистов сварочного производства я предлагаю такие темы как: металлы и сварка в строительстве; основы процесса сварки металлов; применение и виды сварки; оборудование для сварки; современное сварочное оборудование. Студенты специальности «Технология машиностроения» успешно работают со следующими темами профессиональной направленности: классификация и маркировки стали, чугуна и цветных металлов; электротехнические материалы и их свойства; сравнительная характеристика чугуна и стали; современное оборудование в машиностроении.

               Метод мозгового штурма (мозговая атака) заключается в усвоении знаний путем совместного решения проблемы. На занятиях при использовании этого метода работы обучаемые разбиваются на группы по 4-6 человек, в которых заранее определяются роли учеников (лидер, критик, аналитик, новатор и т. д.), в соответствии с которыми эти ученики и работают. Все группы могут решать единую для всех задачу или несколько различных задач. Через определенное время группы должны представить свое коллективно выработанное решение. Не допускается критика предлагаемых решений, однако разрешается дополнять и развивать идеи, высказанные другими учащимися.

Близок к методу мозгового штурма метод проблемного обучения, который также активно используется. Его суть заключается в создании проблемной (противоречивой) ситуации, разрешая которую ученики более глубоко познают процессы, явления, объекты. Сама по себе учебная проблемная ситуация  должна обязательно вызывать у обучающихся интеллектуальное затруднение.

Вызывает интерес учащихся на всех этапах обучения игровая форма работы, что дает возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься.

             Проблемы стимулирования познавательной деятельности и формирования учебной мотивации студентов актуальны для сферы профессионального образования как в России, так и в других странах. Одним из способов решения данных проблем, активно внедряемых в образовательный процесс, является наставничество сверстников. Оно представляет собой разновидность интерактивного обучения, основу которого составляют модели взаимодействий студентов с распределением ролей «наставник» «подопечный». Для достижения автономии студентов при изучении нового материала, содержащегося в иноязычном тексте, является работа в малых группах или парах, состоящих из учащихся с разным уровнем подготовки. Такая организация познавательного процесса позволяет студентам с более высоким уровнем владения иностранным языком оказать помощь учащимся с недостаточной подготовленностью, а также повысить свой собственный уровень знаний за счет необходимости многократного повторения информации и систематизации вводимого учебного материала во время объяснения. Обозначены преимущества наставничества сверстников перед традиционными формами обучения и групповой формой работы, когда студенты совместно решают задачу, но их роли четко не распределены. Достоинства наставничества в обучении иностранному языку заключаются в следующем: во-первых, такой формат занятий позволяет избежать затратного по времени монотонного чтения и перевода текста по цепочке, отбивающего интерес к дисциплине; во-вторых, обмениваясь мнениями, студенты учатся друг у друга и приобретают навыки оценивания своей и чужой работы; в-третьих, взаимодействуя в паре или малой группе, учащиеся активнее, чем в ходе самостоятельной работы или работы, организованной преподавателем, реагируют на возникающие учебные ситуации.

Из всего вышесказанного следует, что целью активных методов обучения является, чтобы в усвоении учебного материала участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т. д.). Преподаватель  в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно – познавательную деятельность.

          Учитывая профессиональную направленность, особое внимание уделяю изучению специальной лексике.

Овладение профессионально-ориентированной лексикой проходит поэтапно:

1 этап. Введение блока тематической лексики.

2 этап. Отработка фраз-клише данной темы в подстановочных моделях с добавлением информации, основанной на ранее изученной лексике.

3 этап. Отработка лексики в диалогах.

4 этап.  Отработка лексических единиц и фраз-клише клише в упражнениях по переводу с русского на английский. Работа с индивидуальными карточками. Письменные лексико-грамматические задания. Работа с текстами профессиональной направленности. Подбор текстов с профессиональной лексикой. Тексты для чтения – профильно-ориентированные. К каждому тексту составляется словарь наиболее сложных слов и выражений, значительная часть из которых в ходе выполнения предлагаемых заданий усваивается активно. Таким образом, обучающиеся не только совершенствуют навыки чтения, но и расширяют свой словарный запас по той тематике, с которой они планируют связать свою профессиональную деятельность.

 К текстам даются задания различной сложности.

5 этап. Текущий контроль. Проверочные работы и составление глоссария по каждой теме.

6 этап. Заключительный.  Профессионально-ориентированная лексика в проектах. Создание презентаций.

Одна из целей, которую ставит перед собой преподаватель – сформировать личность учащегося, будущего специалиста, способного к саморегуляции в сфере непрерывного образования, а, следовательно, возникает вопрос о качестве профессиональной подготовки студентов. В реальной профессиональной деятельности специалист постоянно сталкивается с различными проблемами, его задача – непосредственно реагировать на них и самостоятельно их решать. Таким образом, необходимо переносить акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, где роль преподавателя – это роль помощника, способного подобрать методы и технологии обучения, способствующие личностному и профессиональному росту.


Список использованной литературы и источников

  1. Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. – М.: Гардарика, 20018. – 368 с.
  2. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/
  3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: ГЕОТАР Медиа, 20017. – 272 с.
  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2019. – 318 с.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М: Велби, 2017. – 480 с.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академический проект, 2017. – 231 с.
  7. Виленский М.Я. Образцов П.И. Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. – Орёл: ОГУ, 2016

8. .Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. – М.: Дрофа, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения английскому языку

Использование проектных методов обучения английскому языку...

Проектный метод обучения английскому языку

Использование проектных методов обучения английскому языку...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Статья "Дифференциация в обучении английскому языку в СПО"

В данной статье представлены взгляды преподавателя-практика на проблему дифференциации и индивидуализации в обучении студентов в учреждении СПО. Рассмотрены вопросы методики преподавания английского я...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация Проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока или внеклассного мероприятия. Тем более, что с переходом на нов...

Статья "Активные методы обучения на основном этапе освоения профессии"

В статье перечислены активные методы обучения....

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...