Конструирование ситуации успеха, как средство повышения социализации обучающихся.
статья

Виктория Владимировна Кузьмина

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_13.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конструирование ситуации успеха, как средство повышения социализации обучающихся.

Пожалуй начну с описания ситуации, о которой рассказывает в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому обучающему возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.


Как же создать на уроке и воспитательном занятии ситуацию успеха? Ведь ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин.


Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие.
Технологически помощь ребёнку обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

  1. Авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

У вас обязательно получиться”.

Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

  1. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

Возможно, лучше всего начать с…..”.

Выполняя работу, не забудьте о…..”.

  1. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

  1. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

Только ты и мог бы….”.

Только тебе я и могу доверить…”.

Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

Нам уже не терпится начать работу…”.

Так хочется поскорее увидеть…”

  1. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Тебе особенно удалось то объяснение”.

Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.


Упражнение «Ситуация успеха».
Я предлагаю вам принять участие в одной интересном упражнении. Давайте попробуем честно и откровенно закончить предложения
«Кто я?»:

Вопросы раздать
- Я горжусь собой, когда я ...
- У меня есть такие два замечательных качества ...
- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(-а) в своей жизни ...


Вопросы для обсуждения:
• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?
• Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?

Нам, взрослым людям, очень сложно откровенно говорить о самих себе, а каково нашим ученикам слышать от окружающих нелестные отзывы о своей учебе, поведении и нравах? Именно ситуации успеха, создаваемые педагогами на занятиях, позволят детям раскрыться со своих лучших, скрытых сторон.

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке и занятии. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.


Предложите варианты как Вы хвалите ученика.

Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Молодец! Вы меня порадовали!
Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания!
Грандиозно! У вас сегодня всё получилось!
Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!
Ты на верном пути.
Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
Так держать!
Это успешное начало.
Твои успехи все заметнее.
Это твоя победа!
Я верю в тебя.

"Успех школьнику может создать педагог, который сам переживает радость успеха".

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, ответственность ложиться не только семью, но и школу, и ее методы обучения и воспитания. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Изучая андрагогику, мы столкнулись с ранее не известным нам методом обучения и воспитания: воркшоп. Мы увидели в нем ещё одну возможность создания для обучающегося ситуации успеха. Воркшоп, это: — Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал.

Мы решили попробовать принципы воркшопа при проведении недели психологии. Результаты нас порадовали: мероприятия на этой неделе, задания, и конкурсы мы продумали так, чтобы каждому участнику удалось показать себя с такой стороны, с какой его еще не видели. И не только другие обучающиеся оценили его вклад в общее дело, но и сами ребята поняли, что они знают и умеют больше, чем думали раньше.

И в заключении предлагаю Вам протестировать себя:

1. Всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?
2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося?
3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?
4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?
5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?
6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?
7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?
8. Вам самим интересны ваши уроки?


Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении и воспитании ребят. Ведь закон успешности гласит:
*Счастливого человека может воспитать только счастливый.
* Успех школьнику может создать педагог, который сам переживает радость успеха.

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка ....

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...

Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого...