«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
статья

Волкова Наталья Владимировна

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого).

Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Всякий ли успех можно считать успехом?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._situatsiya_uspeha.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся» 

 

Учитель профессионально трудового обучения

Волкова Наталья Владимировна

2020-2021 учебный год

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся» 

  Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого).

Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Всякий ли успех можно считать успехом?

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.  

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.  

Переживание учеником ситуации успеха: 

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; 
  • стимулирует к высокой результативности труда; 
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; 
  • развивает инициативность, креативность, активность; 
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат. 

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете. 

Младший школьный возраст – это  период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.  

Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого. 

Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие. 

Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации школьников в общении и социально направленной активности. 

Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Формируется новый уровень самосознания, под влиянием ведущих потребностей возраста в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие. 

Таким образом, ведущей  деятельностью  является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной  сферах.  

Типы ситуаций успеха 

Неожиданная  радость - чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. 

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. 

Радость познания Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. 

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха, что обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере одобрения. Подбадривающие слова, корректность обращений создают  благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей 

Это и определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.  

Приемы создания ситуации успеха. 

  1. "Эмоциональное поглаживание". 

 Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.  

2. «Холодный душ» 

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен. 

3.  «Умышленная ошибка» 

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать обучающимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! 

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном обучающимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания. 

4. Задания разной сложности или  «От простого к сложному»

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своими умениями, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

5. «Эврика» 

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. 

6 . «Эскалатор» 

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха. 

Этап урока 

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха 

Обоснование выбранных приёмов 

Организационный 

Устранение пробелов знаний, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних) 

Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием 

Проверка домашнего задания 

Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно. 

Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем 

Постановка целей и задач урока 

Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны 

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо 

Объяснение нового материала 

Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, использование на уроках метода интерпретации. Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события. Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие-то неточности, промахи. 

Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания. Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Снимает страх перед сложностью работы. 

Закрепление изученного 

Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…» 

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным. 

 

 

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.  

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе. 

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. 

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? 

Реальная помощь в продвижении к успеху.  

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.) 

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы 

 

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха. 

  • Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика. 
  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими обучающимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной. 
  • Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. 
  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата. 
  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д. 

Этапы создания  ситуации успеха: 

 

  • Мотивационно-целевой; 
  • Организационный; 
  • Итоговый 

 

Мотивационный этап: 

  • Создание проблемной ситуации 
  • Привлечение занимательного материала 
  • Применение наглядных средств обучения 
  • Использование неожиданной, противоречивой информации 
  • Эмоциональная насыщенность содержания 
  • Эмоциональная зарядка 
  • Соревновательные и игровые моменты 
  • Разъяснение и постановка цели деятельности 
  • Разработка плана действий 

 

Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. На уроке ставится задача сформировать у обучающегося установку на успешное выполнение учебного задания, преодоление трудностей, которые могут встретиться в ходе работы,  другими словами,  формируется  мотив достижения. 

  В свои уроки я включаю элементы дидактических игр и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.  

 

Организационный этап 

Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для обучающегося. 

  • Четкая постановка цели;  
  • Оптимальный темп урока; 
  • Организационный контроль начала и завершения работы; 
  • Занимательный материал; 
  • Наглядность; 
  • Использование средств ТСО; 
  • Работа в парах и группах; 
  • Связь с нашим временем; 
  • Практическая работа; 
  • Словарная работа; 
  • Подготовка к контрольным работам; 
  • Нестандартная форма проведения урока. 

Использование средств ТСО 

В  работе использую видеофрагменты, фотографии, презентации. 

 

Работа в парах и группах 

 

Формы групповых  работ: 

  • работа в парах постоянного и сменного состава,  
  • работа в группах (4-5 человек), 
  • коллективная работа. 

Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.  К сожалению,  работая самостоятельно, обучающиеся, нередко, чувствуют неуверенность в собственных силах.  Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. 

 

 

Итоговый  этап Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение. 

На практике этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения обучающегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше. 

Но в то же время, учитель должен быть очень справедливым и  в своей работе необходимо следовать заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя. 

Кредит доверия. 

В некоторых случаях необходимо ставить  отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Очень  важно дать понять ребенку, что учитель верит  в него и его силы, у него  есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. 

Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.  

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

Проект «Организация и проведение профессиональных проб по профессии «Парикмахер» как одно из направлений профориентации обучающихся»

Проект «Организация и проведение профессиональных проб по профессии «Парикмахер» как одно из направлений профориентации обучающихся»...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения смешанной формы обучения для обучающихся на дому как одно из направлений повышения социализации учащихся»

Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения смешанной формы обучения для обучающихся на дому как одно из направлений повышения социализации учащихся...

Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...

«Методы и приемы по повышению мотивации у обучающихся»

Цель: повышение мотивации у обучающихся, путем применения различных методов и приемов....