Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
методическая разработка

 

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урока

Задачи:

информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;

инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;

развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества.

создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.

 

В  тренинг входят упражнения, направленные на осознание ситуаций успеха, которые создают взрослые для детей и подростков, рефлексия, обратная связь и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-trening_situatsiya_uspeha.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБПОУ Академия ледовых видов спорта

ДИНАМО Санкт-Петербург

План-конспект мини-тренинга

для педагогов,

«Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

   

 

                                                Выполнил:

Воспитатель

 (С Образованием психолога и

стажем психологической деятельности более 20 лет)

                          Фёдорова Ольга Станиславовна

Март 2021 г.

План-конспект мини-тренинга для педагогов, воспитателей                                                             «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»  

Если ребенка лишить радости, веры в себя,

то трудно надеяться на его светлое будущее.

С.Соловейчик  

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урока

 Задачи:

информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;

инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;

развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества.

создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.

Участники:  педагоги, воспитатели

Предварительная работа:

1. Подготовка сценария;

2. Подготовить буклеты по теме тренинга;

3. Подготовка материала  для проведения игр;

 План проведения:

Организационный момент (вступительное слово );

 Разминка "Имя - качество".

Упражнение «Комплименты»;  

Упражнение «Доброе слово»;

Упражнение «Модальность»;

Мозговой штурм   «Фантазёры»;

Рефлексивное  упражнение «Фотография на память»;

Заключительная часть (Притча «Эхо»)

Ход тренинга

Организационный момент

 -- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.

      На данном занятии мы проанализируем влияние слова на успех в деятельности учащихся,  а также спроектируем действия педагога для создания ситуации успеха на уроке.

        Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение. Но, для начала, давайте познакомимся.

2.   Разминка "Имя - качество".

      Прошу вас вспомнить свои школьные годы и написать на визитке имя, по которому к вам хотелось бы, чтобы обращались в то время учителя. Если пожелаете к  имени можно добавить качество (например, Елена - премудрая). Именно по этим именам мы будем обращаться сегодня друг к другу.

3. Упражнение «Комплименты»;

Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.

Обязательные условия:

Обращение по имени.

Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов : "А вы…” или "А у вас…”.

Рефлексия.

Что вам больше понравилось  –  говорить комплименты или получать их?

Какой комплимент вам понравился больше всего?

4.Упражнение «Доброе слово»

 Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.  В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

     Прошу выйти 3-4 желающих педагогов поучаствовать в соревновании. Необходимо произносить по очереди различные варианты обращений к ученику, не повторяясь: «Ты  молодец! Отлично!» «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» Последний оставшийся игрок – победитель и его ждёт приз.

    Рефлексия.

Какой  настрой вам понравился больше всего?

Какой из них наиболее мотивирует на успешную работу?

        Комментарий психолога: Обратная сторона медали в том, что  учитель с легкостью раздавая  комплименты, много раз говорит «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!». Это чревато  девальвацией похвалы. Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Или того хуже - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность. Поэтому педагогу важно быть внимательным в употреблении мотивирующих установок  и придерживаться золотой середины.

5. Упражнение «Модальность».

       Очень часто в общении с учениками мы используем фразы: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право..», «Тебе интересно...».

       О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю что делать...», «Я старше и умнее...». Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

   Предлагаю Вам записки с типичными фразами в модальности долженствования, перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза). – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

«Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»

«Ты должен хорошо учиться!»

«Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно ивнимательно слушать!»

«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»

«Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»

«Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

    Рефлексия.

Вызвало у Вас задание затруднение?

Всегда ли Вы используете этот метод в работе?

6. Мозговой штурм «Фантазёры»

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. – Вот видите, как важно…

Рефлексивное  упражнение «Фотография на память»

Уважаемые коллеги, в заключение нашего занятия, прошу выразить свои впечатления о нём творческой работой. Перед Вами наш коллективный снимок, но на нём не чётко видны наши эмоции. Прошу Вас выбрать смайлики, которые соответствуют вашему впечатлению о проведённом мероприятии.

Заключительная часть (Притча «Эхо»)

И закончить нашу встречу я хочу притчей.

Папа с сыном пошли однажды на горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:

- А-а-а-а-а-а!

И с удивлением слышит:

- А-а-а-а-а-а!

Мальчик спросил:

- Кто ты?

А ему в ответ

- Кто ты?

Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:

- Трус!

А ему в ответ:

- Трус!

Мальчик спрашивает у отца:

- Что происходит?

Отец улыбнулся и говорит:

- Слушай меня внимательно, — и кричит горам: — Я тебя уважаю!

Ему в ответ:

- Я тебя уважаю!

- Будь счастлив!

Ему отвечают:

- Будь счастлив!

Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:

- Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется  жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.

Помните это! А ещё помните:

Все дети талантливы!

Ребёнок хорош, плох его поступок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого...

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...