Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов.
методическая разработка

Владимир Ильич Безгубов

Тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов, профессиональное становление молодого педагога, возможны при наличии системы наставничества в рамках образовательной организации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка79.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методические рекомендации по организации
наставничества в филиале №5 Федерального казенного

профессионального образовательного учреждения №79

г. Донской, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения.

2. Нормативно-правовая база наставничества.

3. Организация наставничества в образовательном учреждении.

4. Документы, регламентирующие деятельность наставников
в образовательном учреждении.

5. Заключение.

  1. Общие положения

Тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов, профессиональное становление молодого педагога, возможны при наличии системы наставничества в рамках образовательной организации.

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации:

- в изучении и внедрении в практику молодого педагога передового педагогического опыта;

- в совершенствовании педагогического мастерства;

- в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания;

- в изучении и анализе учебных программ, учебной литературы, пособий, методических рекомендаций;

- в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога;

- в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений обучающихся и т. д.

В настоящее время для многих образовательных организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры. Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:

- этот метод адаптации педагога предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;

  • в основе наставничества - взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;
  • наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
  • это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
  • наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

В данных методических рекомендациях освещены нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы наставничества; представлен примерный перечень документов и материалов, необходимых в организации работы педагога- наставника с молодым педагогом; даны рекомендации по организации наставничества в образовательной организации. Наставничество должно мотивировать молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных организаций, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых педагогов, включать их в проектирование собственного профессионального и личностного развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Цель методических рекомендаций - помочь в определении модели, системы, методики и содержания работы с молодым педагогом, исходя из условий образовательной организации и потенциала молодого педагога, а также содействовать продуктивной деятельности образовательной организации в области наставничества и результативному профессиональному становлению молодого педагога.

II.Нормативно-правовая база наставничества

1. ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28, 47, 48.

2. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Локальные нормативные акты образовательной организации

1. Положение о наставничестве в федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении №79 Федеральной службы исполнения наказаний.

  1. Приказ директора ФКП ОУ №79 о назначении наставников.

III. Организация наставничества в образовательном учреждении.

Наставник назначается из числа опытных педагогических работников, соответствующих следующим требованиям:

- имеет опыт работы в должности не менее 5-х лет;

- имеет высокие положительные результаты работы;

- пользуется авторитетом в коллективе;

- способен по своим моральным и профессиональным качествам оказывать квалифицированную помощь наставляемому в работе;

- обладает коммуникативными навыками;

- обладает управленческими навыками: умеет формулировать и ставить цели и задачи, планировать работу, организовывать и контролировать работу, анализировать полученные результаты и вносить коррективы.

Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заведующий филиалом №5. При этом на него возлагаются следующие функции:

- рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;

- оказание методической и практической помощи наставникам в планировании их работы, обучении, профессиональной адаптации наставляемых;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;

- заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми индивидуальных планов обучения, анализ эффективности деятельности наставника;

- отстранение от наставничества наставников, недобросовестно относящихся к работе.

        Прохождение наставничества

Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник в течение пяти рабочих дней со дня назначения составляет индивидуальный план наставничества. В индивидуальном плане предусматриваются:

- мероприятия по оказанию содействия в ознакомлении с правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность наставляемого, иными документами и материалами, необходимыми для работы;

- мероприятия по оказанию содействия в работе по профессиональной деятельности, организации урочной и внеурочной деятельности, работе в качестве воспитателя, участию в методической работе, работе с учебной документацией, работе по самообразованию, работе с сотрудниками учреждения ФКУ ИК - 5.

- мероприятия по ознакомлению наставляемого с методикой проведения интерактивных уроков с использованием современных технологий и др;

Индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником.

IV. Документы, регламентирующие деятельность наставников
в образовательном учреждении.

  1. Нормативно - правовая документация по организации работы с молодыми педагогами.
  2. Положение о наставничестве.
  3. План работы наставника.
  4. Перспективный индивидуальный план самообразования молодого педагога.
  5. Портфолио молодого педагога.
  6. Мониторинг, педагогическая диагностика. База данных по молодым педагогам.
  7. Материалы социометрических исследований:
  • анкета «Изучение затруднений в работе начинающего педагога;
  • анкета для молодого педагога;
  • опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».

Прогнозируемый результат:

  1. Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и обучающихся,  на основе творческого поиска через самообразование.
  2. Становление молодого педагога как педагога - профессионала.
  3. Повышение методической, интеллектуальной культуры педагога.
  4. Овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся.
  5. Умение проектировать воспитательную и профориентационную работу.

Формы работы:

  • индивидуальные, коллективные, консультации;
  • посещение уроков;
  • мастер-классы, семинары, открытые уроки;
  • теоретические выступления, защита проектов;
  • наставничество;
  • анкетирование.

Основные виды деятельности:

Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов филиала №5.

Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.

Привлечение молодых педагогов к подготовке и организации уроков гражданско – патриотического воспитания, конкурсов профессионального мастерства, к работе в методических комиссиях.

Посещение уроков молодых педагогов.

     Отслеживание результатов работы молодого педагога, педагогическая диагностика.

Организация разработки молодыми педагогами дидактического материала, электронных образовательных ресурсов, инструкционно – технологических карт по профессиям и др.

Наставники молодых специалистов

Ф.И.О. молодого

 педагога

Группа

Стаж

работы

Ф.И.О. наставника

Категория

1.

Ипатов Ю.А.

5

2

Лебедев А.С.

высшая

2.

Косянчук К.А.

5

2

Лебедев А.С.

высшая

3.

Кузнецов В.Г.

1

2

Жучков А.А.

-

4.

Рыбаков С.В.

4

3

Безгубов В.И.

высшая

V. Заключение

Наставнику нужно помнить о четырех важных этических правилах:

  1. Построение доверительных взаимоотношений с подопечными. В отношениях должны присутствовать доброжелательность, взаимное уважение, доверие и желание работать ВМЕСТЕ.

Основное правило - разъяснение, а не осуждение. Конфиденциальность. Правила и способы поддержания конфиденциальности оговариваются заранее.

  1. Объективное оценивание с целью выявления зон роста и последующего предоставления обратной связи и обучения.

Наставнику необходимо:

- собирать и анализировать информацию о том, что умеют и в чем затрудняются молодые педагоги;

- определять методы и стратегии, которые помогут молодым педагогам преодолеть трудности.

- выяснить, что поможет молодым педагогам лучше воспринять, обработать и усвоить информацию, получаемую от наставника (какой подход применить).

  1. Применение методов в работе с молодым педагогом, которые помогут ему находить свои отличительные преимущества, избегать ошибки, принимать осознанные решения.
  2. Помощь подопечному в поиске собственного пути. Цель наставника - содействовать профессиональному становлению молодого педагога, его личностному росту.
  3. Основные принципы наставничества:

добровольность;

открытость;

компетентность;

соблюдение норм профессиональной этики.

Разработали:F:\Users\S\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Заведующий филиалом №5                                              В.В. Корчагин

 Председатель МК                                             В.И. Безгубов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по профессиональному развитию педагога

В данном разделе предлагаются материалы и рекомендации по различным направлениям профессионального развития педагога в современных условиях...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Статья раскрывает некоторые аспекты сотрудничества преподавателей педагогического колледжа и студентов старших курсов колледжа в рамках профессионального развития....

Индивидуальная программа профессионального развития педагога на 2015 -2020 г.г.

Индивидуальная  программа профессионального развития мастера производственного обучения на 2015 -2020 г.г....

Тезисы к конференции. Непрерывное профессиональное развитие специалиста - основа качества медицинской помощи. А.А. Дорошенко, Е.И. Пальянова, Г.А. Максимова

Тезисы были подготовлены для Всероссийской научно-практической конференции"Инновационные направления развития среднего медицинского образования" г.Тюмень, декабрь 2016 г....

«Профессиональное развитие педагога определяет темп и характер развития образования»

Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен ...

Индивидуальное и групповое наставничество как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей

В статье раскрывается опыт индивидуального и группового наставничества как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей....