Индивидуальное и групповое наставничество как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей
статья

Верещагина Ирина Васильевна

В статье раскрывается опыт индивидуального и группового наставничества как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья20 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное и групповое наставничество как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей

преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ

Верещагина Ирина Васильевна

Еще в начале ХХ века великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, отмечал, что теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать их.

На сегодняшний день преподавателю, педагогу недостаточно обладание только профессиональными компетенциями, если они не подкреплены универсальными навыками, общими компетенциями. Особенно сложно вливаться в условия работы образовательной организации специалисту, не имеющему педагогического образования и опыта работы в этой сфере.

Важное значение для быстрой и эффективной адаптации молодого преподавателя к особенностям учебно-воспитательной и методической работы в образовательной организации имеет институт наставничества, который наряду с проводимыми в техникуме мероприятиями способствует профессиональному становлению преподавателя.

Именно тесное взаимодействие педагога-наставника и педагога-наставляемого наряду с комплексом мероприятий, ставших традиционными в нашем техникуме (традициям наставничества в техникуме насчитывается более 10 лет), способствует формированию интереса у начинающего преподавателя к педагогической деятельности; его адаптации в коллективе техникума; усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении; сознательному, качественному, творческому отношению к выполнению своих обязанностей.

Впервые я была закреплена преподавателем – наставником у начинающего педагога, у которого отсутствовал педагогический стаж работы и опыта работы в сфере образования также не имелось.

В связи с этим очевидными были возможные «дефициты»: отсутствие профессиональных умений и навыков преподавательской и педагогической деятельности.

Собственный опыт становления преподавателем и педагогом показал важность и ответственность работы наставника в профессиональном становлении начинающего преподавателя.

Мною была составлена входящая анкета (после назначения наставником) и анкета по окончании срока наставничества, которые позволили адресно выявить возможные «дефициты».

Так, вопросы, по входящей анкете были составлены с учетом сложностей, с которыми я столкнулась сама в начале своей преподавательской деятельности. Среди вопросов, включенных в анкету можно выделить следующие:

  1. Имеется ли у вас опыт работы в системе образования?
  2. Имеется ли у вас педагогический стаж?
  3. Чем вас привлекает работа преподавателя?
  4. Как вы думаете, какие ваши личные качества могут помочь в работе преподавателя?
  5. Как вы думаете, какие ваши личные качества могут помешать в работе преподавателя?
  6. Чем может быть полезен ваш предыдущий профессиональный опыт в преподавательской деятельности?
  7. Какие профессиональные навыки вы бы хотели приобрести или развить?

Результаты проведенного анкетирования позволили составить индивидуальную программу наставничества и сделать работу с наставляемым преподавателем более результативной.

Личная беседа и результаты опроса наставляемого педагога по входящей анкете позволили мне определить цели и задачи наставничества, составить план работы с наставляемым и программу наставничества с учетом индивидуального запроса.

Чтобы скорректировать работу с наставляемым педагогом на второй год наставничества, была проведена совместная встреча, на которой обсуждались итоги первого года работы и намечались планы на предстоящий период.

По завершении программы наставничества наставляемому также было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Укажите 4 наиболее значимых для вас достижения (продукты преподавательской деятельности) за 2 года работы с наставником.
  2. Назовите 4 наиболее ценных для вас навыка, которые вы приобрели или закрепили за 2 года работы с наставником.
  3. Укажите навыки, которые вы хотели бы приобрести или развить в будущем.
  4. Какие виды деятельности в работе преподавателя вызывают у вас особые сложности?
  5. Какие способы решения для этого вы видите (относительно 4 вопроса) и кто может вам в этом помочь?
  6. Приведите пример ситуации, в которой вы проявили себя как компетентный специалист?
  7. Опишите ситуацию из вашей педагогической деятельности, которая вызвала у вас неуверенность в вашей профессиональной компетентности.

Ответы на вопросы анкеты по итогам второго года работы с наставником позволили наставляемому сфокусировать внимание на собственных достижениях, повысить самооценку, почувствовать ситуацию успеха, а также увидеть «дефициты», над которыми следует продолжить работу.

Эта практика успешно применялась мною впоследствии в работе с другими молодыми преподавателями.

В результате тесного сотрудничества в рамках наставничества с наставляемыми педагогами особую гордость вызывают их достижения.

Так, в качестве ключевых продуктов реализации программы наставничества можно назвать проведение наставляемым педагогом открытого классного часа с приглашением специалиста- практика; открытого урока с использованием современных образовательных технологий. При этом оба мероприятия были результативны и получили положительную оценку как со стороны специалистов методической службы техникума, так и со стороны студенческой группы.

Наиболее ярко идеи наставничества нашли свое отражение в совместном проведении интегрированного бинарного урока по дисциплинам «Теория государства и права» и «Гражданское право».

Интегрированный бинарный урок, как показал опыт, является эффективной формой взаимодействия пары наставник-наставляемый, показателем высокого уровня сотрудничества двух педагогов, а также педагогов и обучающихся.

Также в результате работы с наставляемыми педагогами ими были разработаны различные методические продукты: учебно-методические комплексы, комплекты оценочных средств; методические рекомендации; методические разработки открытого классного часа и открытого урока и др.

В процессе сотрудничества с наставляемыми преподавателями обсуждались возможности их участия в конкурсах педагогического мастерства различных уровней. Преподаватели, принявшие участие во всероссийских заочных конкурсах подобного рода, стали призерами и победителями. В результате участия в краевых конкурсах наставляемые преподаватели были награждены сертификатами участников. Наставляемые преподаватели успешно осваивают программы повышения квалификации преподавателей высшего и среднего профессионального образования. Важным достижением одного из наставляемых преподавателей стало написание статьи с последующей ее публикацией.

Наставляемые педагоги не только совершенствуют свое собственное профессиональное мастерство, но и успешно осуществляют руководство деятельностью студентов по различным направлениям: ежегодно готовят студентов-призеров и победителей всероссийских предметных он-лайн конкурсов и олимпиад, участников краевых конкурсов; осуществляют классное руководство; принимают участие в различных профориентационных мероприятиях, проводимых на базе техникума, а также в школах.

Положительный результат в практике наставничества имеют групповые встречи преподавателей, прошедших двухлетнюю программу наставничества, и начинающих молодых специалистов.

Такие встречи способствуют обмену опытом, созданию благоприятного психологического климата в коллективе: молодые коллеги задают вопросы; совместно обсуждают результаты работы, высказывают мнения по поводу планируемых мероприятий.

Хочется подчеркнуть, что групповая форма наставничества способствует повышению мотивации и положительной динамике в работе у каждого преподавателя в группе; сплачивает коллектив; создает атмосферу доверия и благоприятный психологический климат, что имеет очень важное значение при больших профессиональных нагрузках.

Получить успешные результаты в процессе наставничества по варианту педагог-педагог мне помогли такие формы работы, как: выявление дефицитов при индивидуальном опросе (входящая анкета); составление индивидуальной программы наставничества и ее корректировка (анкета по окончании 1-го года наставничества); индивидуальные формы работы (выявление запросов наставляемого; беседы, обсуждение по запросам; совместная подготовка мероприятий с наставляемым и др.); групповая работа (тиражирование успешного опыта наставляемых; обсуждение возникших рабочих проблем; совместное планирование работы; подготовка и проведение совместных мероприятий; участие вместе с наставляемыми педагогами в спортивно-оздоровительных, культурных и иных мероприятиях.

Взаимодействие с наставляемыми преподавателями показывает не только их профессиональный интерес к работе, но и желание совершенствовать свои знания и навыки. Очень важно, что наши преподаватели обладают высоким уровнем культуры, уважительно относятся не только к своим коллегам, но и к обучающимся, вызывая взаимное уважение.

Безусловно работа преподавателя-педагога не только интересная, но и сложная. Но при желании самого педагога всегда находятся возможности для успешного решения возникающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития преподавателя физической культуры

План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного стандарта. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС; разработка мет...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Тезисы к конференции. Непрерывное профессиональное развитие специалиста - основа качества медицинской помощи. А.А. Дорошенко, Е.И. Пальянова, Г.А. Максимова

Тезисы были подготовлены для Всероссийской научно-практической конференции"Инновационные направления развития среднего медицинского образования" г.Тюмень, декабрь 2016 г....

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Школа начинающего преподавателя, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа ...

Индивидуальный план профессионального развития преподавателя математики, информатики, ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» Мифтаховой Ании Миннисламовны 2018-2022 гг.

Цель:  Освоение Профессионального стандартаПедагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)Задачи: Изучит...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»

В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и  ведение рабочей тетради  «Записки ...

Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов.

Тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент...