Практическая работа в группах по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
учебно-методический материал

Шефер Екатерина Сергеевна

Итоговое занятие по изучению романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова построено в форме работы в группах. Данный вид работы широко применяется в сфере СПО.т.к. работа в группах способствует развитию коммуникативных компетенций студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mim.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1. Однажды А.  А.  Ахматова сказала об авторе романа, прочитав роман «Мастер и Маргарита»: «Он — гений». Согласны ли вы с такой высочайшей оценкой писателя и его книги? Аргументируйте свою точку зрения.

Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой, написанное в 1945 г.:

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит — и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима — все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утёс, —

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное Слово.

        • Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман «Мастер и Маргарита»? Найдите параллели между романом и стихотворением.

Группа 2.

Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображающая «лестницу жизни», историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: «У каждого возраста — по этой теории — свой “приз жизни”. Эти “призы жизни” распределяются по жизненной лестнице — всё растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет». «Лестница жизни» самого Булгакова коротка, но насыщена событиями, встречами, триумфами и катастрофами. В его дневнике об этом сказано так: «Запас впечатлений так огромен за день, что свести их можно только обрывками, с мыслью впоследствии систематизировать их». И в таком постоянном напряжении, вечной борьбе прожита вся эта удивительная, трагическая, счастливая жизнь. Есть в ней некая тайна, которую ещё предстоит разгадать. Недаром автор «Мастера и Маргариты» много думал и писал о «нелепости судьбы таланта», «о самых странных опасностях на пути таланта».

Многие литературоведы сходятся во мнении об автобиографичности образа мастера. Найдите в романе черты сходства автора и героя. В чём их различие?

Группа 3. Многие эпизоды и описания романа построены по принципу зеркального отражения, например:

«Тут все присутствующие тронулись вниз по широкой мраморной лестнице меж стен роз, источавших одуряющий аромат…» — в момент объявления приговора о казни Иешуа (гл. 2); на балу у Воланда гости поднимаются по «грандиозной лестнице, крытой ковром», а в залах их встречают стены из роз, тюльпанов и камелий (гл. 24); как в Москве, так и в Ершалаиме невыносимо печёт солнце...

 Попробуйте продолжить ряд параллельных сцен романа. Подумайте, какое значение имеет этот художественный принцип.

Группа 4.  

  • В романе «Мастер и Маргарита» много загадок, по поводу которых критики продолжают ожесточённые споры, одна из них — почему мастер «не заслужил света», а заслужил покой. Какой у вас ответ на этот вопрос?
  • Каков смысл и главный конфликт (или, вернее, конфликты)» романа Булгакова? Вправе ли мы сказать, что это извечное противостояние нравственного подвига и предательства, творческого таланта и мстительной бездарности, совестливой правды и подлого жульничества, всепоглощающей любви и тупого равнодушия? Аргументируйте текстом.

Группа 5.

 При изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» вы говорили на занятиях по литературе о высокой нравственности Татьяны Лариной, отвергшей любовь и оставшейся верной мужу, семейному долгу. 

  • Можно ли в таком случае назвать безнравственным поведение Маргариты, оставившей мужа, который её любил, и ушедшей к Мастеру?

• В чём назначение спутницы большого таланта?

• Чего эта миссия требует от женщины?

  • Погублены или спасены в романе Булгакова Мастер и Маргарита,

• Кто же главный герой романа М. А. Булгакова? Мастер, создавший роман откровение о Пилате Понтийском, прокураторе Иудеи, судившем Иешуа и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшие из всех преступлений на земле — это трусость и предательство? Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрёкшаяся от семьи, благополучия? Воланд — Князь тьмы, зло, которое явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы для групп "правоохранительная деятельность"

Практические работы по СПС консультант_Плюс, Word, Excel и др....

Методическая разработка по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация для выполнения практической работы на тему "Допуски и посадки. Определение группы посадки по чертежам сопрягаемых деталей."

 Данная работа выполняется после изучения темы «Допуски и посадки. Чтение размеров. Определение годности действительных размеров» и является ее логическим продолжением. Здесь рассматривает...

Урок "Библейские мотивы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

В связи с небольшим временем, отведённым на изучение романа, главы, посвящённые Библейской истории, изучаются отдельно. Проблема Добра и Зла и сегодня актуальна. Пытаюсь помочь студентам понять это на...

Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Вприведенном методическом материале   приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация....

Практические работы для группы 642

Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП.09 «Экономика организации» в соответствии с Федеральным государстве...

Урок - театрализованное представление по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Вводный урок - театрализованное представление по роману "Мастер и Маргарита"...