Методическая разработка сценария концерта «Великие имена» авторы: Ларина Т.А., Муралева М.Г.
методическая разработка

Ларина Татьяна Альбертовна

"Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках" Д. Д. Шостакович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-metodicheskaya_razrabotka_kontserta_velikie_imena.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка сценария концерта

«Великие имена»

Составители:

концертмейстер 

Муралева Мария Геннадьевна

                                                         педагог дополнительного образования

Ларина Татьяна Альбертовна

г. Санкт-Петербург

2023 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка сценария концерта «Великие имена» предназначена для широкого круга слушателей, для педагогов и учащихся специального и дополнительного образования, для любителей и профессионалов. В концерте представлены наиболее значимые в творчестве композиторов произведения, их лучшие вершины творчества. лучшие вокальные номера. Подготовка к такому мероприятию должна быть тщательно-продуманной, как в плане организации, так и в плане подбора музыкального и литературного материала, образов. Концерт предполагает, как камерный зал с хорошей акустикой и роялем, так и большой зал.

Цель мероприятия: развитие духовного мира и музыкального воспитания слушателей через осознанное восприятие художественного образа и понимание вокального искусства.

Задачи:

  • Обогатить внутренний духовный мир слушателей;
  • Вызвать заинтересованность, любовь и понимание к классическому вокальному искусству;
  • Способствовать созданию дружеской и теплой атмосферы между исполнителями и зрителями.

Ожидаемый результат: После посещения данного мероприятия, оставить у слушателей в душе самые приятные впечатления, ведь часто после таких концертов у людей кардинальной меняются взгляды на жизнь, понимание и настрой. Ведь концерт классической вокальной музыки – это возможность увидеть мир в различных красках и посмотреть на происходящее другими глазами. Стоит помнить, что человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Ведь голос вокалиста - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков звуков и чувств.

Сценарий концерта «Великие имена»:

Добрый вечер дорогие друзья. В нашей программе «Великие имена» прозвучат вокальные произведения Русских композиторов, Сергея Ивановича Танеева, Сергей Васильевича Рахманинова, и Петра Ильича Чайковского.

Романс — это вид музыкального искусства, который обладает чарующей прелестью и большой притягательной силой. Разумеется, что многих композиторов привлекал к себе этот жанр, и они создавали чудные вокальные миниатюры, которые с успехом исполнялись как на больших концертных сценах, так и в домашнем музицировании.

  1. С большим предпочтением относился к сочинению романсов и выдающийся русский композитор Сергей Иванович Танеев, чьё творчество считается уникальным явлением российской музыкальной культуры на рубеже девятнадцатого и двадцатых веков. Сергей Танеев - человек душевной чистоты, неподдельной доброты, большой сердечности, чуткости, деликатности и удивительной скромности - такими добродетельными качествами наделяли современники Сергея Ивановича Танеева – видного композитора, блестящего пианиста, крупнейшего учёного музыковеда и прирождённого педагога, настоящего профессионала своего дела. Как композитор он оставил потомкам богатое творческое наследие. Как пианист он не только славился своей виртуозностью, но мог до тончайших мелочей передавать задуманное автором.

 

  • Звучат два романса: 

«Когда кружась…» в переводе Эллиса

«В дымке-невидимке» на стихи А. Фета

Из далёких стран и лет
к нам приходят танцы.
Плавный танец менуэт –
он пришёл из Франции.
Танцевал его народ
в старину, а позже
полюбили танец тот
знатные вельможи.
Красовались на балах
дамы и невесты,

отражались в зеркалах
вежливые жесты.
Пышный веер, взмах руки,

пудреные плечи,

кавалеры, парики,
свечи, свечи, свечи…

  • Звучат два романса:


«Менуэт» в переводе Эллиса

«Люди спят» на стихи А. Фета

  1. В романсах Рахманинова отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. Образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

  • Звучит романс:

«Они отвечали», на стихи В. Гюго, в переводе Л. Мея

Весной 1902 года был закончен очередной, 21-й опус сочинений для голоса, в который вошли 12 произведений. Среди них трудно выделить что-то особенно выдающееся – все романсы этого цикла можно смело отнести к высшим шедеврам рахманиновского творчества. Самыми известными из творений этого опуса можно считать «Сирень» на слова Е. Бекетовой и «Здесь хорошо» на стихи Г. Галкиной.

  • Звучат романсы:


«Сирень» на стихи Е. Бекетовой
«Островок» на стихи К. Бальмонта
«Здесь хорошо» на стихи Г. Галиной
«Маргаритки» на стихи ст. И. Северянина

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.  

По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылись.

Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

  • Звучит романс:

«Ветер перелетный» на стихи К. Бальмонта


Все знают это ощущение, когда болит душа.
Дорогой в церковь, не спеша,

Иду просить у Господа прощение.
Иду просить простить мне все грехи,

 Ошибки с памяти стереть навеки.
Колени преклонив, я опускаю веки
И тихо, про себя, шепчу стихи.

  • Звучит романс:

«Молитва» на стихи А. Плещеева

Молчит сомнительно Восток,
Повсюду чуткое молчанье...
Что это? Сон иль ожиданье,
И близок день или далёк?
Чуть-чуть белеет темя гор,
Ещё в тумане лес и долы,
Спят города и дремлют селы,
Но к небу подымите взор...

  • Звучат романсы:

«Не пой, красавица при мне...", ст. А. С. Пушкина
«У моего окна» на стихи Г. Галиной

  1. Камерно-вокальное творчество Петра Ильича Чайковского можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов. П.И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, исследователи творчества композитора называют его камерно-вокальное наследие своеобразным лирическим дневником. Свои вокальные произведения Чайковский сочинял прежде всего для обычного слушателя, именно поэтому они столь близки к городскому бытовому романсу. Все чувства в них показаны предельно искренне, но в тоже время просты для понимания, а музыка чутко следует за текстом, раскрывая перед слушателями весь глубинный смысл.

Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минут
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.

  • Звучат романсы:

«Колыбельная» на стихи А. Плещеева
«Мой садик» на стихи А. Плещеева

Хотелось бы обратить внимание и на оперный жанр в сочинения Петра Ильича Чайковского. Предлагаем вашему вниманию жемчужину оперного жанра:

  • Звучит ариозо и романсы:


«Ариозо Иоланты» из оперы «Иоланта»

«Скажи, о чем в тени в ветвей» на стихи А. Плещеева
«Кукушка» на стихи А. Плещеева 

Мы благодарим вас за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Авторы сценария: Ногайцева Л.М., Попова И.В.

Данная разработка на тему "Люблю. Воюю. Жди с победою" предназначена для проведения внеклассного мероприятия,  и содержит сценарий вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечествен...

Методическая разработка сценария концерта "В детской" авторы: Муралева М.Г., Ларина Т.А.

Внутренний мир ребенка значительно отличается от внутреннего мира взрослого человека. В свою очередь, и музыка, написанная для детей, должна быть понятной по структуре и несложной в исполнении, должна...

Методическая разработка сценария спектакля младшей группы ДМТ «Кантабиле» «Новогодняя сказка» авторы: Ларина Т.А., Муралева М.Г.

Театр – это сказка и мощнейшее средство развития детей. Ведь погружаясь в мир театра - ребёнок начинает активно изучать мимику, жесты, интонации и эмоции. Весь этот комплекс помогает детям в дал...

Методическая разработка сценария концерта «Музыкальная карусель» авторы: Ларина Т.А., Такмакова И.А.

quot;Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новы...

Методическая разработка сценария концерта «Музыкальные зарисовки» авторы :Такмакова И.А, Ларина Т.А.

: Отчетные концерты очень важны для детей. Ведь здесь они могут максимально тонко прочувствовать выразительность и поэтичность слова, и музыки, глубже понять смысл и красоту музыкального языка, у них ...