Методическая разработка сценария концерта "В детской" авторы: Муралева М.Г., Ларина Т.А.
методическая разработка
Внутренний мир ребенка значительно отличается от внутреннего мира взрослого человека. В свою очередь, и музыка, написанная для детей, должна быть понятной по структуре и несложной в исполнении, должна иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. Музыка для детей русских композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Кроме того, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_metodicheskaya_razrabotka_v_detskoy.doc | 905.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района
Музыкальный отдел
Санкт-Петербург 2023
Пояснительная записка
Цель: Создать праздничное настроение, вызвать максимально положительный эмоциональный подъем, как у исполнителей, так и у зрителей.
Задачи:
- Развивать вокально-певческие навыки: чистое интонирование, артикуляция и дыхание.
- Совершенствовать навыки детей в певческой деятельности, обогащать их музыкально-слуховой опыт.
- Воспитывать гармоничное звучание в процессе исполнения ансамблем, используя индивидуальные творческие возможности.
- Способствовать духовному развитию детей.
Аудитория: исполнили музыку дети, с 8 до 14 лет. Зрители могут быть любой возрастной категории.
Музыкальный материал: детские песни и циклы для детей А. Аренского, Ц. Кюи, А. Гречанинова, П. Чайковского, М. Мусоргского.
Ожидаемый результат: Проводить подготовку к концерту так, чтобы дети с каждой репетиций все больше заряжались идей концерта и музыкой, которую им предстоит исполнять. Учебный материал подобран с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой концерта. Такое разнообразие репертуара дало возможность работать над выразительностью, и характером исполнения.
В восемнадцатом веке таких понятий музыка для детей или детская музыка не существовало. К детям относились с полной серьезностью, но многое переменилось с приходом эпохи романтизма и детство стало одним из символов недостижимого идеала и чистоты. Многие композиторы откликнулись на это веянье, ведь именно тогда в 19 веке появились знаменитые «Альбом для юношества» Роберта Шумана и «Детский альбом» П. И. Чайковского. Они задумывали свои циклы как технически несложные пьесы для юных пианистов, они стали настоящими откровениями, воплощением мира фантазий.
- М. П. Мусоргский «Детская»
Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского был задуман не исполнения детьми, но для детей в первую очередь. совсем иной. Композитор впервые выступил в роли детского психолога. У самого Мусоргского детей не было, но детей он любил, а дети любили его. Часто гостив у своего друга Владимира Стасова знаменитого критика, Мусоргский любил играть с детьми. В цикле 7 музыкальных номеров, но по воспоминаниям друзей, два номера композитор так и не записал.
- «С няней»
- «В углу»
- «Жук"
- «С куклой»
- «На сон грядущий"
- «Кто матрос»
- «Поехал на палочке»
- А. К. Лядов «Песенки-потешки»
Свои песни Анатолий Константинович Лядов основывает на народных словах, потешках и прибаутках, на народных интонациях и напевах. Особое чувство такта отмечают исследователи, когда говорят о творческой работе Анатолия Константиновича Лядова с народно-песенным материалом: композитор не стремится его «облагородить», он лишь бережно обрамляет народные интонации и раскрывает их красоту и характер. Тонкость отделки и изящество роднят между собой все детские песни Анатолия Константиновича Лядова, по содержанию же они очень разнообразны.
- «Ладушки»
- «Сорока-белобока»
- «Колыбельная»
- «Бом-бом!»
- «Забавная»
- «Петушок»
- «Дождик»
- А. А. Гречанинов
Большой вклад в развитие фольклорной линии в детской музыке принадлежит композитору Александру Тихоновичу Гречанинову. Обратиться к сочинению детских песен композитора побудила педагогическая деятельность, вот как он сам об этом вспоминал: «В Москве издавна существовала Музыкальная школа сестер Гнесиных… Я был приглашен в эту школу преподавателем теории музыки. Е.Ф. Гнесина, старшая из сестер, организовала детский хоровой класс. Несколько песенок Чайковского и Аренского - это все, что существовало тогда в русской музыкальной литературе этого жанра. Петь было нечего. Е.Ф. Гнесина обратилась ко мне с просьбой написать что-нибудь для детей. Я охотно взялся за дело и написал 6 двухголосных песен на народные тексты, сборник под названием «Ай-ду-ду!». Песенки эти имели большой успех и положили начало целому ряду подобных сборников…». В сборники детских песен Гречанинова вошли разнохарактерные миниатюры: хороводные и игровые, свадебные, величальные и бытовые песни, прибаутки и потешки, колядки, колыбельные.
- «Снежинки»
- «Вербочки»
- «Мальчик с пальчик»
- «Гномы»
- А. С. Аренский
В обширном музыкальном наследии Антона Степановича Аренского камерное вокальное творчество занимает весьма значительное место. Лучшие вокальные сочинения композитора привлекают искренностью, сердечностью чувств, мелодической выразительностью и завершенностью формы. Он так же обращался к детской тематике. Им написан сборник детских песен, в который вошли шесть разнообразных по характеру песен выдающегося русского композитора Антона Степановича Аренского, написанных для детей младшего возраста на слова русских поэтов.
Песни могут исполняться как сольно, так и детским хором.
- «Детская песня»
- «Колыбельная»
- «Расскажи, мотылек»
- Ц. А. Кюи
Композитор Цезарь Кюи внес большой вклад в развитие детской музыки своими хорами, песнями и фортепианными произведениями, написанными специально для маленьких слушателей и исполнителей. Для детей Кюи сочинил и четыре оперы-сказки: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и «Иванушка-дурачок».
Большую роль в развитии детской линии в произведениях Ц. Кюи, по-видимому, сыграли личные переживания композитора и его личный опыт общения с детьми. В 60-е гг. XIX столетия Кюи содержит пансион, в котором обучает и готовит детей к поступлению. И он и жена его и учили детей и, в то же время, были с ними, как со своими родными; это была, как будто общая семья, - они все вместе играли, гуляли, катались на лодке.
- «Катенька-резвушка»
- «Майский день»
- «Под липами»
- «Осень»
- «Мыльные пузыри»
- П. И. Чайковский
Сборник «Шестнадцать детских песен» — был сочинен П. Чайковским осенью 1883 года. Литературную основу детских песен составили произведения И. Сурикова и К. Аксакова, а также 14 стихотворений А. Плещеева из сборника поэта «Подснежник». По сравнению с знаменитым «Детским альбомом» Чайковского в его «Детских песнях» расширяется круг затрагиваемых образов и тем. Композитор показывает ребенку многообразие мира, в котором присутствуют как добро, так и зло, рядом с процветающими и богатыми семьями, живут сиротки и бедняки. В цикле поднимаются духовно-нравственные и этические темы, есть в нем и сказочные образы и природные картины, где звук наполнен такими изобразительными элементами, которые облегчают восприятие музыки для юных слушателей.
- «Колыбельная песнь в бурю»
- «Легенда»
- «Весна»
- «Кукушка»
Итог:
В сценарий концерта были включены разнохарактерные песни, для солистов, дуэтов, трио и всего ансамбля. Дети осознавали всю ответственность предстоящего мероприятия, задолго к нему готовясь. Как результат - они стали более раскованными, артистичными, и еще с большим удовольствием выступают перед разной аудиторией. Во время концерта взрослые и дети чувствовали эмоциональный подъем, этому поспособствовало то, что во время подготовки к мероприятию шла активная работа приобщения детей к музыкальной культуре, а также были привлечены родители к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Главная цель концерта - получить радость и удовольствие от выступления была достигнута! Родители и гости концерта высоко оценили данное мероприятие и на будущее пожелали творческих успехов, и новых концертных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария сказочного представления Новогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дело Капитана Врунгеля" Составители-педагоги:Такмакова И.А., Ларина Т.А.,концертмейстеры: Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отделМетодическая разработка сценариясказочного представленияНовогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дел...
Методическая разработка сценария концерта «Великие имена» авторы: Ларина Т.А., Муралева М.Г.
quot;Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам пре...
Методическая разработка сценария спектакля младшей группы ДМТ «Кантабиле» «Новогодняя сказка» авторы: Ларина Т.А., Муралева М.Г.
Театр – это сказка и мощнейшее средство развития детей. Ведь погружаясь в мир театра - ребёнок начинает активно изучать мимику, жесты, интонации и эмоции. Весь этот комплекс помогает детям в дал...
Методическая разработка сценария концерта «Музыкальная карусель» авторы: Ларина Т.А., Такмакова И.А.
quot;Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новы...
Методическая разработка сценария концерта «Музыкальные зарисовки» авторы :Такмакова И.А, Ларина Т.А.
: Отчетные концерты очень важны для детей. Ведь здесь они могут максимально тонко прочувствовать выразительность и поэтичность слова, и музыки, глубже понять смысл и красоту музыкального языка, у них ...
Методическая разработка сценария концерта вокальной и фортепианной музыки «Музыкальный серпантин» составители : Кошелева О.Н., Николаева Л.О.
Сценарий отчетного концерта по окончании полугодия....
Методическая разработка сценария концерта «Пою для мамы, пою для папы…» составители Николаева Л.О., Кошелева О.Н.
Сценарий празничный .Поздравления мамам и папам.......