Методическая разработка сценария концерта "В детской" авторы: Муралева М.Г., Ларина Т.А.
методическая разработка

Ларина Татьяна Альбертовна

Внутренний мир ребенка значительно отличается от внутреннего мира взрослого человека. В свою очередь, и музыка, написанная для детей, должна быть понятной по структуре и несложной в исполнении, должна иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. Музыка для детей русских композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Кроме того, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_metodicheskaya_razrabotka_v_detskoy.doc905.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Музыкальный отдел

Санкт-Петербург 2023

Пояснительная записка

Цель: Создать праздничное настроение, вызвать максимально положительный эмоциональный подъем, как у исполнителей, так и у зрителей.

Задачи:

  1. Развивать вокально-певческие навыки: чистое интонирование, артикуляция и дыхание.
  2. Совершенствовать навыки детей в певческой деятельности, обогащать   их музыкально-слуховой опыт.
  3. Воспитывать гармоничное звучание в процессе исполнения ансамблем, используя индивидуальные творческие возможности.
  4. Способствовать духовному развитию детей.

Аудитория: исполнили музыку дети, с 8 до 14 лет. Зрители могут быть любой возрастной категории.  

Музыкальный материал: детские песни и циклы для детей А. Аренского, Ц. Кюи, А. Гречанинова, П. Чайковского, М. Мусоргского.

Ожидаемый результат: Проводить подготовку к концерту так, чтобы дети с каждой репетиций все больше заряжались идей концерта и музыкой, которую им предстоит исполнять. Учебный материал подобран с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой концерта. Такое разнообразие репертуара дало возможность работать над выразительностью, и характером исполнения.

В восемнадцатом веке таких понятий музыка для детей или детская музыка не существовало. К детям относились с полной серьезностью, но многое переменилось с приходом эпохи романтизма и детство стало одним из символов недостижимого идеала и чистоты. Многие композиторы откликнулись на это веянье, ведь именно тогда в 19 веке появились знаменитые «Альбом для юношества» Роберта Шумана и «Детский альбом» П. И. Чайковского. Они задумывали свои циклы как технически несложные пьесы для юных пианистов, они стали настоящими откровениями, воплощением мира фантазий.

  1. М. П. Мусоргский «Детская»

Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского был задуман не исполнения детьми, но для детей в первую очередь. совсем иной.  Композитор впервые выступил в роли детского психолога. У самого Мусоргского детей не было, но детей он любил, а дети любили его. Часто гостив у своего друга Владимира Стасова знаменитого критика, Мусоргский любил играть с детьми. В цикле 7 музыкальных номеров, но по воспоминаниям друзей, два номера композитор так и не записал.

  • «С няней»                                                      
  •   «В углу»
  •   «Жук"
  • «С куклой»
  • «На сон грядущий"
  • «Кто матрос»
  •  «Поехал на палочке» 

  1. А. К. Лядов «Песенки-потешки»

Свои песни Анатолий Константинович Лядов основывает на народных словах, потешках и прибаутках, на народных интонациях и напевах. Особое чувство такта отмечают исследователи, когда говорят о творческой работе Анатолия Константиновича Лядова с народно-песенным материалом: композитор не стремится его «облагородить», он лишь бережно обрамляет народные интонации и раскрывает их красоту и характер. Тонкость отделки и изящество роднят между собой все детские песни Анатолия Константиновича Лядова, по содержанию же они очень разнообразны. 

  • «Ладушки»
  • «Сорока-белобока»
  • «Колыбельная»
  • «Бом-бом!»
  • «Забавная»
  • «Петушок»
  • «Дождик»

  1. А. А. Гречанинов

Большой вклад в развитие фольклорной линии в детской музыке принадлежит композитору Александру Тихоновичу Гречанинову. Обратиться к сочинению детских песен композитора побудила педагогическая деятельность, вот как он сам об этом вспоминал: «В Москве издавна существовала Музыкальная школа сестер Гнесиных… Я был приглашен в эту школу преподавателем теории музыки. Е.Ф. Гнесина, старшая из сестер, организовала детский хоровой класс. Несколько песенок Чайковского и Аренского - это все, что существовало тогда в русской музыкальной литературе этого жанра. Петь было нечего. Е.Ф. Гнесина обратилась ко мне с просьбой написать что-нибудь для детей. Я охотно взялся за дело и написал 6 двухголосных песен на народные тексты, сборник под названием «Ай-ду-ду!». Песенки эти имели большой успех и положили начало целому ряду подобных сборников…». В сборники детских песен Гречанинова вошли разнохарактерные миниатюры: хороводные и игровые, свадебные, величальные и бытовые песни, прибаутки и потешки, колядки, колыбельные.

  •  «Снежинки»
  • «Вербочки»
  • «Мальчик с пальчик»
  • «Гномы»
  1. А. С. Аренский

В обширном музыкальном наследии Антона Степановича Аренского камерное вокальное творчество занимает весьма значительное место. Лучшие вокальные сочинения композитора привлекают искренностью, сердечностью чувств, мелодической выразительностью и завершенностью формы. Он так же обращался к детской тематике. Им написан сборник детских песен, в который вошли шесть разнообразных по характеру песен выдающегося русского композитора Антона Степановича Аренского, написанных для детей младшего возраста на слова русских поэтов.
Песни могут исполняться как сольно, так и детским хором.

           

  • «Детская песня»
  • «Колыбельная»
  • «Расскажи, мотылек»

  1. Ц. А. Кюи

Композитор Цезарь Кюи внес большой вклад в развитие детской музыки своими хорами, песнями и фортепианными произведениями, написанными специально для маленьких слушателей и исполнителей. Для детей Кюи сочинил и четыре оперы-сказки: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и «Иванушка-дурачок».

Большую роль в развитии детской линии в произведениях Ц. Кюи, по-видимому, сыграли личные переживания композитора и его личный опыт общения с детьми. В 60-е гг. XIX столетия Кюи содержит пансион, в котором обучает и готовит детей к поступлению. И он и жена его и учили детей и, в то же время, были с ними, как со своими родными; это была, как будто общая семья, - они все вместе играли, гуляли, катались на лодке.

  •  «Катенька-резвушка»                            
  • «Майский день»
  • «Под липами»
  • «Осень»
  • «Мыльные пузыри»

  1. П. И. Чайковский

Сборник «Шестнадцать детских песен» — был сочинен П. Чайковским осенью 1883 года. Литературную основу детских песен составили произведения И. Сурикова и К. Аксакова, а также 14 стихотворений А. Плещеева из сборника поэта «Подснежник». По сравнению с знаменитым «Детским альбомом» Чайковского в его «Детских песнях» расширяется круг затрагиваемых образов и тем. Композитор показывает ребенку многообразие мира, в котором присутствуют как добро, так и зло, рядом с процветающими и богатыми семьями, живут сиротки и бедняки. В цикле поднимаются духовно-нравственные и этические темы, есть в нем и сказочные образы и природные картины, где звук наполнен такими изобразительными элементами, которые облегчают восприятие музыки для юных слушателей.

  • «Колыбельная песнь в бурю»
  • «Легенда»
  • «Весна»  
  • «Кукушка»

Итог:

В сценарий концерта были включены разнохарактерные песни, для солистов, дуэтов, трио и всего ансамбля. Дети осознавали всю ответственность предстоящего мероприятия, задолго к нему готовясь. Как результат - они стали более раскованными, артистичными, и еще с большим удовольствием выступают перед разной аудиторией. Во время концерта взрослые и дети чувствовали эмоциональный подъем, этому поспособствовало то, что во время подготовки к мероприятию шла активная работа приобщения детей к музыкальной культуре, а также были привлечены родители к совместной деятельности с детьми и педагогами. 

Главная цель концерта - получить радость и удовольствие от выступления была достигнута! Родители и гости концерта высоко оценили данное мероприятие и на будущее пожелали творческих успехов, и новых концертных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария сказочного представления Новогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дело Капитана Врунгеля" Составители-педагоги:Такмакова И.А., Ларина Т.А.,концертмейстеры: Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отделМетодическая разработка сценариясказочного представленияНовогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дел...

Методическая разработка сценария концерта «Великие имена» авторы: Ларина Т.А., Муралева М.Г.

quot;Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам пре...

Методическая разработка сценария спектакля младшей группы ДМТ «Кантабиле» «Новогодняя сказка» авторы: Ларина Т.А., Муралева М.Г.

Театр – это сказка и мощнейшее средство развития детей. Ведь погружаясь в мир театра - ребёнок начинает активно изучать мимику, жесты, интонации и эмоции. Весь этот комплекс помогает детям в дал...

Методическая разработка сценария концерта «Музыкальная карусель» авторы: Ларина Т.А., Такмакова И.А.

quot;Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новы...

Методическая разработка сценария концерта «Музыкальные зарисовки» авторы :Такмакова И.А, Ларина Т.А.

: Отчетные концерты очень важны для детей. Ведь здесь они могут максимально тонко прочувствовать выразительность и поэтичность слова, и музыки, глубже понять смысл и красоту музыкального языка, у них ...