Введение. А.С. Пушкин. Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова, 2024
презентация к уроку

Ланграф Екатерина Николаевна

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русская культура и литература2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение А.С. Пушкин как национальный гений и символ Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова Ланграф Е.Н .

Слайд 2

«Золотой век» русской литературы К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни. Литература XIX века получила название «Золотого века русской литературы», а первая треть столетия осталась в истории как «Золотой век русской поэзии».

Слайд 3

В развитии мировой литературы XIX века выделяют четыре периода, которые хронологически выходят за рамки одного столетия 1789 – 1830 –е годы – время зарождения и расцвета романтизма 1830-1840-е годы – период, когда наряду с романтизмом существует и постепенно набирает силу реализм 1850 – 1870-е годы - развитие критического реализма 1880 – 1910-е годы - кризисные явления в реализме, изменения в реализме под влиянием модернизма

Слайд 4

Сентиментализм начал развиваться в самом начале 19 века. Он делает упор на чувственность. В русской литературе 18 века уже прослеживались первые черты этого направления. Самыми яркими авторами русского сентиментализма считаются Муравьев, Дмитриев, Карамзин, Жуковский и Радищев. Карамзину удалось раскрыть его во всех проявлениях. Сентиментализм в нашей стране имел два течения: Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей. Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.

Слайд 5

Романтизм направление в литературе конца XVIII – первой половины XIХ века., изображавшее исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Возникновение романтизма было вызвано развитием капиталистических отношений, идеями Великой французской революции, в которых европейское общество быстро разочаровалось. Изменения в общественном сознании, социально-экономические преобразования, новые политические течения, а также научные достижения первой трети XIХ века подготовили условия для становления в мировой и русской литературе реализма. В этом направлении творили: Е. Баратынский; К. Н. Батюшков; А. Бестужев; А. Дельвиг ; К. Рылеев.

Слайд 6

Реализм направление в литературе, сформировавшееся в середине XIX века, отражавшее типичного героя в типичных обстоятельствах. В 1820—1830-е годы в русской литературе происходит становление реализма. В это время был сформирован литературный русский язык. Р еализм этого периода называется синкретическим, т.к. наблюдается соединение реализма с другими художественными направлениями (классицизмом и романтизмом)

Слайд 7

В середине ХIХ века, прежде всего в произведениях Н. В. Гоголя, проявляется новый этап в развитии реализма. Он получил название «натуральная школа». В её рамках начинали своё творчество И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др.

Слайд 8

Критический реализм Русский критический реализм возникает во время кризиса системы крепостного права. Особое внимание обращается на точность передачи мыслей и переживаний героев, их внешнего вида, жестов, дви­жений и т.д. Правдиво показываются также детали обстановки, где происходит действие. При обрисовке образов и создании художественных картин, окру­жающих человека обстоятельств писатели-реалисты обычно сохраняют жизненную правдоподобность. Выступление в 60-е годы революционных демократов во гла­ве с Н. Чернышевским придает новые черты русскому кри­тическому реализму (революционный характер критики, образы новых людей). Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Толсто­му и Достоевскому. Именно благодаря им русский реалисти­ческий роман приобрел мировое значение. Их психологи­ческое мастерство, проникновение в «диалектику души» откры­вали путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм в XX веке во всем мире несет на себе отпечаток эсте­тических открытий Толстого и Достоевского.

Слайд 9

Модернизм Символизм - направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века - начала 20 века. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения - творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».

Слайд 10

Задания Какие исторические события 19 века повлияли на развитие национального самосознания? Заполнить таблицу: Периодизация русской литературы 19 века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров Литература в 1790-е – 1830 годов Литература 1830 – 1850 годов Литература 1850-1900 годов

Слайд 11

А.С. Пушкин как национальный гений и символ

Слайд 12

А. С. Пушкин является величайшим русским поэтом и основоположником реалистичной литературы. В его творчестве прекрасно прослеживаются черты русского характера. Основными мотивами пушкинской поэзии является тема любовных отношений, жизненного смысла . Также поэта волновали темы вечности, памяти и забвения . Пушкин любил восхищаться красотой и гармонией природы, мира. Он ценил человеческие отношения. Тема дружбы является одной из главных в его лирике. Многие свои стихи он адресовал приятелям. Годы жизни 1799-1811 г.г . Детство Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Его отец, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старому, некогда богатому, дворянскому роду, а мать была внучкой ,,Арапа Петра Великого” (позднее – русского генерала Ганнибала). Отец и мать, захваченные великосветской жизнью, обращали мало внимания на детей, из которых выросли только трое: старшая дочь Ольга, сыновья Александр и Лев. Остальные дети умерли еще в детстве. Их воспитанием занимались часто менявшиеся иностранные гувернеры, о которых у А. С. Пушкина остались неприятные воспоминания. В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, песни и сказки которой привили ее воспитаннику любовь к народной поэзии.

Слайд 13

1811-1817 г.г . Лицейские годы А. Пушкин поступил в Лицей 19 октября 1811 г. Эти годы сформировали мироощущение, политические убеждения поэта. Лицейская лирика Пушкина преисполнена радости жизни. В лицее поэт написал около 130 стихотворений. По словам В. Г. Белинского, уже в лицейских стихотворениях виден «будущий национальный поэт». В начале июня 1817 г. у лицеистов состоялись выпускные экзамены. По окончании лицея Пушкин был принят на службу в коллегию иностранных дел. Началась самостоятельная жизнь поэта. 1817-1820 г.г . Петербургский период Годы жизни в Петербурге были для Пушкина не только порой веселой, беззаботной жизни, но и периодом быстрого духовного роста. Молодой Пушкин проявил себя носителем либеральных настроений, которыми жила прогрессивная патриотически настроенная дворянская молодежь. В конце 1817 г. он пишет знаменитую оду «Вольность». Имя Пушкина становилось все более известным, его творчество вызывало интерес, особенно большой популярностью пользовались его политические стихотворения. Недовольный Александр I принимает решение сослать его в Сибирь. Только заступничество Карамзина и Жуковского спасло поэта от более сурового наказания: Пушкин был сослан на юг. Официально эта ссылка была оформлена как «перевод по службе».

Слайд 14

1820-1822 г.г . Южная ссылка Годы, проведенные А. С. Пушкиным в южной ссылке, – не только разнообразные и прожитые с настроением, но и период интенсивного творчества, время глубоких размышлений. Там создана романтическая элегия «Погасло дневное светило», поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». 1824-1825 г.г . Ссылка в Михайловское Здесь он провел два года, много читал и творил, по вечерам слушал сказки няни Арины Родионовны. В его одинокую жизнь вносили разнообразие поездки к соседской помещице Осиповой. У нее он познакомился с Анной Керн. В Михайловском поэт увидел вблизи жизнь крепостных крестьян. Написал поэму « Цыганы » – свое последнее произведение чисто романтического характера. Его внимание привлекают исторические темы, особенно периоды переворотов и исторических кризисов. В Михайловском с большим душевным подъемом он пишет историческую драму «Борис Годунов», продолжает роман в стихах «Евгений Онегин».

Слайд 15

Брак с Натальей Гончаровой 18 февраля 1831 г. А. С. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Брак стал для него и источником счастья, и причиной смерти. «Я женат – и счастлив, - писал поэт. – Одно желание мое, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь.» После свадьбы Пушкин с женой переселились в Петербург. Царь произвел его в камер-юнкеры при дворе. Даруя поэту придворное звание, обычно даваемое лишь молодым людям, царь надеялся не только унизить Пушкина, но и подорвать его общественный вес. Кроме того, Николай I хотел видеть во дворце жену поэта, привлекшую его внимание. В таких условиях творческая работа поэта не могла быть интенсивной. Все хуже становились и финансовые дела. Широкий образ жизни требовал больших расходов. Выросла семья. Родились дети Мария, Александр, Григорий и Наталья. Вместе с Пушкиными жили и две сестры жены. Поэт понемногу залезал в долги не только перед частными лицами, но и перед государством: одалживая деньги Пушкину, царь надеялся поработить поэта и привязать его ко двору.

Слайд 16

Дуэль и смерть С 1836 г. петербургское аристократическое общество оплело А. С. Пушкина и его жену сетью интриг и гнусной клеветы. Этому содействовал скиталец по свету, французский эмигрант, офицер Дантес, настойчиво ухаживавший за женой Пушкина. Ситуация стала невыносимой, и 27 января 1837 г. состоялась дуэль между Дантесом и Пушкиным. На ней поэт был смертельно ранен. После страшных мучений поэт скончался 29 января 1837 г. в своей петербургской квартире на улице Мойке, 12. 6 февраля 1837 г. А. С. Пушкин был похоронен рядом с матерью на кладбище Святогорского монастыря.

Слайд 17

На первый взгляд может показаться, что писать о Пушкине легко и просто: никто не сомневается в его гениальности и креативности. На самом деле писать о Пушкине очень и очень трудно. Во-первых, Пушкин не просто гений, а уникальный гений. Уникальность его прежде всего состояла в том, что он был универсальным гением. Универсализм заключается в том, что в поле его зрения находились не только литература, поэзия и вообще вся словесность, но и такие гуманитарные дисциплины, как философия, политэкономия, история и, конечно, наука. Следует также подчеркнуть, что Пушкин был энциклопедически образованным человеком. «А Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, – все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, – образ, который мы долго еще будем оттенять красками» Аполлон Григорьев Выражаясь философски, Пушкин критически переработал все, что было создано до него в русской литературе. Благодаря своему уникальному дарованию Пушкин одновременно создавал и литературный язык, и великие произведения.

Слайд 18

«…Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю» Жуковский «Пушкин – символ русского народа и России. «Право называться национальным поэтом решительно принадлежит Пушкину и никому более, – писал Н. Гоголь. – Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез 200 лет. В нем русская природа и душа, русский язык и характер отразились в такой чистоте и очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Слайд 19

Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова (3 (15) октября 1814 – 15 (27) июля 1841) Потомок выходца из Шотландии Георга Лермонта , взятого в плен при осаде крепости Белой в начале XVII в. Родился в Москве. Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии. Образование Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

Слайд 20

Деятельность Литературную деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «Хаджи Абрек», было напечатано лишь в 1835 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др. Стихотворение «На смерть поэта», созданное после трагической гибели А.С. Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург. Лермонтов был талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой.

Слайд 21

Личная жизнь Михаил Юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен Варварой Александровной Лопухиной, в замужестве Бахметевой . Она является адресатом любовной лирики поэта.

Слайд 22

Смерть На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом , в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. В Пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.

Слайд 24

Именно на Кавказе были написаны лучшие произведения писателя «Узник», «Молитва», «Желанье», «Бородино», «Герой нашего времени». Эти работы навеяны наблюдениями за военными действиями, общением с декабристами, желанием быть свободным. Символом ссылки является стихотворение «Узник», в котором ярко проявился мотив прекрасной свободы и заточения. Особенно известным стал роман «Герой нашего времени», в котором Лермонтов создал героя с противоречивым характером, который мечется и не находит в мире своего уголка, цели жизни. В романе отразились мрачные настроения автора, который находился в тяжелой жизненной ситуации и размышлял о человеке и его психологии. Поэт возвращается из ссылки в Петербург, где создает «Песню про царя Ивана Васильевича…». Он ведет спокойную жизнь, пишет, общается с другими писателями и входит в среду петербургских литераторов.

Слайд 25

В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу. Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться. В своем блокноте писатель оставляет свои последние стихи: «Утес», «Тамара», «Листок», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». В каждом из стихов можно увидеть итог жизни писателя. Особенно интересно в этом плане стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором поэт говорит, что не хотел бы скорой смерти. И он её предсказал.

Слайд 26

В отличие от Пушкина, которого в юности окрыляли мечты о скорой свободе, Лермонтов начинал свой путь, когда иллюзии были уже развеяны, а мечты его поколения кончались обычно «Сибирью или казнью и никогда -- торжеством» (АИ. Герцен). Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью). Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма -- противоречие между идеалом и действительностью -- достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире -- ключевая в творчестве Лермонтова. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.

Слайд 28

Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова: тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества); тема одиночества (мотив непонятости , усталости и безысходности); тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом); тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души); тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания); тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков ); тема избранности (судьба поэта и его творений). Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения .

Слайд 29

В лирике Лермонтова звучит тоска по гармонии, счастью, спокойствию, которые поэту кажутся недосягаемыми. Много стихов Лермонтов посвятил природе. В его стихах показан широкий пейзаж, который достигает неизмеримого пространства. Но лирический герой находится за пределами пейзажа, он там, где зритель. У Лермонтова природа и лирический герой всегда отдельно. Поэт показывает двусмысленность мира: это мир обыденности, что окружает поэта, и мир идеала, куда рвется его душа. В мыслях автор всегда стремится к чему-то постоянному и вечному. В изображении природы преобладают незаурядные слова и выражения. Таким образом природа превратилась в символ душевных переживаний, какой-то вечной тайны. В стихах о природе остро звучит мотив одиночества, как и в стихах интимной лирики. Темы лирики Теме поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества. Поэт в лирике Лермонтова традиционно противопоставлен толпе, он страдает от непонимания общества, но вместе с тем убеждён, что поэзия на заказ, угодная общественному мнению, не является истинным творчеством. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова представлена в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта», «Кинжал». Тема Родины раскрыта неоднозначно: поэт любуется родными пейзажами, восхищается славой военных побед России, черпает вдохновение в историческом прошлом родной страны, но осуждает настоящее, критикует самодержавие, высмеивает светское общество. Тема Родины представлена в следующих стихотворениях и поэмах: «Родина», «Листок», «Мцыри», «Как часто, пёстрою толпою окружён», «Нет, я не Байрон», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Прощай, немытая Россия…», «Кавказ», «Вечер после дождя», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…».

Слайд 30

Философская лирика поэта отличается ощущением трагической двойственности человеческой души и тесно связана с мотивом выбора между добром и злом. К философской лирике Лермонтова можно отнести стихотворения «Молитва», «Мой демон», «Демон», «Ангел», «Выхожу один я на дорогу» и многие другие. Любовной лирике Лермонтова присуще ощущение разочарования, одним из самых частых является мотив страдания от неразделённой или ушедшей любви: лирический герой мучается от равнодушия, жестокости или измены возлюбленной. Тема любви представлена в стихотворениях «Я не унижусь пред тобою…», «У ног других не забывал…», «Любовь мертвеца», «Пусть я кого-нибудь люблю».

Слайд 31

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека -- глубокий и противоречивый. Так, в поэме «Демон» трагедия главного героя не столько в том, что он отвергнут Богом и обречен на одиночество, сколько в том, что в его душу вошло зло и стало управлять им. Сюжет произведения развивает именно движение добра и зла внутри героя. Демон мстит не Богу, а миру, созданному Богом. Демон хочет абсолютной гармонии (то есть как бы добра) -- и при этом отрицает все, в чем есть недостатки, то есть реальную земную жизнь. В поэме звучит мысль о том, что индивидуализм несет гибель, что возрождение возможно лишь через любовь. Исследованию внутреннего мира человека посвящен и роман «Герой нашего времени». Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, -- ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой -- ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи. Например, в стихотворении «Пророк» и в поэме «Мцыри» прославляются могущество воли, мятеж, борьба, к каким бы трагическим результатам они ни вели. Стремление к свободе у героев Лермонтова сочетается с крушением иллюзий. Герой его не приспособлен к тому миру, в который стремится.

Слайд 32

Тема неприятия современного общества звучит, например, в драме «Маскарад». В ней показано губительное влияние «света» на души людей. Главный герой драмы Арбенин одновременно и преступник, и жертва. Он отрицает «свет», но живет по его законам. В результате губит невинную жену, так как не верит в естественные чувства, которые сохранила Нина вопреки светскому окружению. Любовь, чистота души, ум, чуждый расчету -- вот мера оценки характеров в драме. С темой современного общества связано и стихотворение «Дума» -- размышление поэта о судьбе своего поколения, о его безразличии к жизни, бездуховности , разочарованности. С неприятием бездушного света созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен...», « Валерик »). Жажда героического действия слышна в произведениях, посвященных славной истории России. Например, «Песня про купца Калашникова» о временах Ивана Грозного, в которой герой отстаивает не только свои честь и достоинство, но и общенародные моральные права. А в стихотворении «Бородино» лирический герой вспоминает о той славной поре национальной истории, когда весь народ поднялся на отпор врагу и каждый ощущал себя богатырем.

Слайд 33

Тема Родины В поэзии Лермонтова Россия многогранна. Это и жандармская империя, как в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где поэт утверждает, что нравственные пороки общества зависят от общественного строя, и страдающая народная Россия. О своей «странной» любви к крестьянской России, ее неброской красоте, ее быту рассказывает поэт в стихотворении «Родина». «Патриотизм Лермонтова -- истинный и разумный», -- считал критик Н.А. Добролюбов. Тема любви Любовь лирического героя Лермонтова -- сильное, но часто скорбное и безответное чувство. Поэт пишет о трагической невозможности счастливой любви. В таких произведениях, как «В полдневный жар в долине Дагестана...», «Расстались мы, но твой портрет...», Лермонтов продолжает тему обреченности человека на одиночество, невозможности соединения с «родной душой». И любовь пробуждает глубокие и светлые чувства: трогательная забота о любимой слышится в лермонтовской «Молитве» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»).

Слайд 34

Тема поэта и поэзии Утверждением мысли о значительности роли поэта в жизни общества стало стихотворение «Смерть Поэта», с которого началась всенародная известность Лермонтова (так ярко и полно отразил он гнев и боль людей, вызванные гибелью Пушкина). Убийство Пушкина (Поэта) -- народная трагедия, в которой виноваты и заезжий иностранец, и «жадная толпа» («свет»), не способные оценить талант поэта, «славу» страны. В стихотворении «Поэт» Лермонтов напоминает о высоком назначении поэта, который своей творческой «властью» должен объединять людей «во дни торжеств и бед народных», пробуждая в них «благородные мысли». В стихотворении «Пророк» осмысливается судьба поэта, утверждается, что яркая, одаренная личность обречена на непонимание и враждебность общества. Поэтому единственный суд, который должен признавать человек, наделенный поэтическим талантом, -- суд совести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".

Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

Тема урока: «Введение новой лексики по теме «Профессии». Класс: 4 к УМК Вербицкой М.

Тема урока: «Введение новой лексики по теме «Профессии».Класс: 4Цели:Образовательная: — введение новых лексических единиц по теме «Профессии»;— освоение общего и специального вопроса .Развивающая:— ра...

Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)

Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.Методическая разработка содер...

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова для студентов 1 курса СПО с аннотацией, задачами, сответами....

Тема "маленького человека" в творчестве А. П. Чехова

Тема "маленького человека" в творчестве А. П. Чехова...

Урок - литературная гостиная "Творчество М.Ю. Лермонтова"

Литературная гостиная - одна из форм проведения внеклассной работы, позволяющая создать атмосферу возвышенной поэзии, музыки. Это позволяет студентам почувствовать некую сопричастность к высокому иску...