Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
рабочая программа

Киреева Танзиля Фахаргалеевна

Приёмы для формирования функциональной грамотности

Работа с текстом во время чтения.

Приёмы послетекстовой деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

     Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.

          Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве  приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного  к  использованию читательской деятельности как средства самообразования».

         Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

          Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

        Надеюсь, что представленный мной  материал вызывет интерес  и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.

          За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

                    Приёмы для формирования функциональной грамотности

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

  1. Постановку цели чтения: знакомство  с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
  2. Определение характера текста:

Сплошные тексты (без визуальных изображений

Несплошные тексты (с визуальными изображениями).

  1. Просмотр заголовка текста.
  2. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

       Наиболее распространенные приемы:

       «Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

  1. Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  2. Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия),  смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

        «Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

  1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

       «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте ( например,  Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк»).

       «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
  3. Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?

           Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

     1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

     2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

      3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.  Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

        Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

         «Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого  абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

       «Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

       «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

     «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

     «Восстанови текст» (развивает логическое мышление).

    «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

    «Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Задание 1:

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

-О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и

- (Что сделал?)

бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

     - Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

     - Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

     - Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

     - Почему мальчик бросился в воду?

     - Определим порядок событий в сказке.  Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________ Запрет

______________________ Появление героя

______________________ Испытание

______________________ Спасение, помощь

  Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

     Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

     - Как вы будете работать? (Прочитаем  первую часть сказки. Найдём название  события, которое в этой части описано.)

     - В каком порядке развиваются события в сказке?

     1. Появление героя.

     2. Запрет.

     3. Испытание.

     4. Спасение, помощь.

       «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое  задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей.  Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость. и т.д.)

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Это:

  1. Смысловая  беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приёмы  послетекстовой деятельности:

      «Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

      «Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

      «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.

Подготовка к составлению сказки.

- Прочитайте вопросы в таблице.

Кто герой сказки?   Какой он?

 

Что может делать?

 

Что не может делать?

 

О чём мечтал?

 

Кому и как помог?

 

Кем был спасён?

 

Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

Придумай свою сказку.

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию  «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»

(Представление работ)

 Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

      «Создание диафильма» На  уроках  литературного чтения предлагаю   ученикам иллюстрирование   изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.

        «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:

  1. Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
  2. У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

         Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках литературного чтени. Результаты  диагностики  демонстрируют следующие показатели сформированности читательской грамотности.

Таблица

Группа умений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Речевая и читательская деятельность

47%

58%

64%

81%

Творческая деятельность

56%

62%

75%

89%

Литературоведческая пропедевтика

63%

68%

77%

87%

        Как видно из таблицы, все группы умений показывают положительную динамику развития, что говорит об успешности применения рассмотренных методов в учебной деятельности.

      Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

  При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у  учащихся  формируются навыки  мышления,  являющимися  важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

        Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

 «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».  

А. Н. Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обуч...

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качес...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...

Презентация на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона...