Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе
опыты и эксперименты на тему

Жексембаева Щаин Бекентаевна

Программа "МАЯК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zheksembaeva.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кетовская средняя общеобразовательная школа

 имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»

 

Описание опыта работы

учителя начальных классов  

1 квалификационной категории 

Жексембаевой Щаин Бекентаевны

     

Тема  опыта:

«Проектная технология

на уроках литературного чтения

 в начальной школе»

Кетово-2016

        Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить универсальные учебные действия.  

        Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

           В поисках инновационных форм работы с младшими школьниками, я разработала программу «МАЯК»:

-Мудро поступать

-Активно работать

-Ясно мыслить

-Конкретно излагать мысли

        Программа «МАЯК» создана для проектной деятельности учеников начальных классов и она используется в основном на уроках литературного чтения. Эта  программа вполне может быть реализована и на других предметах, так как она помогает детям расширить свой кругозор, учит соединять имеющийся жизненный опыт  с новыми знаниями, и многое другое. Также программа реализует воспитательные цели, и значит, пригодится в работе классному руководителю (Приложение 1,2).

Цель программы «МАЯК»:    

  • сплочение детского коллектива;
  • социализация личности;
  • развитие и утверждение ребенком своей личности, усвоение учащимися активных форм жизнедеятельности;
  • воспитание нравственных качеств.

Основные задачи программы «МАЯК»:

  • формирование ответственного отношения к учебе;
  • развитие индивидуальных особенностей;
  • развитие навыка самоконтроля, самоорганизации;
  • развитие навыка общения со сверстниками, взрослыми;
  • усвоение социальных норм и нравственное развитие;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • создание условий для интеллектуального, эмоционального развития;
  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие коллективизма, самостоятельности.

Актуальность  проектной деятельности

     Современные педагоги, организуя учебный процесс, не ограничиваются развитием предметных умений, но ставят перед собой более высокие и важные задачи согласно Государственному Стандарту начального общего образования: благотворно влиять на развитие личности каждого ребенка, выявлять и развивать его способности, прививать тягу к самообразованию, вкус к творчеству. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Образовательной среде необходимо дидактическое обновление системы развития творческой личности школьника. При этом особую актуальность приобретает вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения, так как их задачами являются:

  • развитие критического и творческого мышления;
  • работа в коллективе, в группе, в паре;
  • культура коммуникации;
  • развитие умения работать с информацией, т. е. поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы;
  • воспитание нравственных качеств личности младшего школьника.

        Маленький ребёнок по своей природе исследователь; действуя с различными предметами, окружающими его, испытывая их на прочность, на вкус, наблюдая за окружающими его объектами, он познаёт мир. Так как в основе любого проекта лежит исследование, то обучать ребёнка проектной работе, применяя специально разработанную методику, можно с 5-6 лет, когда ребёнок имеет определённый запас знаний, может при помощи примитивных рисунков фиксировать свои наблюдения.

        Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родных, учителей. Став школьниками, дети многое будут
делать в первый раз. От того, каким будут первые шаги, часто зависит и
дальнейшее отношение  ребенка к учению, труду, сном сверстникам и
другим людям. Получение младшими школьниками доступных знаний
должно быть месте с тем их эмоциональным переживанием. А чувство
переживания должно переходить в деятельность.

А теперь я хочу объяснить, почему меня так заинтересовала проектная деятельность. В школу ребёнок приходит с солидным багажом жизненного опыта и знаний, полученных в семье и детском саду, в общении со взрослыми и сверстниками. Многие из детей умеют читать, считать и решать простые арифметические задачи. Но главное состоит в том, что за парты садятся вчерашние «почемучки», любопытству и любознательности которых, казалось, не было границ. Детская любознательность, так ярко выражающаяся в бесконечных вопросах ребёнка, мощный источник его познавательного и творческого развития. Проходит немного времени, и мы отмечаем, что дети перестали задавать вопросы, Почему же так происходит? Почему погибают бесценные ростки творческой активности ребёнка? Я решила это выяснить путем наблюдения за детьми с первого класса.

Вопросы детей — яркий показатель познавательной потребности и любознательности, который позволяет нам судить не только о степени выраженности и содержательной направленности познавательной активности ребёнка, но и его представление о мире, позволяет глубже понять словесное мышление ребёнка. Типичный характер общения на уроке, строящегося по типу «вопрос учителя - ответ ученика», жёстко ориентирует младшего школьника на поиск ответов на вопросы.

Содержательный анализ вопросов учителей начальных классов, задаваемых на уроках детям, показывает, что только 10% из них побуждают интеллектуальную активность детей, содержат элемент неизвестности и противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязи явлений. Большинство же вопросов адресованы к памяти, они позволяют выяснить, как дети усвоили программный материал. Очень важно, чтобы любые проявления познавательной активности ребёнка не оценивались отрицательно, Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемному диалогу, затрагивающего подлинные запросы детей, позволит не только сохранить творческую активность детей, но и значительно повысит интерес к обучению.

Одним из важных моментов формирования межличностных отношений и проявления творческих способностей ребят является поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой — обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически и самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других.

Я считаю, что привлечь младших школьников к спору с учителем, который «всё знает», очень трудно. Ученик заранее согласен со всем, что скажет учитель. Такая тенденция сохраняется очень долго, блокируя свободную творческую, самостоятельную мысль ребят. Поэтому главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то это творческое начало ребят может быть подавлено.

Научная основа опыта. Мною были изучены материалы по  интересующей меня теме : «Проект как метод обучения».        С начала ХХ в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Американцы назвали метод проектов - «наш метод школьной работы».

        В 1910-е г. Профессор Коллингр, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

        На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Метод проектов предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель мог подсказать новые источники информации или просто направить мысль в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решать проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

        В основе метода проектов Сергеева И. К.  лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов используется в рамках определенного предмета. Его результат можно увидеть,осмыслить,применить в реальной практической деятельности.

        Метод проектов у Бычковой А. В. всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.Этот метод сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники,т ехнологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное её решение, если практическая-конкретный результат, готовый к внедрению.

Новизна проектной деятельности

      В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.

          Разработанная мной программа предполагает проектную работу с детьми, где на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться.  Я реализую проектную деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Поэтому полагаю, что моя программа соответствует всем требованиям Государственного Стандарта начального общего образования.
Теоретическая обоснованность

    Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, и именно поэтому очень важно с детьми заниматься проектной деятельностью. В различных источниках по данной проблеме выделяются 3 типа компетенций, которые формируются в процессе проетной деятельности по программе «МАЯК»:

ключевые, которые определяются заказом общества на подготовку его граждан,

  • уметь самостоятельно добывать знания;
  • уметь работать с различными информационными источниками;
  • самостоятельно мыслить;
  • сотрудничать;

уметь видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения, это универсальные компетенции; значимые для любой сферы деятельности — профессиональные.

     .Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов — всё это позволяет включить обучаемых процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. При правильно поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений.

Системность

          Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.

        Также обязательно нужно  проводить  преемственность детского сада, начальной школы и среднего звена (личностно-ориентированное обучение: работа в центрах, уроки с участием учителей среднего звена и др.).            

Технологичность

        Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, проектная деятельность снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно — научной и гуманитарной, Содержание проектного обучения в рамках технологического образования интегрирует теоретический и практический материал из различных сфер познания, что позволяет учащимся овладеть опытом преобразовательной деятельности в соответствии с природо  культуросообразностью, ориентируясь на современные технологические процессы.

Классификация проектов

По количеству участников

По продолжительности

По характеру результата

По  количеству предметов

личностные

парные

групповые

мини-проекты

краткосрочные

средней продолжительности

долгосрочные

творческие

исследовательские

информационные

ролевые

монопроект

межпредметны

     Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача педагога – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.

        Этапы проектной деятельности :

  1. Подготовительный. Выбор и обоснование темы и цели проекта, отбор источников информации, разработка последовательности технологических процессов, мотивация и методическое обеспечения будущего проекта. Самоопределение будущих участников проектирования. Выявление социальных и индивидуальных потребностей в данной деятельности.
  2. Технологический: проблематизация, концептуализация, программирование, планирование, организация. Выполняются операции, предусмотренные проектом. Определение проблем на основе анализа несоответствия данного предмета желаемому образу, выявление точек несоответствия и причин выявленных затруднений. Определение целей, согласование их. Разработка концептуального проекта. Разработка необходимых мероприятий для достижения целей проекта. Разработка плана достижения поставленных целей. Организация деятельности в соответствии с планом, программой, проектом.
  3. Завершающий. Проводится защита проекта с представлением его результатов. Возможна экспертиза проекта независимой комиссией или экспертной группой.

        Развитие исследовательской деятельности обучающихся относится к числу приоритетных задач российского образования. Поэтому будущему руководителю проекта нужно изучить направления проектной деятельности.

               Общие направления  проектной деятельности:   

         I. Мотивационное

        Прежде чем начнется работа над проектом, мы должны ответить на ряд вопросов:

  • Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект?
  • Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
  • Кто будет создавать проект, в какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения требуемого вида работы?
  • Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

     То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной группы и распределение обязанностей.

        Мотивационное направление состоит из трех шагов:

  1. создание проблемной ситуации;
  2. формулирование темы проекта;
  3. определение конечного результата.

          II. Планирующе-подготовительное

       Это направление начинается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

        Планирующе-подготовительное направление состоит из трех шагов:

  1. объединение в группы, распределение обязанностей;
  2. составление графика работы над проектом;
  3. поиск информации.

        III. Информационно-операционное

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.

        Информационно-операционное состоит из четырех шагов:

  1. работа групп по плану;
  2. консультации с руководителем;
  3. систематизация и классификация собранного материала;
  4. создание проектного продукта.

         IV. Рефлексивно-оценочное

        На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.На этом этапе производится представление проделанной работы, дается оценка проекту.

        Рефлексивно-оценочное направление состоит из семи шагов:

  1. создание ситуации успеха;
  2. указание на удачные, рациональные моменты;
  3. оценочные, подбадривающие обращения учителя;
  4. поддержание инициативы;
  5. самооценка;
  6. рефлексия;
  7. прием открытого конца урока.        

        А сейчас я познакомлю вас с «островами» программы «МАЯК» (Приложение 3) , мы проходим их в течение учебного года, начиная с первого класса. Естественно, наши проекты усложняются, год от году пополняются новыми знаниями и превращаются в целые детские книги — проекты.

Месяц

Остров

Девиз

Сентябрь

"Капелька"

"Велик океан, но и капля для него прибыль"

Октябрь

"Кругозор"

"До чего же интересно все на свете узнавать!"

Ноябрь

"Ромашка"

"Зеленую одежду земли будем беречь"

 Декабрь

"ЧТД" — Чередование Творческих Дел

"Читаем, играем, рисуем и поем — творчески живем"

Январь

"Дельфин"

"Мы в отаете за все живое на планете!"

Февраль

"Исток"

"В дорогу, в плавание, в полет — узнаем, как страна живет"

Март

"РЛ"- Радость людям

"Умножай добро в мире людей"

Апрель

"Успех"

"Пусть побольше будет «лучше» и меньше будет кое-как"

Май

"Солнышко"

"Нам этот мир в наследство завещано беречь"

        За правильные ответы на вопросы по предмету учащиеся получают жетоны - «маячки». По количеству полученных жетонов определяются лидеры. «Маячки» можно давать на уроке, когда соревнуются две команды. Каждый ученик читает и объясняет слова, специально записанные на маячках.

        Воспитательный момент урока: диалог учителя с учеником; учащиеся объясняют, почему надо следовать по курсу, указанному «маячком» («указанный курс» - это слова на жетонах).

    На уроках русского языка проводится словарная работа со словами, записанными на жетонах (подбор однокоренных слов, нахождение существительных определенного рода и т. д. на усмотрение учителя). Кроме этого, у учащихся развивается устная речь, а также в игровой форме закрепляются нравственные нормы.

        После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)

Результативность программы «МАЯК»

 Работая над проектами, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Ежегодно защищают научно-исследовательские работы. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Неуверенные дети смогли поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавились от самоуверенности и поняли, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение проблемы.

         Развиваются качества личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать. видеть перспективу. Совершенствуются психические процессы: логическое мьшление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Всё это является важнейшим элементом общей культуры.

        Участники программы «МАЯК»:

  • умеют проявлять свой талант и творческий потенциал;
  •  часто проявляют любознательность, умеют защищать свою точку зрения;
  •  умеют добывать знания и пользоваться знаниями о получении знаний;
  • сформировались определенные знания, умения, навыки здорового образа жизни;
  •  научились сотрудничать;
  •  умеют ставить цели, добиваются их осуществления;
  • повысилось качество обучения по предмету.

        На диаграммах (Приложение 4-5) видно, как качество по литературному чтению в течение четырех учебных лет повышается. По результатам опроса, этот предмет считается у детей самым любимым. Они с удовольствием посещают библиотеки, ведут читательские  дневники, любят читать наизусть и активно участвовать в проведении  различных школьных  праздниках.

        По литературному чтению дети изучают раздел «Устное народное творчество» и мы с ребятами заинтересовались историей детского фольклора, родовые корни которого уходят глубоко в историю. Среди них заклички  и приговорки самые древние. Связанные с древнейшими ритуальными обрядамия, служения солнцу,воде, земле и другим природным стихиям. Для проектной работы по данной теме творческими группами были разработаны памятки «Руководителю проекта», «Участнику проекта», «Начинающему исследователю» (Приложение 6).

         В результате совместной работы была представлен проект «В гостях у солнышка», где можно увидеть памятки «Выразительное чтение «стихотворения», «Учу наизусть стихи», «Работа со стихотворным текстом на уроках русского языка» (Приложение 7 — копия проекта).

        Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным  - он учится находить в этом мире любовь, ведь именно в коллективе идет постижение моральных основ, качеств  личности, отношение человека к человеку. 

  В 2013  году для учителей начальных классов мной были представлены методические рекомендации  «В помощь учителю. Литературное чтение», которые     могут  быть использованы  на уроках и во внеурочной деятельности.    Так, внеклассное мероприятие «Супер — семейка» развивает коммуникативные навыки, повышает мотивацию к учению. Мои мини — уроки с участием родителей, учеников способствовали развитию общеучебных умений, учащиеся вместе с родителями составляли проекты.  При подготовке к урокам и внекласным мероприятиям учащиеся были включены в проектную деятельность. Уроки   носят интегрированный характер. Благодаря внедрению в проектную деятельность учащиеся получают удовлетворение, так как видят наглядно продукт своего собственного труда. После проведенных мероприятий «маленькие энциклопедии» класса пополняются материалом, собранным учащимися и их родителями. Продуктами проектов являются исследовательские работы, газеты  «Морячок», «Солнышко»,  сборники пословиц и поговорок, книжки-малышки, брошюры, альбомы с рисунками,  сочинения и др. (Приложение 8)

 Вывод: Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и самостоятельному выполнению работ. А также позволяют ученикам получать удовольствие от результата своей деятельности.

        В результате использования программы  «МАЯК»  учитель формирует личностное отношение к окружающему миру, учащиеся   овладевают эстетическими, этическими и нравственными нормами. Это одна из главных задач обучения, и служит она верным маяком, главным ориентиром каждому
учителю в понимании своей социальной роли, своей гражданской,
личностной позиции в профессиональной деятельности.

Оттого, как и куда он укажет направление, зависит дальнейшее путешествие учащихся по огромному морю, под названием ЖИЗНЬ.

Учитель! Ты являешься капитаном великого путешествия по Морю Знаний. Играй, выдумывай, твори! Пусть корабль, на котором вы будете со своими учениками путешествовать, никогда не сядет на мель.

Уважаемый педагог!

Попробуй не терять связи

с самым свежим и обаятельным миром -  миром детства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения.

игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при закреплении ...

Презентация: проектная технология в реализации регионального компонента в начальной школе

     «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, кото...

Презентация к лекции по теме: "Уроки внеклассного чтения в начальной школе"

В презентации представлены основные положения для лекции для обучающихся 3 курса СПО по специальности "Преподавание в начальных классах" по методике русского языка по теме: "Уроки внекл...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...