Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация

Башкирова Галина Викторовна

Семья – это первый и главный социальный институт в жизни каждого ребенка. Основная функция семьи – воспитательная – социализация молодого поколения, поддержания воспроизводства культурного общества. Ни где-то, а именно в семье складываются у ребенка первые представления о человеческих ценностях, о том какими могут быть взаимоотношения между людьми, происходит формирование нравственных качеств, но как показывает практика, не всегда семья в полной мере может удовлетворить эти потребности ребенка. С такой проблемой сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка с какими – либо отклонениями от нормы всегда является стрессом для семьи. В такой семье страдает не только ребенок, страдают и его родители. Родители зачастую не знают как воспитывать и развивать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, над ними преобладает страх. Чаще всего такие незнания и боязни становятся причиной продолжительной и глубокой социальной дезадаптации семьи в целом. Такая семья как правило замыкается в себе: отдаляются от знакомых и близких. Очень часто бывает, что семьи, где растет «особенный» ребенок распадаются.

Отечественные психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.

2-я фаза – “неадекватное” отношение к дефекту ребенка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией.

3-я фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”, депрессивное состояние, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.

4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям. (Пособие по способам реализации потенциала особого ребёнка и интеграции его в обществе: Справочник для родителей. М.: Издательство РГСУ, 2010. 128 с.)

Семьи с «особенными» детьми переживают страх, неуверенность, пессимизм на будущее своего ребенка очень долгое время. Чтобы уйти от такой длительной психотравмирующей сложившейся ситуации, семье имеющей ребенка с ОВЗ, необходима специальная помощь со стороны педагогов-психологов, социальных педагогов, понимание родных, близких. Родители, в семье которых есть ребенок с ОВЗ должны тесно взаимодействовать не только со школьным психологом, социальным педагогом и классным руководителем, они должны взаимодействовать со всеми педагогами и детским коллективом, в котором находится их ребенок. Это все необходимо для социализации ребенка. Педагоги образовательного учреждения и родители должны объединить свои силы и направить их в русло социализации ребенка. Их первая задача это снять психологическое напряжение у ребенка, которое он испытывает перед социумом. (Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11. - С.112.)

В обществе ХХI века человеку, имеющему дефекты со здоровьем трудно войти в социум, а социуму трудно принять такого человека. Но развитие любого ребенка: будь это ребенок нормы или ребенок с ОВЗ невозможно без наличия контактов, общения с разными людьми. (Психология и педагогика социальной работы с семьей. Л.В. Карцева. Учебное пособие для ВУЗов. ИТК «Дашков и К». 36 с.) Родители чаще всего, как показывает практика, стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с детьми нормы не сложатся, его будут обходить стороной, унижать, у него не получится найти общий язык с другими детьми. Это может стать одной из причин развития у него постоянного депрессивного состояния, так как окружающие его избегают, а он не знает и не умеет, каким образом можно устанавливать контакты с людьми, построить с ними дружеские отношения.

Итак, папам и мамам детей с ограниченными возможностями здоровья необходима социально - психологическая поддержка и помощь. Такая помощь, в первую очередь необходима для стабилизации эмоционального состояния, для избежания дезадаптации ребенка и семьи в целом, для того, чтобы помочь поставить грамотные детско-родительские отношения.

Работа педагога-психолога и всего педагогического коллектива в целом с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями должна быть построена на следующих принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям и к родителям, необходимо учитывать личностные особенности ребенка, семьи; нужно обеспечить комфортные, безопасные условия.

2. Гуманно-личностный принцип – этот принцип раскрывается во всестороннем уважении и любви к ребенку, к его семье, вера в достижение целей, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, умение создать ситуацию успеха.

3. Принцип комплексности – включает в себя оказание психологической и социальной помощи. В этом процессе должны быть задействованы педагоги, родители, воспитатели, психолог, при этом мы не должны исключать из этого процесса самого ребенка.

4. Принцип деятельностного подхода – при ведение своей работы необходимо учитывать ведущий вид деятельности, ореентировать на тот вид деятельности, который является наиболее значемым для ребенка на данном этапе жизни.

Во взаимодействии школы и родителей всегда встает проблема времени. Как правило у родителей не всегда хватает время на встречи с педагогами, но не смотря на это необходимо безпрерывно осуществлять повышение психолого – педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо:

вовлечь родителей в образовательный процесс. Сделать их активными его участниками.

содействовать в изменение родительской позиции и научить родителей позитивными способами коммуникации.

расширять круг педагогических знаний и представлений.

Работа социального педагога и психолога с семьями, где воспитываются дети с ОВЗ ведется по следующим направлениям:

изучение семей и условий семейного воспитания;

пропаганда психолого – педагогических знаний;

активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским комитетом;

дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.

В такой деятельности необходимо использовать следующие формы и методы работы с родителями: консультирование (индивидуальное и групповое), посещения на дому, родительские собрания в форме тренинга, «круглого стола», конференции, «педагогической гостиной», дни открытых дверей, мастер–классы, деловые игры, диспуты, семинары-практикумы, совместные праздники.

Главная задача - помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку стать уверенным в себе, развивать его познавательную активность и эмоционально-волевую сферу.

«Успех лечения зависит от того, как оно будет организовано. Важно построить работу так, чтобы преодолеть одиночество и подавленность ребенка» (Дубровский А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск. - М., 1987. С. 44).

По мнению авторов, понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот главные лекарства. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. Ребенку необходимо быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточиваться на болезни, и она отступит.

Список использованных источников и литературы.

1. Дубровский А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск. - М., 1987. 2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С - Петербург, «Речь», 2008, 220с

3. Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11.

4. Пособие по способам реализации потенциала особого ребёнка и интеграции его в обществе: Справочник для родителей. М.: Издательство РГСУ, 2010.

5. Психология и педагогика социальной работы с семьей. Л.В. Карцева. Учебное пособие для ВУЗов. ИТК «Дашков и К».

6. Семаго М.М, Семаго Н. Я. «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» - Москва, 2005.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – это первый и главный социальный институт в жизни каждого ребенка. Основная функция семьи – воспитательная – социализация молодого поколения, поддержания воспроизводства культурного общества. Ни где-то, а именно в семье складываются у ребенка первые представления о человеческих ценностях, о том какими могут быть взаимоотношения между людьми, происходит формирование нравственных качеств, но как показывает практика, не всегда семья в полной мере может удовлетворить эти потребности ребенка. С такой проблемой сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка с какими – либо отклонениями от нормы всегда является стрессом для семьи. В такой семье страдает не только ребенок, страдают и его родители. Родители зачастую не знают как воспитывать и развивать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, над ними преобладает страх. Чаще всего такие незнания и боязни становятся причиной продолжительной и глубокой социальной дезадаптации семьи в целом. Такая семья как правило замыкается в себе: отдаляются от знакомых и близких. Очень часто бывает, что семьи, где растет «особенный» ребенок распадаются.

Отечественные психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.

2-я фаза – “неадекватное” отношение к дефекту ребенка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией.

3-я фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”, депрессивное состояние, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.

4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям. (Пособие по способам реализации потенциала особого ребёнка и интеграции его в обществе: Справочник для родителей. М.: Издательство РГСУ, 2010. 128 с.)

Семьи с «особенными» детьми переживают страх, неуверенность, пессимизм на будущее своего ребенка очень долгое время. Чтобы уйти от такой длительной психотравмирующей сложившейся ситуации, семье имеющей ребенка с ОВЗ, необходима специальная помощь со стороны педагогов-психологов, социальных педагогов, понимание родных, близких. Родители, в семье которых есть ребенок с ОВЗ должны тесно взаимодействовать не только со школьным психологом, социальным педагогом и классным руководителем, они должны взаимодействовать со всеми педагогами и детским коллективом, в котором находится их ребенок. Это все необходимо для социализации ребенка. Педагоги образовательного учреждения и родители должны объединить свои силы и направить их в русло социализации ребенка. Их первая задача это снять психологическое напряжение у ребенка, которое он испытывает перед социумом. (Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11. - С.112.)

В обществе ХХI века человеку, имеющему дефекты со здоровьем трудно войти в социум, а социуму трудно принять такого человека. Но развитие любого ребенка: будь это ребенок нормы или ребенок с ОВЗ невозможно без наличия контактов, общения с разными людьми. (Психология и педагогика социальной работы с семьей. Л.В. Карцева. Учебное пособие для ВУЗов. ИТК «Дашков и К». 36 с.) Родители чаще всего, как показывает практика, стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с детьми нормы не сложатся, его будут обходить стороной, унижать, у него не получится найти общий язык с другими детьми. Это может стать одной из причин развития у него постоянного депрессивного состояния, так как окружающие его избегают, а он не знает и не умеет, каким образом можно устанавливать контакты с людьми, построить с ними дружеские отношения.

Итак, папам и мамам детей с ограниченными возможностями здоровья необходима социально - психологическая поддержка и помощь. Такая помощь, в первую очередь необходима для стабилизации эмоционального состояния, для избежания дезадаптации ребенка и семьи в целом, для того, чтобы помочь поставить грамотные детско-родительские отношения.

Работа педагога-психолога и всего педагогического коллектива в целом с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями должна быть построена на следующих принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям и к родителям, необходимо учитывать личностные особенности ребенка, семьи; нужно обеспечить комфортные, безопасные условия.

2. Гуманно-личностный принцип – этот принцип раскрывается во всестороннем уважении и любви к ребенку, к его семье, вера в достижение целей, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, умение создать ситуацию успеха.

3. Принцип комплексности – включает в себя оказание психологической и социальной помощи. В этом процессе должны быть задействованы педагоги, родители, воспитатели, психолог, при этом мы не должны исключать из этого процесса самого ребенка.

4. Принцип деятельностного подхода – при ведение своей работы необходимо учитывать ведущий вид деятельности, ореентировать на тот вид деятельности, который является наиболее значемым для ребенка на данном этапе жизни.

Во взаимодействии школы и родителей всегда встает проблема времени. Как правило у родителей не всегда хватает время на встречи с педагогами, но не смотря на это необходимо безпрерывно осуществлять повышение психолого – педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо:

вовлечь родителей в образовательный процесс. Сделать их активными его участниками.

содействовать в изменение родительской позиции и научить родителей позитивными способами коммуникации.

расширять круг педагогических знаний и представлений.

Работа социального педагога и психолога с семьями, где воспитываются дети с ОВЗ ведется по следующим направлениям:

изучение семей и условий семейного воспитания;

пропаганда психолого – педагогических знаний;

активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским комитетом;

дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.

В такой деятельности необходимо использовать следующие формы и методы работы с родителями: консультирование (индивидуальное и групповое), посещения на дому, родительские собрания в форме тренинга, «круглого стола», конференции, «педагогической гостиной», дни открытых дверей, мастер–классы, деловые игры, диспуты, семинары-практикумы, совместные праздники.

Главная задача - помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку стать уверенным в себе, развивать его познавательную активность и эмоционально-волевую сферу.

«Успех лечения зависит от того, как оно будет организовано. Важно построить работу так, чтобы преодолеть одиночество и подавленность ребенка» (Дубровский А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск. - М., 1987. С. 44).

По мнению авторов, понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот главные лекарства. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. Ребенку необходимо быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточиваться на болезни, и она отступит.

Список использованных источников и литературы.

1. Дубровский А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск. - М., 1987. 2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С - Петербург, «Речь», 2008, 220с

3. Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11.

4. Пособие по способам реализации потенциала особого ребёнка и интеграции его в обществе: Справочник для родителей. М.: Издательство РГСУ, 2010.

5. Психология и педагогика социальной работы с семьей. Л.В. Карцева. Учебное пособие для ВУЗов. ИТК «Дашков и К».

6. Семаго М.М, Семаго Н. Я. «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» - Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.

О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тематическое планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1-9 класса. Кружковая работа на тему: "Общая физическая подготовка". Факультативы....

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»

Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.  Количество профессий в наши дни изм...