Конспект урока по элективному курсу ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания, тема «Спрос на труд и его факторы. Предложение труда»
план-конспект урока

Агасян Виктория Владимировна

Рынок труда является одним из главнейших факторов производства. Он дает возможность наемным работникам продавать свое рабочее время и профессиональное мастерство работодателям и получать в обмен доходы в виде заработной платы, процента или ренты. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика.  Продавая свой труд, люди получают доходы, от которых зависит потом и уровень их потребления. Уровень получаемых от зарплаты доходов напрямую зависит от ситуации на рынке труда, который определяет стоимость рабочей силы, условия найма, условия труда, возможность профессионального обучения и другие факторы. Рынок труда отражает занятость населения, динамику безработицы и мобильность рабочей силы. Он также подчиняется законам спроса и предложения, но в то же время имеет ряд отличий от товарных рынков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по обществознанию

Тема: «Спрос на труд и его факторы. Предложение труда»

Тип урока: сообщение новых знаний с применением информационных технологий

Вид: дискуссия

Дата проведения:

Категория участников: обучающиеся группы № 428

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя, школьная доска, раздаточный материал, слова учителя.

Оборудование и оформление:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с факторами , воздействующими на спрос и предложение на рынке труда, сформулировать понятие «рынок труда»;
  • объяснить особенности его функционирования и экономическую природу;
  • показать особенности структуры рынка труда, его субъекты;
  • раскрыть, что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда, какое место занимает на рынке труда занятость;
  • подвести студентов к пониманию социальных проблем рынка труда и способов их решения.

Задачи урока:

Образовательная: 

  • выяснить причины возникновения спроса и предложения на рынке труда;
  • показать факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда;
  • определить цены труда и равновесного уровня занятости.

Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

План проведения  урока:

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Рассмотрение и обсуждение материалов по теме урока:
  • Понятие рынка труда и его характеристики;
  • Спрос на рынке труда.
  • Факторы формирования предложения на рынке труда.
  1. Проверка понимания учащимися усвоения нового материала и закрепление нового материала.
  2. Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании. 

        Ход урока

1. Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель: - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Тема нашего урока: ««Спрос на труд и его факторы. Предложение труда»

1.Понятие рынка труда и его характеристики.

Рынок труда является одним из главнейших факторов производства. Он дает возможность наемным работникам продавать свое рабочее время и профессиональное мастерство работодателям и получать в обмен доходы в виде заработной платы, процента или ренты. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика.  Продавая свой труд, люди получают доходы, от которых зависит потом и уровень их потребления. Уровень получаемых от зарплаты доходов напрямую зависит от ситуации на рынке труда, который определяет стоимость рабочей силы, условия найма, условия труда, возможность профессионального обучения и другие факторы. Рынок труда отражает занятость населения, динамику безработицы и мобильность рабочей силы. Он также подчиняется законам спроса и предложения, но в то же время имеет ряд отличий от товарных рынков.

Итак, что же такое рынок труда? 

Рынок труда - это совокупность экономических механизмов и норм, позволяющий людям обменивать свои трудовые услуги на их вознаграждения.

Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги - работники, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности - работодатели. Важнейшим условием нормального функционирования рынков товаров и услуг является мобильность трудовых ресурсов. Иными словами, развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя трудоспособное, экономически активное население. Под трудоспособным населением называют людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги.

Мобильность рабочей силы бывает двух видов: профессиональная и территориальная.

Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни. Конечно мы понимаем, что человек делает такой шаг, если его принуждают обстоятельства или ему это выгодно. Американцы, например, считают, что каждый человек должен овладеть не менее пятью профессиями. Они снова садятся на студенческие скамьи и приобретают новые профессии, которые сулят им более выгодные условия труда. В нашей стране в 90-е годы также сложилась такая обстановка, что многие были вынуждены переучиваться: работники научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и различных государственных структур. Престижно было получать второе высшее образование.

Территориальная мобильность рабочей силы - это способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы. В советский период люди, переходившие с одного места работы на другое, так называемые «летуны» не поощрялись в обществе. Наоборот, ценились люди, которые много лет проработали на одном предприятии и прошли путь от простого работника до директора предприятия.

Американские же рабочие и служащие за свою жизнь могу менять свое место работы более 10 раз. Они стремятся работать там, где за такую же работу платят лучше. Такое рациональное поведение присуще даже японцам, воспитанным по традициям пожизненного найма.

На рынок труда оказывают влияние различные демографические факторы: уровень рождаемости, темпы роста трудоспособного населения, половозрастная структура общества, степень экономической активности различных групп трудоспособного населения, иммиграция рабочей силы из других стран. Ученые отмечают фактическое существование двух рынков труда. Один из них включает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов, высоко- и среднеквалифицированных рабочих. На этом рынке проявляется высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального роста. Другой рынок охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и квалификации. Их занимают работники обслуживания (официанты, медицинский обслуживающий персонал и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Для этого рынка характерны высокий уровень безработицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.

Рынок труда имеет ряд существенных особенностей:

  1. спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определённого типа и сложности (например, не на услуги водителей вообще, а на услуги водителей автобусов с определённым уровнем квалификации и опыта);
  2. наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Воронежской области и г. Москвы). Здесь соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа, и их предложения существенно различаются;

     3) предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.

Ситуация на рынке труда РФ – 2019 в таблицах и графиках

Занятость и безработица

Запись в тетради:

Спрос – отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе.

Предложение – характеризует численность и состав людей (трудоспособного населения), способных к труду, заинтересованных в труде и нуждающихся в получении работ.

Конъюктура – соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

2. Спрос на рынке труда.

Рынок труда – это рынок не первичного спроса (с ним мы встречаемся на рынках товаров и услуг), а спроса производного.

Производный спрос – это спрос на факторы производства, порождаемый необходимостью их использования для производства товаров и услуг. Дело в том, что способность трудиться как таковая (то есть свободное время и навыки) даже самого квалифицированного работника (например, фрезеровщика или парикмахера) никому не нужна. Её нельзя потребить впрямую. И время труда, и навыки любого рода приобретают ценность для общества – и превращаются в интересующий рынок товар – только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для производства которых нужно это время и эти навыки. Иначе говоря, трудовые способности фрезеровщика могут быть проданы на рынке труда лишь в том случае, если в стране есть спрос на продукцию машиностроительных предприятий. Да и самый искусный парикмахер может получить место лишь в том случае, если люди готовы платить за услуги парикмахерских, а не предпочитают стричься дома по старинной русской моде – «под горшок».

Поэтому число работников, которые могут получить работу определяется положением дел на товарных рынках. Производность спроса как бы задает рамки, в которых может развиваться рыночный торг.

3. Факторы формирования предложения на рынке труда.

     Рассмотрим сейчас, как на этом рынке труда формируется предложение. Реально рынок труда состоит из множества рынков труда отдельных профессий. Труд - это необходимое условие существования человечества. Все это прекрасно понимают. Но понимание этого не превращает труд в физиологическую потребность людей. Ученые – экономисты выделяют   важнейшие факторы, которые заставляют людей взяться за выполнение той или иной работы. Как вы считаете, какие это факторы? (Обсуждение со студентами)

Запись в тетради:

     

Давайте конкретизируем данные на схеме факторы. Итак, заработная плата.

Неизбежность траты своих сил и времени ради получения заработной платы (без которой своих потребностей не удовлетворить) побуждает человека отказываться от праздности и наниматься на работу. И чем выше эта плата, тем охотнее человек берётся за труд.  Но, зная только это, мы ещё не поймём всей логики поведения людей на рынке труда. Для этого надо разобраться в том, что может ослаблять готовность людей трудиться.

Но в мире экономики у каждого выбора есть своя цена. Какую же цену выбора мы платим, когда идём работать? Цена эта измеряется тем свободным временем, которое мы могли бы использовать для занятий тем, что нам нравится, но которое теперь вынуждены отдавать работе.

Другой фактор, который ослабляет интерес людей к труду, - это тягость самих обязанностей, которые надо выполнять за плату. Чем более утомителен тот или иной вид работы, чем больше сил он отнимает у человека, тем большую плату люди за него потребуют. Тягость труда – это мера физической и нервной сложности и утомительности выполнения профессиональных обязанностей.

Наконец, на предложение труда влияет сложность обязанностей, которые надо выполнить успешно, чтобы твои трудовые усилия были оплачены.

Для выполнения многих видов работ необходимо иметь особые способности и долго учиться. Но такими способностями наделены не все, и не все согласны на длительный срок профессионального обучения, предпочитая виды деятельности, где этот срок минимален.

Каждый человек, таким образом, решает для себя – трудиться ему или бездельничать. Каждый ищет ту нишу, которая позволит ему заняться конкретным видом профессиональной деятельности, чтобы получить какую-либо выгоду.

 Зная это, мы можем сформулировать закон предложения на рынке труда: чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определённого вида работы, тем большее число людей готовы эту работу выполнять.

Есть, конечно, профессии, которые приносят большой доход, например, знаменитые оперные певцы, их заработки чрезвычайно высоки, но такими вокальными данными наделены немногие люди, и повышение ставки заработной платы этого изменить не может.

Вывод: Рынок труда – один из главнейших факторов производства. С одной стороны, он позволяет наёмным работникам продать своё рабочее время и навыки работодателям, а в обмен получить доходы, позволяющие прокормить себя и свои семьи. С другой, - этот рынок позволяет работодателям нанять работников для развития своего производства, что является непременным условием осуществления любой хозяйственной деятельности.  Спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги, для изготовления которых работодателям нужно нанимать работников. Поэтому величина спроса на рынке труда вообще и на рынках отдельных профессий зависит от экономической ситуации в стране и степени насыщенности спроса на отдельные виды товаров. Предложение труда увеличивается под влиянием уровня заработной платы, а также престижности труда и морального удовлетворения, которое он приносит. К снижению предложения ведут тягость труда, его сложность и потребность людей иметь свободное время.


Задание на дом:

1. Ответить на вопросы письменно в тетради:                                                                       

1. Что предлагается к продаже на рынке труда?

2. Привести примеры профессиональной и территориальной мобильности населения.

3. Чем первичный спрос отличается от производного?

4. Как Вы считаете: что дороже: земля под виноградником или участок земли, засеянный картофелем?

5. Чем на Ваш взгляд определяется спрос на услуги строительных рабочих и спрос на специалистов в области информационных технологий?                                                                          

6. Какие факторы влияют на величину предложения на рынке труда?

7. Какие варианты взаимосвязей могут существовать между престижностью профессии и уровнем её оплаты?

2. Конспект в тетради.

Литература

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».-8-изд.,2015, 432 с.

2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Практикум: учеб. пособие: Рек. «ФИРО». -6-е изд. 2014.-192 с.

3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразоват. учрежд. / И.В. Липсиц. – 15-е изд. - /М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.-272 с.

4.  Обществознание: учебник для СПО /под ред. Б.И. Федорова.- М.: Юрайт, 2016.- 412 с.- ( Серия: Профессиональное образование )

5. Обществознание: учебное пособие/ Т.Н. Редько и др. – М.: Проспект,2014.- 520с.

6. Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие /А.А. Сычев. - 3-е изд., перераб.- М.:КНОРУС, 2016.- 384 с. –(СПО).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Спрос на труд и его факторы. Предложение труда »

Слайд 2

Цели: познакомить учащихся с факторами , воздействующими на спрос и предложение на рынке труда, сформулировать понятие «рынок труда»; объяснить особенности его функционирования и экономическую природу; показать особенности структуры рынка труда, его субъекты; раскрыть, что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда, какое место занимает на рынке труда занятость; подвести студентов к пониманию социальных проблем рынка труда и способов их решения.

Слайд 3

Задачи: Образовательная: выяснить причины возникновения спроса и предложения на рынке труда; показать факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда; определить цены труда и равновесного уровня занятости. Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения. Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся .

Слайд 4

1.Понятие рынка труда и его характеристики . Рынок тру да - это совокупность экономических механизмов и норм, позволяющий людям обменивать свои трудовые услуги на их вознаграждения. Рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги - работники , и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности - работодатели .

Слайд 5

Мобильность рабочей силы бывает двух видов: профессиональная и территориальная Профессиональная мобильность рабочей силы- это способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни. Территориальная мобильность рабочей силы - это способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы.

Слайд 6

Рынок труда имеет ряд существенных особенностей: спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определённого типа и сложности (например, не на услуги водителей вообще, а на услуги водителей автобусов с определённым уровнем квалификации и опыта ); наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Воронежской области и г. Москвы). Здесь соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа, и их предложения существенно различаются; предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.

Слайд 7

Ситуация на рынке труда РФ – 2019 в таблицах и графиках

Слайд 8

Спрос – отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе. Предложение – характеризует численность и состав людей (трудоспособного населения), способных к труду, заинтересованных в труде и нуждающихся в получении работ . Конъюктура – соотношение спроса и предложения на рабочую силу .

Слайд 9

2. Спрос на рынке труда . Производный спрос – это спрос на факторы производства, порождаемый необходимостью их использования для производства товаров и услуг.

Слайд 10

3. Факторы формирования предложения на рынке труда.

Слайд 11

Закон предложения на рынке труда: чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определённого вида работы, тем большее число людей готовы эту работу выполнять.

Слайд 12

Домашнее задание 1. Ответить на вопросы письменно в тетради: 1. Что предлагается к продаже на рынке труда? 2. Привести примеры профессиональной и территориальной мобильности населения. 3. Чем первичный спрос отличается от производного? 4. Как Вы считаете: что дороже: земля под виноградником или участок земли, засеянный картофелем? 5. Чем на Ваш взгляд определяется спрос на услуги строительных рабочих и спрос на специалистов в области информационных технологий? 6. Какие факторы влияют на величину предложения на рынке труда? 7. Какие варианты взаимосвязей могут существовать между престижностью профессии и уровнем её оплаты? 2. Конспект в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тракторы общего и специального назначения. Конспект занятия по Элективному курсу "Основы механизации сельского хозяйства"

В сельской школе труд на земле с использованием процессов механизации становится более привлекательным для подростков, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с  высокой кул...

Конспект урока по английскому языку для учащихся 6-ых классов. Тема: Активизация лексических навыков по теме “Food” в речевых видах деятельности (монологическая\ диалогическая речь) с элементами критического мышления.

Цель: научить детей соглашаться и не соглашаться друг с другом, доказывать свою точку зренияБазовый учебник «Английский в фокусе 6 класс», учебник для общеобразовательных учрежденийЗадачи:·...

Раработка урока по МДК "Русский язык с методикой преподавания" по теме "Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения"

Интерактивная лекция включает проблемные вопросы, составление таблиц, опорных схем, ментальной карты, выполнение упражнений. Разнообразны формы организации учебной деятельности (коллективная, парная, ...

Конспект урока по предмету ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания на тему: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».

Какие бы вопросы экономике мы не изучали и не рассматривали, всегда сталкиваемся с тем, что в центре данной науки, человек, семья. Семья является основной потребительской единицей в экономике, или, ка...