Методическое пособие для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования по предмету "Охрана труда"
учебно-методическое пособие на тему

Данное методическое пособие представляет материал для организации учебных действий студентов по изучению тем дисциплины и выполнению контрольной работы. Методическое пособие рекомендовано для студентов по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВЕРСКОЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Охрана труда

для студентов заочного отделения специальности

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Методическое пособие

Тверь, 2014

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВЕРСКОЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Охрана труда

для студентов заочного отделения специальности

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Методическое пособие

Охрана труда: Методическое пособие для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования /Н.В. Туршатова. – Тверь, 2014. – 7 с.http://gigabaza.ru/images/60/119483/m2a4a27bf.gif

Данное методическое пособие представляет материал для организации учебных действий студентов по изучению тем дисциплины и выполнению контрольной работы.

Методическое пособие рекомендовано для студентов по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»


Содержание методических указаний.

1 Пояснительная записка                                        стр. 4

2 Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы                стр. 5

3 Содержание дисциплины «Охрана труда»                                            стр. 6

4 Вопросы итоговой контрольной работы                                         стр. 7

5 Задания для домашней контрольной работы                                стр. 7

6 Рекомендуемая литература                                                        стр. 7


1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Охрана труда относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин и нацелена на  приобретения слушателями программы знаний по охране труда, с их последующим применением в практической деятельности в области безопасности и охраны труда. Кроме того, целью дисцилины является обеспечение мер профилактики, сокращения травматизма на производстве и профессиональных заболеваний

Цель курса -  предоставление теоретических знаний и практических навыков, необходимых для решения вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, при разработке и использовании новой техники и технологических процессов, организации производства, исключающих негативное воздействие на человека и окружающую

Охрана труда — это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Полностью безопасных и безвредных производств не существует. Задача охраны труда — свести к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, называется техникой безопасности. Государство заботится об улучшении условий труда на производстве.

По окончании курса студент должен уметь:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;

проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

знать:

системы управления охраной труда в организации;

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты обязанности работников в области охраны труда;

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт - 12, интервал - 1,5).

2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы;

3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.

4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.

5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана труда»

Раздел 1. Законодательные положения по охране труда.

Тема №1.1 Основные законодательные положения и организация охраны труда.

Основные документы, регламентирующие охрану труда. Рабочее время и время отдыха. Ответственность за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Надзор и контроль по охране труда. Обязанности работодателя. Обязанности работника. Рабочее место.  Аттестация рабочего места.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какое определение установлено законодательством для термина «Охрана труда»?
  2. Какое определение установлено законодательством для термина «рабочее место»?
  3. Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательных актов о труде?
  4. Какие основные документы имеются по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии?
  5. Расскажите содержание статей Конституции РФ, имеющих отношение к охране труда.
  6. Перечислите органы надзора по охране труда.
  7. Какие функции осуществляют органы надзора по охране труда?
  8. Какие виды ответственности устанавливает Российское законодательство при нарушении законов и положении об охране труда, правил и норм техники безопасности?

Тема 1.2 Производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Причины профессиональных заболеваний и травматизма. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Организация обучения работающих безопасности труда. Классификация производственных травм и причины несчастных случаев. Понятия о социальном и экономическом ущербах.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Документации по расследованию и учету   несчастных случаев. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом. Отчетность о несчастных случаях и анализ их причин

Вопросы для самоконтроля:

  1. Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?
  2. На кого возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации?
  3. Какие виды инструктажей вы знаете?
  4. Расскажите о порядке проведения вводного инструктажа.
  5. Как проводится инструктаж на рабочем месте, как он оформляется.

Раздел 2. Производственная санитария.

Т е м а 2.2 Производственная санитария.

Вредные производственные факторы и меры защиты. Гигиенические критерии оценки условий труда. Шум и вибрация. Электромагнитные излучения. Санитарно - гигиенические условия и физиологические особенности труда.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Чем отличаются вредные производственные факторы от опасных производственных факторов?
  2. Назовите источники ЭМИ.
  3. Какие способы защиты от шума и вибрации существуют на производстве?

Раздел 3. Техника безопасности.

Тема 3.1 Требования техники безопасности, производственной экологии, санитарной и пожарной безопасности к устройству и содержанию предприятий.

Устройство предприятий и содержание территорий и помещений. Организация технологических процессов и рабочих мест

Тема 3.2 Электробезопасность.

Опасность поражения и действие электрического тока на человека. Первая помощь при поражении электрическим током.

Раздел 4. Пожарная безопасность.

Тема 4.1 Организация пожарной охраны

Организация пожарной охраны. Пожароопасные свойства веществ и материалов.

Тема 4.2 Противопожарная профилактика, средства пожаротушения. Противопожарная профилактика. Пожарная безопасность на территории предприятия и в цехе. Средства тушения пожаров и правила пользования ими. Пожарная сигнализация. Действия в случае пожара.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите требования к планировке производственных помещений.
  2. Назовите классификацию электротравм по степени тяжести.
  3. Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?
  4. Перечислите факторы, влияющие на исход поражения
    электрическим током
  5. Назовите способы освобождения от действия электрического тока.
  6. Назовите правила пожарной безопасности на территории предприятия.

.ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Нормативная  документация по ОТ
  2. Органы госнадзора и общественного контроля за соблюдением законодательства и    нормативов по ОТ.
  3. Организация работы по ОТ
  4. Виды производственных травм и их причины
  5. Профессиональные заболевания и их причины.
  6. Расследование и учет несчастных случаев.
  7. Профилактика производственного травматизма.
  8. Эл. энергия, как опасный производственный фактор.
  9. Основные меры защиты от поражения эл. током -ограждение токоведущих частей.

      10. Средства и способы тушения пожаров.

  1. Пожарная сигнализация.
  2. Обеспечение противопожарного состояния объекта.        
  3. Требования пожарной безопасности.

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

1. Конституция РФ и кодекс Законов о труде.

2. Рабочее время и время отдыха

3. Органы надзора и контроля по охране труда

4. Профессиональные заболевания и их причины.

5. Источники ЭМИ, способы защиты от ЭМИ.

Вариант 2

1. Вредные производственные факторы  и меры защиты.

2. Первая помощь при поражении электрическим током.

3. Пожароопасные свойства веществ и материалов.

4. действия в случае пожара.

5. Порядок расследования и учёта несчастных случаев на производстве.

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации

2. Кодекс законов о труде Российской Федерации, 2001г.

3 .Ю.П.Попов. – Охрана труда. Учебное пособие. –М. Кнорус, 2009г.

4. Д.Ф. Фатыхов, А.Н. Белехов Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и быту. М. – Академия, 2000г.

.

Дополнительная литература

  1. Межгосударственный стандарт. Организация обучения работающих безопасности труда. Электронный ресурс. http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=659
  2. Обучение безопасности труда. Виды инструктажей. Электронный ресурс http://www.znakcomplect.ru/obuchenie-bezopasnosti-truda-i-vidy-instruktazha.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Настоящие методические рекоммендации освещают виды и формы СРС по всем аспектам языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения английског...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методическая разработка урока представляет собой проект занятия по английскому языку, предназначена для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и школьных...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания к выполнению практических занятий по учебной дисциплине статистика созданы для изучения количественных и качественных сторон общественных явлений, чтобы выявить и оценить масштаб...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторож

Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация...

Готовность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности

Статья освещающая проблемы готовности студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности. Данная статья  может быть предназначена ...

Методические рекомендации для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ»

Методические рекомендации  для студентов-заочников образовательных учреждений среднего  профессионального образования  по специальности  18.02.06 «Химическая технология орган...