Проблемное обучение как средство формирования положительной мотивации на уроках математики
статья на тему

Грошикова Ирина Валерьевна
Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя и студентов. Исследования доказывают, что традиционные методы обучения приводят к формированию преимущественно внешних мотивов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение как средство формирования положительной мотивации на уроках иностранного языка

Одной из важнейших проблем изучения любого учебного предмета, тем более иностранного языка, является формирование положительной учебной мотивации. Как преподаватель среднего специального учебного заведения я часто сталкиваюсь с тем, что у студентов уже сформирован очень низкий уровень мотивации к учебной деятельности. В данном случае процесс обучения требует особой формы организации учебной деятельности, так как объяснительно-иллюстративный метод обучения не обеспечивает формирования познавательных мотивов, активного мышления и прежде всего развития интереса к изучаемому иностранному языку.

Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой  продуктивной работы преподавателя и студентов. Исследования доказывают, что традиционные методы обучения приводят к формированию преимущественно внешних мотивов учебной деятельности. При развитии у обучающихся мотивации необходимо помнить о том, что знания, которые подлежат обязательному усвоению, не должны быть переданы им от преподавателя в готовом виде, то есть путем простого сообщения, а должны быть усвоены ими  в процессе самостоятельной познавательной деятельности,  в условиях проблемной ситуации. Именно проблемный тип обучения может способствовать формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь перейти от репродуктивных методов обучения к продуктивным, творческим, большую роль отводить самостоятельной познавательной деятельности студентов, что также является необходимым требованием действующих ФГОС в системе среднего профессионального образования.

При организации и применении методов проблемного обучения на своих уроках я ставлю следующие цели:

  • дать студентам посильное познавательное затруднение, которое активизировало бы их мыслительную деятельность;
  • помочь студентам определить основную проблему, наметить план поиска путей ее решения,
  • побуждать студентов к активной поисковой творческой деятельности;
  • привлечь внимание обучающихся  к определенной учебной теме, развить у них познавательный интерес и другие мотивы учебной деятельности.

Обучение немецкому языку я строю таким образом, чтобы студенты от низкого уровня самостоятельности переходили к более высокому. Познавательная деятельность является самостоятельной только в том случае, когда при решении проблемной учебной ситуации обучающиеся самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса. Технология проблемного обучения привлекает многих педагогов широкими возможностями и высокой степенью мотивации в обучении за счет познавательного интереса. Но важно учитывать, что проблемные ситуации должны быть доступными для обучающихся, соответствовать их способностям, вызывать собственную познавательную активность студентов.

Использование элементов проблемного обучения в преподавании иностранных языков имеет определенную специфику, так как обучающиеся должны не только решить какую-либо учебную проблему, но и правильно подобрать речевые и языковые средства на иностранном языке, соответствующие поставленной цели. Здесь необходимо отметить  наличие целого ряда языковых трудностей, с которыми сталкиваются студенты: скудный словарный запас, дефицит грамматических и языковых структур, неумение употреблять речевые клише в соответствии с определенной ситуацией общения.

При использовании в своей педагогической деятельности методов проблемного обучения нужно учитывать, что оно сочетается с другими приемами и методами личностно-ориентированного и развивающего обучения, позволяет использовать индивидуальный дифференцированный подход в обучении.

Таким образом, проблемное обучение способствует развитию положительной учебной мотивации, повышению познавательной активности студентов, меняет стиль общения между преподавателем и обучающимися.

Список литературы.

  1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов пед. специальностей / М.В. Буланова – Топоркова [и др.]; по общ. ред. В.С. Кукушина. – 4-е изд. ; Изд. Центр «МарТ»: Феникс, 2012. – 333 с.
  2. Современные образовательные технологии: уч. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов / под ред. Н.В. Бордовский – 2-е изд. ; стер. – Москва КНОРУС, 2014. – 432 с.
  3. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам.- СПб., 2010.-278 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС»

Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС...

Интерактивные методы обучения как средства развития учебной мотивации подростков

Данная работа посвящена проблемам формирования мотивации в процессе обучения....

Формирование положительной мотивации к избранной профессии на занятиях учебной практики.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне принят...

Интеграция как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на осно...

Технология проблемного обучения - эффективный способ формирования компетенций

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации, направляет учащихся на самостоятельную поисковую деятельность...

Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей

Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучаемых на уроках спецдисциплин

Основные категории данного вида обучения – проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация рассматривается как познавательное затруднение, для преодоления которого с...