Фонд оценочных средств по дисциплине Статистика. специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
учебно-методический материал

Посысаева Нина МИхайловна

Фонд оценочных средств по дисциплине Статистика включает результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания), наименования профессиональных и общих компетенций, контрольно- оценочных средств.  ФОС по статистике содержит методические указания по выполнению письменных заданий по дисциплине, п решению задач, критерии оценок, также приложение "Формулы по теории статистики".  Кроме этого, в ФОС включены тестовые задания с вариантами ответов, критериями оценивания, методические рекомендаци по выполнению практических работ, подготовке рефератов,  информационных сообщений, мультимедийных презентаций. докладов,  по составлению кроссвордов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФОС по дисциплине Статистика161.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА №29»

(ГБПОУ ТСиТ №29)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

ОП.02 СТАТИСТИКА

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Москва

2019

ОДОБРЕН

ЦК по укрупненной группе специальности

38.00.00 Экономика и управление

Протокол №1

От  «    »               2019 г.

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Председатель  цикловой

комиссии

_____________/Л.А.Бараханова

Заместитель директора по управлению качеством  образования

   ___________/И. В. Сниховская

Подпись                               Ф.И.О.                                                        Подпись                           Ф.И.О.

Составитель: Посысаева Нина Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

                                                   

Согласовано__________________________________________________________________


ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

Статистика

38.02.03  Операционная деятельность в логистике

Результаты обучения

(освоенные умения,

 усвоенные знания)

ПК, ОК

Наименование темы

Уровень освоения

темы

Наименование

 контрольно-оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

1

2

3

4

5

6

уметь:

собирать и регистрировать статистическую информацию;

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;

знать:

предмет, метод и задачи статистики;

общие основы статистической науки;

принципы организации государственной статистики;

современные тенденции развития статистического учета;

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления

информации;

основные формы и виды действующей статистической отчетности;

технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления;

ПК 1.1. Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.

ПК 1.3. Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения.

ПК 1.5. Владеть основами оперативного планирования и организации материальных потоков на производстве.

ПК 3.2. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения).

ПК 3.3. Рассчитывать и анализировать логистические издержки.

ПК 4.2. Организовывать прием и проверку товаров (гарантия получения заказа, проверка качества, подтверждение получения заказанного количества, оформление на получение и регистрацию сырья); контролировать оплату поставок.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Введение

Тема 1. Статистическое исследование и этапы его проведения

2

Решение вариативных задач и упражнений Подготовка сообщения, презентции.

Тема 2. Статистические величины в статистике.

2

Практические задания по теме. Подготовка сообщения, составление кроссворда

Тема 3. Выборочное наблюдение и исследование связей.

2

Решение вариативных задач и упражнений. Подготовка сообщения и презентации

Тема 4. Ряды динамики

2

Решение вариативных задач и упражнений. Подготовка сообщения и презентации

Тема 5. Экономические индексы

2

Решение вариативных задач и упражнений. Подготовка сообщения и презентации

Тестовые задания для зачета по дисциплине


Задания для оперативного контроля знаний обучающихся по дисциплине Статистика

Задания для текущего контроля знаний и умений обучающихся

по теме 1  Статистическое исследование и этапы его проведения

1 вариант

  1. Формы, виды и способы статистического наблюдения.
  2. Решите задачу.

Следующие данные характеризуют распределение рабочих предприятия по величине заработной платы:

Заработная плата, руб.

Численность рабочих, чел.

До 2600

25

2600-3200

10

3200-3800

30

3800-4400

41

4400-5000

44

5000-5600

60

5600-6200

82

6200-6800

40

6800-7400

20

7400-8000

24

8000-8600

9

8600 и выше

5

Проведите вторичную группировку, построив ряд распределения с интервалом, равным 1800.

организаций с равными интервалами. По каждой группе и совокупности  в целом подсчитайте:

1)        число организаций;

2)        объем работ всего и в среднем на одну организацию;

3)        прибыль всего и в среднем на одну организацию;

4)        размер прибыли на один рубль объема работ.

   Результаты расчетов представьте в виде аналитической группировки.

       Напишите краткие выводы.

                                                               ВАРИАНТ 2.

  1. Сводка: основное содержание и задачи. Сущность и классификация группировок.

Ряды распределения: виды, правила построения, графическое изображение

  1. Решите задачу.  Имеются следующие данные 25 туристских  организаций

№  п/п

Объем работы,

млн. руб.

Прибыль,

млн. руб.

1

16,9

10,0

2

18,9

12,0

3

3,0

3,5

4

5,7

4,5

5

3,7

3,4

6

15,6

8,8

7

4,5

3,5

8

7,1

9,6

9

2,5

2,6

   10

10,0

13,9

   11

6,5

6,8

  12

7,5

9,9

  13

7,1

9,6

  14

18,3

10,8

  15

 5,6

8,9

  16

4,5

7,0

  17

6,1

8,0

  18

3,0

2,5

   19

6,9

9,2

  20

6,5

6,9

  21

14,1

4,3

  22

4,1

4,4

  23

4,2

6,0

  24

14,1

7,5

  25

5,6

8,9

      С целью изучения зависимости между объемом работы и прибылью произведите группировку организаций по объему работ, образовав четыре группы

  1. Решите задачу.

Имеются следующие данные  о непрерывном стаже 100 сотрудников компании:

5, 1, 7, 2, 1, 5, 8, 10, 20, 7, 2, 3, 5, 1, 4, 8, 15, 3, 1, 9, 6, 2, 10,10, 4,4, 12, 13, 8, 7, 2, 4, 3, 5, 6, 15, 20, 21, 6, 8, 10, 13, 7, 12, 9, 9, 12, 8, 24, 25, 17, 18, 11, 13, 5, 6, 8, 14, 15, 20, 22, 17, 18, 19, 10, 12, 15, 21, 19, 18, 26, 2, 14, 7, 6, 9, 10, 11, 22, 28, 20, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 9, 9, 6, 5, 22, 6.

Постройте ряд распределения, выделив группы с равными интервалами в 5 лет /первая группа «от 5 лет»/.

Задания для текущего контроля знаний и умений обучающихся

по теме 2 Статистические величины в статистике.

  1. Средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя гармоническая и средняя геометрическая.
  2. В базисном периоде фирма продала 200 автомобилей. По плану по текущий период намечалось продать 210 автомобилей. Фактически в текущем периоде было продано 215 автомобилей. Определите относительные показатели плана, выполнение плана и динамики.
  3. Решите задачу.

Имеются следующие данные о размерах затрат на один рубль произведенной продукции на предприятиях отрасли:

Затраты на один рубль произведенной продукции, коп.

Число предприятий

Произведенная продукция по группе предприятий, млн. руб.

Объем продукции в расчете на одного работника, тыс. руб.

До 60

60-65

65-70

70-75

75 и выше

8

11

24

12

5

60

75

160

78

30

37,5

32,5

35,1

35,0

33.3

Итого

60

403

-

Определите в целом по всей совокупности предприятий отрасли:

- средний уровень затрат в расчете на один рубль произведенной продукции;

- средний размер  произведенной продукции в расчет на одно предприятие;

- средний объем продукции в расчет на одного работника.

ВАРИАНТ 1

  1. Решите задачу.

В  отчетном периоде  планировалась снизить трудоемкость единицы продукции на 20 часов  при уровне базисного периода 300 часов. Фактическая трудоемкость в отчетном периоде составила 290 часов. Определите относительные показатели плана, выполнения плана и динамики.

  1. Решите задачу.

Объем производства конфет «Мишка на севере» планировалось увеличить в 1,15раза. Фактически объем производства этих конфет увеличился по сравнению с базисным периодом на 17,5%. Определите относительный показатель выполнения плана

Задания для текущего контроля знаний и умений обучающихся по теме 3. Выборочное наблюдение и исследование связей.

  1. Оценка результатов выборочного наблюдения
  2. Ошибки выборки при различных вида выборки.

1Решите задачу.

По результатам выборочного обследования жилищных условий населения в городе доля людей, не обеспеченных жильем в соответствии с социальными нормами, составляет 30%, а средняя ошибка выборки – 2.5%. С вероятностью до 0, 997 определите, в каких пределах находится доля людей, не обеспеченных жильем в генеральной совокупности.

Задания для текущего контроля знаний и умений обучающихся по теме  4. Ряды динамики

ВАРИАНТ 2

1. Ряды динамики в статистике: понятие, показатели абсолютного и относительного  изменения уровней динамического ряда.

2. Решите задачу.

Имеются следующие данные о выпуске специалистов средними специальными учебными заведениями региона:

Год

2014

2015

2016

2017

2018

Число специалистов, тыс. чел

20

22

23

24

26

Для анализа динамики выпуска специалистов в регионе определите:

- средний уровень ряда;

- абсолютные приросты;

- среднегодовой абсолютный прирост за 2005-2009 гг.;

- темпы роста и прироста /цепные и базисные/;

- абсолютное значение одного процента прироста.

ВАРИАНТ 3

1. Метод скользящей средней.

2. Решите задачу.

Численность занятых в сфере обслуживания туристов  характеризуется следующими условными данными.

      Год

2010

2011

2014

2015

2016

2017

2018

Численность занятых, тыс. чел.

74

60

50

40

32

31

35

   Для анализа динамики численности  занятых  за 2011-2017 гг. вычислите:

 1) абсолютные приросты, темпы роста и прироста по годам и к 2011г., абсолютное содержание одного процента прироста. Полученные показатели представьте в таблице; постройте график динамики занятых за 2011-2017г.г.

2) среднегодовую численность занятых за  изучаемый период.;

 3) среднегодовой абсолютный прирост числа занятых;

4) среднегодовой темп роста и прироста численности занятых;

5) ожидаемую численность  занятых на три года вперед при условии сохранения среднегодового темпа роста.

         Напишите краткие  выводы.

Задания для текущего контроля знаний и умений обучающихся

по теме 5. Экономические индексы

ВАРИАНТ 1

  1. Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа.

Задача 1. Имеются данные о реализации печатной продукции:

Вид товара

Цена за 1м, руб.

Реализовано. тыс.м

Товарооборот, млн. руб.

май

июнь

май

июнь

май

июнь

А

Б

В

200

160

180

210

180

195

100

320

150

110

330

200

20,0

51,2

27,0

23,1

59,4

39,0

Определите:

 - индивидуальные индексы цен, физического объема товарооборота и  товарооборота;

- средний арифметический индекс физического объема товарооборота и средний гармонический индекс цен.

Задача 2.

Номер предприятия

Затраты на производство продукции, тыс. руб.

Изменение себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, %

Изменение объема выпуска продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, %

Базисный период

Отчетный период

1

2

3

4550

5200

4700

4200

5600

4800

+2,5

-2,8

+1,9

-3,8

+5,2

+2,5

Определите:

- общие индексы затрат на производство продукции, физического объема продукции и себестоимости продукции;

- проанализируйте абсолютные и относительные изменение затрат на производство продукции, в том числе за счет отдельных факторов.

ВАРИАНТ 2

  1. Факторный анализ.

Задача.   Имеются данные о производстве отдельных видов продукции на предприятии:

Вид продукции

Себестоимость единицы продукции, руб.

Объем производства, шт.

Январь

Февраль

Январь

Февраль

А

Б

В

300

320

420

280

330

380

2000

3000

2500

2200

2880

2600

Определите индивидуальные и общие индексы себестоимости продукции, физического объема и затрат на производство продукции.

3.Решите задачу.  

Имеются данные о реализации товаров населению:

Товар

Цена за 1 кг.

Продано, кг.

Май

Июнь

Май

Июнь

А

Б

В

15,5

16,0

14,5

17,0

16,5

15,0

2092

1187

1386

2090

1200

1350

Определите индивидуальный и общие индексы цен, физического объема товарооборота и товарооборота.

                                

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

письменных заданий по дисциплине «Статистика»

   При выполнении письменной работы необходимо руководствоваться            следующими требованиями:

2. В начале работы должен быть указан номер варианта работы;

3.Задачи нужно решать в том порядке, в каком они даны в задании.

4. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее

 условие. Отделите решение задачи от ее условия некоторым интервалом.        

5. Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями. Если имеются несколько

методов расчета того или иного показателя, надо применять наиболее

простой из них, указав при этом и другие возможные способы решения;

6. Формулы должны быть приведены в той символике, которая дана в

выбранном учебнике или в лекционном курсе;

7. В процессе решения задач нужно проверять производимые расчеты,

пользуясь взаимосвязью между исчисляемыми показателями и обращая

внимание на экономическое содержание последних. Задачи, к которым даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, будут

 считаться нерешенными.

8. Решение задач следует по возможности оформлять в виде таблиц.

В конце решения каждой задачи необходимо четко сформулировать выводы, раскрывающие экономическое содержание и значение исчисленных показателей;

 9. Все расчеты относительных показателей следует производить с принятой в статистике точностью до 0,001, а проценты – до 0,1;

10. Запрещается произвольно сокращать слова (допускаются лишь общепринятые сокращения). Все приводимые таблицы надо оформлять в соответствии с правилами, принятыми в статистике.

 

Методические  рекомендации по решению  задач

     Задача 1 по теме Статистическое исследование и этапы его проведения  предусматривает построение аналитической группировки представленных статистических данных.

     Для решения этих задач важно понять суть аналитической группировки, с помощью которой исследуются взаимосвязи изучаемых признаков.

Аналитическая группировка позволяет установить наличие и направление взаимосвязи между факторным и результативным признаками. В каждом варианте эти признаки разные и очень важно определить, какой из признаков является факторным, а какой - результативным. Группировка производится по факторному признаку, а выделенные группы необходимо охарактеризовать показателями, приведенными в условии задачи.      Для составления аналитической группировки вначале определяется величина интервала по формуле:

     где xminи xmax - минимальное и максимальное значение
                         факторного признака;

n  - число групп (указано в условии задачи).

    Затем определяются числовые значения групп по факторному признаку и     составляется разработочная таблица. На основании данных этой таблицы оформляется аналитическая группировка, которая должна иметь заглавие, наименование подлежащего и сказуемого, единицы измерения, расчетные и итоговые показатели. В заключение необходимо написать выводы.

Задача 2  по  теме 2. Статистические величины в статистике составлена на применение метода средних величин и показателей вариации. В этих  задачах представлены интервальные вариационные ряды распределения по различным показателям, для которых необходимо рассчитать среднее значение признака (), среднее квадратическое  отклонение (б) и коэффициент вариации (Ư).

Задача 3 по теме Ряды динамики составлена на расчет и анализ аналитических показателей  динамических  рядов, которые  определяются  по  формулам, приведенным  в  приложении .

Задача 4 составлена по теме «Экономические индексы». В указанных задачах следует рассчитать индивидуальные и общие агрегатные индексы, показать взаимосвязь соответствующих индексов и на их основе определить относительное и абсолютное изменение результативного показателя по факторам.

Критерии оценки знаний  студентов

Оценка  «5» - ставится, если студент демонстрирует  знание  теоретического  и  практического  материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.

Оценка  «4»  - ставится,  если студент демонстрирует  знание  теоретического  и  практического  материала по теме практической работы,  допуская  незначительные  неточности  при  решении задач, имея неполное  понимание  междисциплинарных  связей  при правильном  выборе алгоритма решения задания.

Оценка  «3»  -   ставится,  если  студент  затрудняется  с правильной  оценкой  предложенной  задачи,  дает неполный  ответ,  требующий  наводящих  вопросов  преподавателя,  выбор  алгоритма решения задачи возможен  при  наводящих  вопросах  преподавателя.

Оценка  «2»  -  ставится,  если  студент  дает  неверную  оценку  ситуации,  неправильно  выбирает  алгоритм  действий.

Приложение                                                                      

ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ ПО ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ

ВИДЫ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН

1.        СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ:

простая  =;    ВЗВЕШЕННАЯ =

2.        СРЕДНЯЯ ГАРМОНИЧЕСКАЯ:

простая  = ;  ВЗВЕШЕННАЯ    = ;

ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ

  1. РАЗМАХ ВАРИАЦИИ

R=Xmax- Xmin

Простые

Взвешенные

2. СРЕДНЕЕ ЛИНЕЙНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ:

                    3. ДИСПЕРСИЯ:

        

4. СРЕДНЕЕ КВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ:

        

5. КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ:

Ư

РЯДЫ ДИНАМИКИ

       СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РЯДА ДИНАМИКИ

1.;    2.;     3. .

 1.Абсолютный прирост

2.Средний абсолютный прирост

3.Коэффициент

роста

4.Коэффициент

прироста

5.Темп роста

цепной

базисный

       ;

6. Темп прироста

цепной

базисный

  ;

7.Средний темп роста

или

8. Средний темп прироста

9.Абсолютное

значение одного

процента прироста

 или  

ИНДЕКСЫ

                                                        Общие агрегатные индексы

Индивидуальные

---взаимосвязь индексов

определите: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратичное отклонение.

                              Тестовые задания по дисциплине «СТАТИСТИКА»

1 вариант

  1. Докончите предложение.

Центральным органом  системы государственной статистики  является…

  1. Вставьте ключевые слова.

Суть выборочного наблюдения заключается в отборе отдельных … обследуемой совокупности по специальным правилам, гарантирующим реализацию принципа случайности…, с целью получения  обобщающих характеристик изучаемой…

  1. Дайте определение сплошного статистического наблюдения.
  2. Выберите правильный ответ.

Относительные  показатели могут выражаться:

А. В виде простого кратного отношения.

Б. Денежных единицах измерения.

В. Условно –натуральных единицах измерения.

Г. Трудовых единицах измерения.

5. Дайте определение относительного показателя выполнения плана /ОПВП/.

6. Сформулируйте ответ: какую познавательную задачу решает данная группировка?

Район

Число родившихся

                    В том числе, %

девочки

мальчики

1

1237

46

54

2

1354

49

51

3

2043

50

50

А. Изучение взаимосвязи явлений.

Б. Изучение типов явлений

        В. Изучение структуры изучаемых явлений.

            7. Решите задачу.

        Имеются следующие данные о количественном составе 60 семей:

        2 3 3 1 4 2 3 3 1 5 2 4 3 2 2 1 2 3 4 5

        2 2 1 3 4 3 3 3 6 6 3 3 6 1 3 4 3 4 4 5

3 3 2 2 1 3 2 5 5 2 4 3 6 1 2 2 3 1 3 4 .

Представить данные в виде дискретного ряда распределения.

8. Напишите формулу для  определения величины интервалов.

9. Вставьте ключевые слова.

Чем  больше величина коэффициента вариации, тем … разброс значений признака вокруг  средней, тем … неоднородность совокупности.

10. Докончите предложение.

Цепные показатели  ряда динамики  рассчитываются по отношению к… …. .

11. Напишите формулу расчета цепного коэффициента роста.

12. Производство электроэнергии характеризуется следующими данными, млрд кВт:

Год

2014

2015

2016

2017

2018

Производство электроэнергии

827, 2

846, 2

891, 3

918. 2

932

Укажите вид ряда динамики.

13. За первое полугодие имеются следующие данные о численности безработных, зарегистрированных в органах госслужбы занятости, тыс. чел.:

На начало месяца

1

2

3

4

5

6

20.0

20. 4

20. 5

20, 8

21, 1

21, 6

Определите среднюю численность безработных.

14. Имеются следующие данные о выпуске специалистов средними  специальными учебными  заведениями региона:

Год

2015

2016

2017

2018

Число специалистов, тыс. чел.

20

22

23

25

Определите абсолютные цепные приросты.

15. Вставьте ключевые слова.

Сезонные колебания  наиболее ярко  проявляются в …  /классическим примером является продажа овощей, фруктов, ягод, носящая сезонный характер/, а также в … отдельных видов продукции /производство мороженого, кондитерских изделий/.

16. Укажите, к какому  виду относится ряд, характеризующий динамику следующего показателя:

- численность рабочих и служащих отрасли по состоянию на начало каждого квартала.

17 . Вставьте ключевые слова.

Отличительной чертой  индексного метода является возможность проследить …

непосредственно несоизмеримых  отдельных. ..  сложного явления в едином показателе.

18. Выберите правильный ответ.

Как изменилось  количество реализованных товаров, если и цены, и товарооборот увеличились на 10%:

А. Также увеличилось на 10%.

Б. Не изменилось.

В. Снизилось на 10%.

19. Докончите предложение.

Индексы качественных показателей строятся с весами … … .

20. Дайте определение бесповторного способа отбора единиц в выборочную совокупность.

Тестовые задания по дисциплине «СТАТИСТИКА»

2 вариант

  1. Вставьте ключевые слова.

Центральной задачей государственной статистики  является получение  объективной, систематизированной и аналитической… о социально – экономическом и демографическом положении страны и обеспечение ею  органов… власти  всех уровней, органов … самоуправления, средств массовой информации, организаций и граждан.

  1. Дайте определение  не сплошного статистического наблюдения.
  2. Выберите правильный ответ.

Генеральная совокупность – это совокупность:

А. Единицы которой будут подвергнуты обследованию.

Б. Случайно попавшая в распоряжение исследования.

В. Из которой проводится отбор единиц для непосредственного наблюдения.

Г. Обследование наиболее крупных единиц изучаемой совокупности.

4. Напишите формулу, выражающую взаимосвязь между относительными показателями плана, выполнения плана и динамики.

5. Выберите правильный ответ.

Величина интервала – это:

А. Число единиц, попавших в группу.

Б. Разница между верхней и нижней границей интервала.

В. Числовое значение, на основании которого единицы совокупности определяются в группы.

Г. Разница между максимальным и минимальным значением признака.

      6.Сформулируйте ответ: какую познавательную задачу решает данная группировка?

           Организация

Число сотрудников

                    В том числе, %

      мужчины

       женщины

1

12370

46

54

2

13540

49

51

3

20430

50

50

А. Изучение взаимосвязи явлений.

Б. Изучение типов явлений

        В. Изучение структуры изучаемых явлений.

7. Решите задачу.

        Имеются следующие данные о тарифном разряде 60 рабочих:

        2 3 3 1 4 2 3 3 1 5 2 4 3 2 2 1 2 3 4 5

        2 2 1 3 4 3 3 3 3 3  1 3 4 3 4 4 5 5 5 5 5

           3 3 2 2 1 3 2 5 5 2 4 3  1 2 2 3 1 3 4 .

Представить данные в виде дискретного ряда распределения.

8.  Докончите предложение.

Если коэффициент вариации в динамике растет, то различия между единицами совокупности …

9 .  Вставьте ключевые слова.

Базисные показатели ряда динамики рассчитываются  по отношению к …, принятому за базу… .

10. Напишите формулу расчета базисного коэффициента роста.

11. Вставьте ключевые слова.

Абсолютное значение 1% прироста  /Аi/ определяется как  отношение значения абсолютного … показателя к его … прироста в i-й момент времени.

12. За первое полугодие имеются следующие данные о численности безработных, зарегистрированных в органах госслужбы занятости, тыс. чел.:

На начало месяца

1

2

3

4

5

6

20.0

20. 4

20. 5

20, 8

21, 1

21, 6

Укажите вид ряда динамики.

13. Производство электроэнергии характеризуется следующими данными, млрд кВт:

Год

2014

2015

2016

2017

2018

Производство электроэнергии

827, 2

846, 2

891, 3

918. 2

932

Определите средний уровень производства электроэнергии за 2007-2011 гг.

14. Имеются следующие данные о выпуске специалистов средними  специальными учебными  заведениями региона:

Год

2015

2016

2017

2018

Число специалистов, тыс. чел.

20

22

23

25

Определите абсолютные базисные приросты.

15. Вставьте ключевые слова.

Термин «индексы сезонности» подразумевает, что … будут строиться для изучения периодических колебаний показателя по месяцам или … календарного года, т.е. для изучения сезонных колебаний.

16. Укажите, к какому  виду относится ряд, характеризующий динамику следующего показателя:

- стоимость  основных фондов предприятия  по состоянию на начало каждого месяца.

17 . Вставьте ключевые слова.

Индексный метод  позволяет отдельные … сложного  экономического явления привести к соизмеримому…  и дать характеристику изменения … в целом.

18. Напишите индивидуальный индекс цен.

19 . Докончите предложение.

Индексы количественных  показателей строятся с весами … … .

20. Дайте определение повторного способа отбора единиц в выборочную совокупность.

                      Тестовые задания по дисциплине «СТАТИСТИКА»

3 вариант

  1. Докончите предложение.

Статистическое наблюдение представляет собой  научно организованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих …  …. .

  1. Вставьте ключевые слова.

Отчетная единица – это субъект, от которого непосредственно получают статистические … о единице… .

  1. Выберите правильный ответ.

Вторичная группировка – это:

А. Перегруппировка единиц объекта на основе данных наблюдения.

Б. Операция по образованию новых групп на основании данных первичной группировки.

В. Комбинированная группировка.

4. Напишите формулу  для расчета относительного показателя плана.

5. Сформулируйте ответ: какую познавательную задачу решает данная группировка?

         Район

Число жителей

                    В том числе, %

 мужчины

женщины

1

12546

46

54

2

19877

49

51

3

27655

50

50

А. Изучение взаимосвязи явлений.

Б. Изучение типов явлений

        В. Изучение структуры изучаемых явлений.

        6.  Решите задачу.

        Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов:

        2, 3, 3, 4, 5, 5, 4, 4, 3, 3, 5, , 3, 3, 2, 4, 4, 4. 5, 5, 5, 3, 4. 4, 4, 4, 5, 3, 4, 4, 4.

           Представить данные в виде дискретного ряда распределения.

        7. Напишите формулу Стерджесса.

           8. Выберите правильный ответ.

               Величина размаха вариации зависит от:

              А. От числа единиц совокупности.

          Б. Двух крайних значений признака.

          В. Суммы максимального и минимального значения признака.

          Г. Частоты вариационного ряда.

  1. Вставьте ключевые слова.

Коэффициент роста показывает, во сколько раз изменилось значение… в одном …  по сравнению  с другим.

  1. Напишите формулу для расчета цепного темпа  прироста.
  2.  Выберите правильный ответ.

По формуле Tр = yi/y1 *100%  определяется:

А. Базисный темп роста.

Б. Цепной темп роста.

В. Базисный темп прироста

Г. Абсолютное значение одного процента прироста.

        12. Имеются следующие данные  об остатках вкладов физических лиц в отделении банка, тыс. руб.:

          На 01 января 2014 г.                         11400

          На 01 апреля 2015 г.                        14220

          На 01 июля    2016 г.                         14528

          На 01 октября 2017 г.                         15622

          На 01 января   2018 г.                          15786

            Укажите вид ряда динамики.

13. Имеются следующие данные  о наличии оборотных средств, тыс. руб.:

На 01 января 2014 г.                                        2000

На 01 апреля 2015 г.                                        2110

На 01 августа 2016г.                                        2090

На 01 августа 2017 г.                                         2120

На 01 января 2018 г.                                        2200

          Определите средний остаток оборотных  средств в 2018 г.

14. Имеются следующие данные о выпуске специалистов средними  специальными учебными  заведениями региона:

Год

2015

2016

2017

2018

Число специалистов, тыс. чел.

20

22

23

25

Определите  цепной коэффициент роста.

15. Назовите виды рядов динамики.

16. Укажите, к какому  виду относится ряд, характеризующий динамику следующего показателя:

- средняя месячная заработная плата  занятых в экономике по месяцам года.

17 . Вставьте ключевые слова.

Индивидуальный индекс характеризует  изменение … у отдельной … совокупности.

18. Напишите индивидуальный индекс физического объема.

19. Приведите пример количественных показателей, характеризующих физичесике размеры явления.

20. Вставьте ключевые слова.

Средняя ошибка выборки единиц наблюдения показывает, насколько отклоняется в … параметр выборочной совокупности от соответствующего … генеральной.

                           Тестовые задания по дисциплине «СТАТИСТИКА»

4 вариант

  1. Вставьте ключевые слова.

Цель обследования – характеристика той…, которую хотят получить в ходе …

  1. Выберите правильный ответ.

Вариационный ряд –это ряд распределения, построенный:

А. По количественному признаку.

Б. По качественному признаку

В. Качественному и количественному признакам одновременно.

Г. Нескольким признакам.

3. Напишите формулу для определения относительного показателя структуры (ОПС).

4. Дайте определение  выборочной совокупности.

5. Сформулируйте ответ: какую познавательную задачу решает данная группировка?

Учебное заведение

Число студентов

                    В том числе, %

девушки

юноши

1

1237

46

54

2

1354

49

51

3

2043

50

50

А. Изучение взаимосвязи явлений.

Б. Изучение типов явлений

        В. Изучение структуры изучаемых явлений.

          6. Решите задачу.

        Имеются следующие данные о количественном составе 60 семей:

        2, 3, 3, 1, 4, 2, 3, 3, 1, 5, 2, 4, 3, 2, 2, 1, 2, 3, 4, 5,

         2, 1, 3, 4, 3, 4, 4, 4, 6, 3, 3, 6, 1, 3, 4, 3, 4, 4, 5, 6.

           1, 1,  2, 2, 1, 3, 2, 5, 5, 2, 4, 3, 6, 1, 2, 2, 3, 1, 3, 4, 5.

Представить данные в виде дискретного ряда распределения.

        7. Докончите предложение.

Если признак, по которому строится ряд распределения, количественный, то ряд называется…

         8. Выберите правильный ответ.

        Разницу между максимальным и минимальным значениями признака       называют:

А. Средним квадратическим отклонением.

Б. Размахом вариации.

В. Средней величиной.

Г. Дисперсией.

9. Докончите предложение.

Темп роста  - это  … роста, выраженный в … .

10. Напишите формулу для расчета базисного темпа  прироста.

11. Выберите правильный ответ.

По формуле Tр = yi/ yi-1 * 100    определяется:

А. Базисный темп роста.

Б. Цепной темп роста.

В. Базисный темп прироста

Г. Абсолютное значение одного процента прироста.

12. Имеются следующие данные  о наличии оборотных средств, тыс. руб.:

На 01 января 2014 г.                                        2000

На 01 апреля 2015 г.                                        2110

На 01 августа 2016г.                                        2090

На 01 августа 2017 г.                                         2120

На 01 января 2018 г.                                        2200

Укажите вид ряда динамики.

              13. Имеются следующие данные  об остатках вкладов физических лиц в  отделении банка, тыс. руб.:

          На 01 января 2014 г.                         11400

          На 01 апреля 2015 г.                        14220

          На 01 июля    2016 г.                         14528

          На 01 октября 2017 г.                         15622

          На 01 января   2018 г.                          15786

             Определите средний  остаток вкладов населения.

14. Имеются следующие данные о выпуске специалистов средними  специальными учебными  заведениями региона:

Год

2015

2016

2017

2018

Число специалистов, тыс. чел.

20

22

23

25

Определите  базисный коэффициент роста.

15. Укажите, к какому  виду относятся  ряд, характеризующий динамику следующего показателя:

- затраты на мероприятия по озеленению города по годам.

16. Вставьте ключевые слова.

 Индекс- это относительный  показатель, который характеризует  изменение исследуемого явления во…, в пространстве или по сравнению с некоторым эталоном.

17 . Докончите предложение.

Сводный индекс выступает в качестве обобщенной характеристики  изменения показателя в целом по всей…

18. Напишите формулу расчета индекса товарооборота.

19. Приведите примеры качественных показателей, используемых для экономической характеристики количественной единицы совокупности.

20.Дайте определение малой выборки.

Ответы на тестовые задания по дисциплине «Статистика»

1 вариант

  1. …Государственный  комитет РФ по статистике /Госкомстат России/.
  2. … единиц, … отбора, … совокупности.
  3. Это наблюдение, при котором обследуются все единицы совокупности.
  4. А.
  5. Отношение уровня показателя, фактически достигнутого в текущем периоде, к его уровню, установленному по плану на этот период.
  6. В.
  7. 1.Выписать все значения признака  в порядке возрастания:

1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 6 6 6 .

      2. Необходимо  подсчитать число семей, имеющих одинаковый состав. Число членов семей обозначается через х, число семей, имеющих одинаковый состав – через f.

Число членов семьи (х)

Число семей (f)

1

8

2

14

3

20

4

9

5

6

6

3

Итого

60

  1. I= (xmax  -  x min) /n,

где xmax– максимальное значение признака;

xmin   - минимальное значение  признака;

n        - число интервалов.

  1. …больше, … больше.
  2.  … предыдущему уровню.
  3.  КIцеп.роста = yi/yi-1

12. Моментный ряд динамики с равными временными промежутками между датами.

          13.  yi= (20,0+20,4+20,5+20,6+20,8+21,1+21,6)/7=20.71  тыс. чел.

          14. Iбаз = yi– y1 ;  В 2007г. -  22 -20= 2 /тыс. чел/. В 2008г.  23-20=3 /тыс.чел/

                В 2009 г. – 25-20 =5 /тыс. чел./

          15….торговле, … производстве.

          16. Моментный.

          17. … изменение, …элементов.

          18. А.

          19. …отчетного периода.

          20. Это отбор, в результате которого однажды отобранная единица наблюдения  не может быть отобранной  из генеральной совокупности во второй раз.

Ответы на тестовые задания по дисциплине «Статистика»

2 вариант

  1. …информации, …государственной, …местного
  2. Несплошное статистическое наблюдение охватывает  только часть единиц совокупности, которые отбираются определенным образом.
  3. В.
  4. ОПП*ОПВП= ОПД
  5. Б.
  6. В.
  7. 1.Выписать все значения признака  в порядке возрастания:

1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5  .

      2. Необходимо  подсчитать число рабочих, имеющих одинаковый разряд. Тарифный разряд обозначается через х, число рабочих, имеющих одинаковый разряд – через f.

Число членов семьи (х)

Число семей (f)

1

8

2

14

3

20

4

9

5

9

Итого

60

8.…возрастают.

9. … уровню, … сравнения.

10. К Iбаз. роста=  yi/y1

11. … прироста, … темпу…

12. Моментный ряд динамики с равными временными промежутками между датами.

13.yi= (827.2+ 846,2+893+918,2+932) /5= 882,98 млдр кВт

  14. Iбаз = yi– yi-1 .

2008г.  22-20=2 /тыс. чел./

2009 г. 23-20= 3 /тыс. чел./

2010г. 25-20=5 /тыс. чел./

 15. ... индексы, …кварталам.

16. Моментный.

17. …элементы, … виду, …явления

18. ip = p1/po

19. …базисного периода.

20. Это отбор, при котором попавшая в выборку единица наблюдения вновь  возвращается  в совокупность, и ее можно отобрать во второй, третий раз и т. д.

Ответы на тестовые задания по дисциплине «Статистика»

3 вариант

  1. … статистическую совокупность.
  2. … сведения,  … наблюдения.
  3. Б.
  4. ОПП= Уровень показателя по плану на текущий период/Уровень показателя в базисном периоде*100%.
  5. В.
  6. 1.Выписать все значения признака  в порядке возрастания:

2,2, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3,4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4. 4, 4, 4. 5,5, 5, 5, 5, 5, 5.

      2. Необходимо  подсчитать количество студентов, имеющих одинаковую  оценку. Оценка обозначается через х, число студентов, имеющих одинаковую оценку – через f.

Оценка (х)

Число студентов (f)

2

2

3

8

4

13

5

7

Итого

30

  1. n= 1+ 3, 322 lqN, где N – число единиц совокупности.
  2. Б.
  3. …показателя, …периоде…  .
  4. TIцеп.прироста = Tiцеп. роста– 100%
  5.  А.
  6. Моментный ряд динамики с  неравными временными промежутками между датами.
  7. Yi= (2000+ 2110+ 2090 + 2120+ 2200) /5= 2104 тыс. руб.
  8.  Кiцеп. роста = yi/yi-1 .  2008 г. 22:20=1.1.  

2009 г. 23:22=1,045.

2010г. 25:23= 1,087.

  1.   Моментные и интервальные
  2.  Интервальный.
  3.  … показателя, …единицы.
  4. Iq = q1/q0
  5.  Производство продукции в натуральном выражении; количество проданного товара; численность работающих; объем промышленно – производственных фондов.
  6.  … среднем, …. Параме,тра.

Ответы на тестовые задания по дисциплине «Статистика»

4 вариант

  1. …информации, …наблюдения.
  2. А.
  3. Опс= Часть/ Целое*100%
  4. Отобранная по определенным правилам часть единиц генеральной совокупности.
  5. В.
  6. 1. Выписать все значения признака  в порядке возрастания:

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2  3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3  4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5  6 6 6   .

  1.  Необходимо  подсчитать число семей, имеющих одинаковый состав. Число членов семей обозначается через х, число семей, имеющих одинаковый состав – через f.

Число членов семьи (х)

Число семей (f)

1

10

2

13

3

16

4

12

5

5

6

3

Итого

60

  1. … вариационным.
  2. Б.
  3. … коэффициент, … процентах.
  4. TIбаз.роста= Tiбаз. роста – 100%.
  5.  Б.
  6. Моментный ряд динамики с  неравными временными промежутками между датами.
  7. Yi = (11400+14220+14528+15622+15786) /5= 14311,2 тыс. руб.
  8.  КIбаз. роста = yi/y1

2008 г. 22:20=1,1.

2009г. 23:20=1,15

2010г. 25620=1.25

  1.  Интервальный.
  2.  … времени, … эталоном.
  3.  …совокупности.
  4. Ipq = p1q1 / p0q0
  5. Цена за единицу товара; себестоимость единицы продукции; фондоотдача; фондоемкость; средняя заработная плата.

Выборка считается малой, если количество объектов, отобранных для выборочного наблюдения не превышает 20 единиц.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Тестовые оценки необходимо соотнести с общепринятой пятибалльной системой:

- оценка «5» (отлично) выставляется обучающимся за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов;

- оценка «4» (хорошо) соответствует результатам тестирования, которые содержат от 71 % до 90 % правильных ответов;

- оценка «3» (удовлетворительно) от 60 % до 70 % правильных ответов;

- оценка «2» (неудовлетворительно) соответствует результатам тестирования, содержащие менее 60 % правильных ответов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к занятию:

  1. Проработать конспект лекций;
  2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
  3. Ответить на вопросы плана семинарского занятия;
  4. Выполнить домашнее задание;
  5. Проработать тестовые задания и задачи;

При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю

Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Оценка практических навыков

Оценка «5» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.

Оценка «4» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.

Оценка «3» - ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Оценка «2» - ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий.

РЕФЕРАТ

Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

  1. Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
  2. Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
  • выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
  • сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
  • анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
  • сообщение о предварительных результатах исследования;
  • литературное оформление исследовательской проблемы;
  • обсуждение работы (на семинаре, на конференции и т.п.).

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

  • введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
  • основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
  • заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

Оформление реферата
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
  • писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
  • соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата требованиям.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; на основе первоисточников проблема самостоятельно изучена; материал логично изложен, регламент изложения соблюдается.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; на основе первоисточников проблема не достаточно изучена; материал логично изложен, регламент изложения не соблюдается.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не соответствует содержанию; не определена и не выделена проблема; на основе первоисточников проблема не достаточно изучена; материал не логично изложен, регламент изложения не соблюдается.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы

Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения 

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Требования к выполнению

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия элементов наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не соответствует содержания теме; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.

Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним

Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;

работа представлена на контроль в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд содержит не менее 9-10 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд содержит не менее 9-10 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит менее 9-10 слов информации; оформлен небрежно; содержание не соответствует теме; не грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

Методические рекомендации к подготовке мультимедийных презентаций и докладов

Мультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 2). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях .

1.Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

3.Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям СУЗа и быть указанны в докладе.

4.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

5.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

6. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.

7.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

8.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

9.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.

10.Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.

Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь очень многое:

  • сообщать новую информацию;
  • использовать технические средства;
  • знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара);
  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин.;
  • иметь представление о композиционной структуре доклада.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

  • название презентации (доклада);
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • живую интересную форму изложения ;
  • акцентирование оригинальности подхода .

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Фонд оценочных средств по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Фонд оценочных средств по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Фонд оценочных средств по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Фонд оценочных средств по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.14 Гостиничное дело

Фонд оценочных средств по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.14 Гостиничное дело...

Фонд оценочных средств по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Фонд оценочных средств по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...