Методические рекомендации по выполнению практических работ по УД «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» для профессии 43.01.02 «Парикмахер»
учебно-методическое пособие

Сорокина Валерия Ивановна

Методические рекомендации предназначены для профессии 43.01.02 «Парикмахер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz.doc669.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.01 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Северодвинск 2020

        Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее – ППКРС) по профессии 43.01.02 Парикмахер для групп на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и рабочей программы учебной дисциплины ОП.01 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности.

        Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

        Разработчик: Сорокина Валерия Ивановна, преподаватель

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии по профессиям технического профиля

Протокол заседания ПЦК   №     от             2020 г.

Председатель ПЦК   ____________О.К. Агеева

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….4

Практическая работа № 1-2 …………………………………………………………......5

Практическая работа № 3-4 ……………………………………………………………..7

Практическая работа № 5-6…….………………………………………………………..9

Практическая работа № 7-8………………………………………………………..…...13

Практическая работа № 9-10….……………………………………………………..…15

Практическая работа № 11-12... …………………………………………………….....18

Практическая работа № 13…...……………………………………………………...…21

Практическая работа № 14……………………………………………………………..24

Практическая работа № 15-16 ……………………………………………………........26

Заключение……………………………………………………………………………...31

Список источников………………………………………………….……………….…32

Приложения…………………………………………………………………………..…33

Приложение 1………………………………………………………………………...…33

Приложение 2…………………………………………………………..……………….34

Приложение 3…………………………………………………………..……………….35

ВВЕДЕНИЕ

В связи с формированием новой парадигмы профессионального образования, основанной на компетентностном подходе, усилилась актуальность проблемы обновления содержания образовательного процесса, цель которого обеспечение высокого качества подготовки специалистов, адекватного требованиям современного рынка труда.

В связи с этим необходимым представляется разработка и обновление учебного материала по дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе и практических работ.

Данные методические рекомендации ориентированы на ФГОС, имеют четкую направленность на компетентностный подход в образовании.

Предусмотренные задания направлены на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций студентов, поэтому задания, предусмотренные в данной методической разработке, составлены на основе современных образовательных технологий, применяемых на практических занятиях: развитие критического мышления, проектная деятельность, кейс-метод и т.д.

Перед автором поставлена задача – способствовать более эффективному выполнению студентами практических работ по учебной дисциплине «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности».

Практическая работа №1-2.

Изучение рынка парикмахерских и связанных с ними услуг в г. Северодвинске.

Цель: способствовать формированию умения студентов анализировать рынок парикмахерских и связанных с ними услуг в г. Северодвинске.

     Средства обучения:

1. Справочник «Деловой Северодвинск».

2. Листы формата А4.

3. Цветные карандаши, фломастеры.

Осваиваемые умения:

- ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания;

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях

    Основной теоретический материал:

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.

Классификация рынков

Ход работы:

Обучающиеся разбиваются на несколько микро-групп и выбирают одну из предложенных сфер услуг:

Парикмахерские

Салоны красоты

Ногтевые студии

Кабинеты перманентного макияжа

Ресничные студии

Косметологические кабинеты

Солярии, студии загара

и т.д.

Задание:

  1. Изучите рынок выбранных услуг и их качество в Северодвинске
  2. Заполните таблицу

Выбранная услуга_______________________________________________________

Наименование

Адрес

Качество услуг (по отзывам)

3. Сформулируйте вывод: достаточно ли количество оказываемых услуг в городе? Каково в целом качество оказываемой услуги?

4. Представьте результаты своей работы перед всей группой и преподавателем.

5. Ответьте на вопрос: какой сферы услуги красоты не хватает в нашем городе? Разработайте проект «Мой бизнес» по следующему плану:

  1. Название
  2. Логотип (нарисуйте)
  3. Примерный адрес
  4. Оказываемые услуги
  5. Придумайте рекламу (слова, рисунок)

   Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 3-4.

«Определение правомочий собственника»

 Цель: способствовать формированию  умения определять правомочия по владению, распоряжению и пользованию граждан и юридических лиц как элементов содержания права собственности.

     Средства обучения:

1.  Гражданский кодекс РФ.

2. Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

- ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания;

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях

    Основной теоретический материал:

Право собственности – право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (вещами).

Владение – право физического обладания вещью.

Пользование – право извлекать из вещи полезные свойства.

Распоряжение – право определять юридическую судьбу вещи.

Вещь – объект материального мира, над которым человек может устанавливать свое хозяйственное господство.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная и иные.

Виды вещей: движимые и недвижимые; делимые и неделимые; одушевленные и неодушевленные; потребляемые и непотребляемые; полностью участвующие в гражданском обороте, ограниченные и изъятые из гражданского оборота.

Ход работы:

Задание №1.

Классифицируйте по различным основаниям следующие вещи:

Лак для волос

Квартира

Мебельный гарнитур

Фен

Деньги

Земельный участок

Салон красоты

Атомная подводная лодка

Задание №2.

Раскройте правомочие по владению, пользованию и распоряжению такой вещью, как автомобиль, заполнив таблицу.

владение

пользование

распоряжение

Задание №3.

Задача.

Михайлов  решил снять для себя квартиру в центре города сроком на 1 год. Найдя подходящий вариант, он заключил договор коммерческого найма 1-комнатной квартиры с Николаевой, которой принадлежала данная квартира.

  Какие правомочия возникли у Михайлова в отношении этой квартиры? Возникло ли право собственности у Михайлова на квартиру? Обоснуйте.

   Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 5-6.

Определение организационно-правовых форм юридических лиц.

Цель – формирование умения определять организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций, а также объем правомочий юридических лиц.

     Средства обучения:

1. Гражданский кодекс РФ, часть 1.

2. Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

- ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания;

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях.

    Основной теоретический материал:

Юридическое лицо - организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде.

Признаки юридического лица:

1. Обособленность имущества - является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество может находиться: на праве собственности; праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия); на праве оперативного управления (казенные предприятия).

2. Организованное единство - наличие внутренней структуры, органов, управления, учредительных документов, руководителя организации.

3. Самостоятельная имущественная ответственность, общее правило: юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей и наоборот, (исключение: полные товарищи в хозяйственных товариществах; собственники казенных предприятий и учреждений, при недостаче денежных средств – субсидиарно; члены производственных и других кооперативов).

4. Самостоятельное вступление в гражданский оборот от своего имени: приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; нести обязанность от своего имени; быть ответчиком и истцом в суде.

Виды: юридических лиц:

1. По целям: коммерческие и некоммерческие;

    2. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Организационно-правовые формы юридических лиц:

Коммерческие корпоративные:

- хозяйственные товарищества:

  • полное
  • на вере
  • крестьянское (фермерское)

         - хозяйственные общества

  • ООО
  • АО: публичное, непубличное

Коммерческие унитарные:

- ГУП

- МУП

Некоммерческие корпоративные:

- потребительский кооператив

- общественная организация (движения)

- ассоциации и союзы

- товарищества собственников недвижимости

- казачьи общества

- общины коренных малочисленных народов

- адвокатские палаты

- адвокатскте бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация

Некоммерческие унитарные:

- фонд

- учреждения

- АНО

- религиозные организации

Ход работы:

Задание 1. Решить задачу.

Гражданин Иванов обратился к юристу для консультации. Он желал создать на территории РФ юридическое лицо, при этом он хотел, чтобы:

  1. его юридическое лицо могло заниматься любой коммерческой деятельностью
  2. вся бухгалтерская документация была конфиденциальна.
  3. участники данного юридического лица не отвечали по его обязательствам

Юридическое лицо какой организационно-правовой формы должен посоветовать юрист создать Иванову? Что необходимо ему предпринять для того, чтобы его юридическое лицо считалось созданным на территории РФ?

Задание 2. Определить конкретный вид каждой из некоммерческих организаций.

  1. Буддийская организация «Свет Востока»
  2. Гаражно-строительный кооператив «Якорь»
  3. СНТ «Беломор»
  4. ФГОУ ВО «САФУ имени М.В. Ломоносова»
  5. Совет солдатских матерей
  6. Военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»
  7.  Благотворительный фонд «Вольное дело»
  8. Саморегулируемая организация строителей
  9. Частная ветеринарная клиника
  10. Профсоюз работников образования
  11. Политическая партия
  12. ГАПОУ АО «СТСИ»

Задание 3. Составьте сравнительную таблицу, используя ГК РФ

ОПФ

Количество участников

Уставный капитал/паевой взнос

Учредительные документы

Ответственность

ООО
(общество с ограниченной ответственностью)

Ст.88

Ст. 90

Ст. 89

Ст. 87

ПАО

(публичное акционерное общество)

Ст. 97

Ст. 99

Ст. 98

Ст. 96

Производственный кооператив

Ст. 106.2

Ст. 106.3

Ст. 106.2

Ст. 106.1

   Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 7-8.

Составление искового заявления в арбитражный суд

 Цель: способствовать формированию  умения определять основания и порядок обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, а также отработать умения по составлению искового заявления в арбитражный суд.

     Средства обучения:

1.  Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.

2. Конспект лекций.

3. Образец искового заявления в арбитражный суд.

Осваиваемые умения:

- ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания;

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях

     Основной теоретический материал:

Формы обращения в арбитражный суд: исковое заявление, заявление, жалоба, представление.

Лица, участвующие в деле: истец, ответчик, третьи лица, заявитель и заинтересованные лица, прокурор, органы власти.

Форма искового заявления:

- наименование суда

- наименование истца

-  наименование ответчика

- доказательства

- в чем заключается нарушение права

- цена иска

- прилагаемые документы

Ход работы:

         Пользуясь образцом (Приложение 1), составить исковое заявление в арбитражный суд по предложенной задаче:

1 сентября 2018 года АО «Конфета» заключило с ООО «Спецстрой» договор №42-13 на строительство здания склада.

По договору ООО «Спецстрой» должно было приступить к строительству не позднее 15 сентября, однако на 30 сентября строительство не было начато. АО «Конфета»  направило в адрес ООО «Спецстрой» претензию № 12-13 от 01.10.2018г., на

которую получило ответ № 24-13 от 05.10.2018г. о невозможности начала строительства в связи с нехваткой необходимых материалов.

15.10.2018г. АО «Конфета» обратилось с иском в суд.

  Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 9-10.

«Сравнение трудовых и гражданско-правовых отношений в сфере выполнения работ».

Цель: способствовать формированию умения определять содержание трудовых и гражданско-правовых отношений, а также разграничивать данные виды правоотношений.

   Средства обучения:

1. Трудовой кодекс РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

- ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания;

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

   Основной теоретический материал:

Гражданско-правовой договор имеет принципиальные отличия от трудового договора. Перечислим главные из них:

По договорам оказания услуг или выполнения работ исполнитель (подрядчик) обязан выполнить конкретное задание (задания) заказчика, которое известно еще в момент заключения договора (ст. 779, ст. 702 ГК РФ). По трудовому же договору работник должен работать по конкретной должности в соответствии со штатным расписанием, по определенной профессии, специальности и выполнять все поручения руководства по мере их поступления (ст. 57 ТК РФ). В трудовых отношениях работодателя интересует прежде всего сам процесс трудовой деятельности работника, а в гражданско-правовых - конкретный результат.

Исполнители и подрядчики сами определяют порядок выполнения возложенных на них договором обязанностей и делают это за свой счет, если иное не установлено договором (ст. 704, ст. 783 ГК РФ). Работник же должен следовать установленным правилам внутреннего трудового распорядка, в том числе соблюдать режим рабочего времени. Кроме того, работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым для выполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ), выплачивать компенсацию за использование сотрудником в работе своего имущества (ст. 188 ТК РФ) и возмещать иные расходы персонала, понесенные в интересах работодателя (ст. 164 ТК РФ).

  • Трудовая функция всегда выполняется работником лично. Участвуя в гражданских правоотношениях, если запрет не установлен, исполнитель (подрядчик) может привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц (ст. 313 ГК РФ).
  • Исполнители и подрядчики получают не заработную плату, а предусмотренное договором вознаграждение, которое выплачивается не каждые полмесяца, как зарплата, а в порядке, установленном договором.
  • Исполнители и подрядчики обязаны в полном объеме возместить причиненные ими убытки (ст. 723, ст. 783 ГК РФ). По трудовому договору работник несет полную материальную ответственность лишь в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ.
  • Если с физическим лицом заключен гражданско-правовой договор, то на него не распространяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (отпуска, больничные и т.п.).

Ход работы:

Задание 1.  Заполнить таблицу, вписав каждое из данных правоотношений в соответствующую графу.

Трудовые

отношения

Гражданско-правовые

Не регулируются правом

Непосредственно связанные с трудовыми

  1. Оказание страховых услуг
  2. Труд домохозяйки
  3. Выполнение заказа по ремонту автомобиля
  4. Труд судьи районного суда
  5. Труд рабочего на заводе
  6. Индивидуальное творчество художника
  7. Труд преподавателя
  8. Учеба студента
  9. Заключение коллективного договора
  10. Рассмотрение спора о незаконном увольнении

Задание 2. Решить задачу.

    АО «Мир» наняло Михайлова для установки пластиковых окон в своем офисе. Михайлов приходил выполнять работу через день, причем иногда уходил с места работы сразу после обеда. Однако работу он выполнил в срок.

    Какие отношения возникли в данном случае между АО и Михайловым? Почему?     Регулируются ли данные правоотношения трудовым правом? Правомерно ли поведение Михайлова.

Задание 3. Заполните сравнительную таблицу.

Критерии сравнения

Трудовые отношение

Гражданско-правовые отношения

Цель

Стороны

Вознаграждение

Отношения сторон

Договор

Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна-две существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 3 или более существенные ошибки

        

Практическая работа № 11-12.

Оформление документов при приеме на работу. Составление трудового договора.

   Цель: способствовать формированию умения определять содержание, виды трудового договора, порядок его заключения и оформления при приеме на работу, анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействий) с правовой точки зрения, а также отработать умения по составлению трудового договора.

   Средства обучения:

1.  Трудовой кодекс РФ.

2.  Конспект лекций.

3. Образец трудового договора.

Осваиваемые умения:

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

     Основной теоретический материал:

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником 

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

     Содержание трудового договора составляют обязательные и дополнительные условия.

Виды трудовых договоров: 1. Бессрочный трудовой договор (заключается на неопределенный срок)

2. Срочный трудовой договор (заключается на определенный срок, но не более 5 лет).

Заключение трудового договора:

Стадии: 1. Предварительные переговоры по заключению трудового договора.

2. Оформление достигнутого соглашения.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

3. Испытание при приеме на работу.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей - шести месяцев, а для сезонных работников – не более 2 недель.

Ход работы:

Задание №1.

Опираясь на Трудовой кодекс РФ, решите следующие ситуационные задачи:

Задача 1.  

Семенова была принята на работу на должность лаборанта 3 сентября 2018г. На следующий день она приступила к выполнению своих обязанностей. 9 сентября работодатель заключил с ней трудовой договор, который датировался 9 сентября.

   Какие нарушения трудового законодательства допустил работодатель? С какого дня трудовой договор с Семеновой вступил в силу?

Задача 2.

12-летний Миша Киселев участвует в постановках спектакля местного театра. Директор театра решил заключить с ним трудовой договор. Для  этого он обратился в органы опеки и попечительства, предварительно получив письменное согласие матери Миши на заключение трудового договора. Органы опеки и попечительства, в свою очередь, отказались в даче такого согласия, т.к. отец ребенка находится за границей, и получение его согласия не представляется возможным.

  Законен ли отказ органа опеки и попечительства и почему?

Задача 3.

Краснова, по специальности медсестра, 25 января 2018 года была принята на работу в областную больницу по срочному трудовому договору на 1 год. За неделю до истечения срока договора она обратилась к главврачу с просьбой взять ее на работу на постоянной основе, на что получила устное согласие. Однако в начале февраля она получила письменное предупреждение о прекращении срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия.

  Оцените на основе норм трудового законодательства правомерность действий главврача. Если работник, работающий по срочному трудовому договору, переводится на постоянную работу, необходимо ли заключать с ним новый (бессрочный) трудовой договор?

Задание № 2.

Пользуясь образцом (Приложение 2), составьте трудовой договор (содержание и реквизиты сторон определите самостоятельно).

  Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 13.

Определение законности увольнения работника по инициативе работодателя.

Цель: способствовать формированию умения определять основания и  порядок прекращения трудового договора по инициативе работодателя, а также отработать умения по определению случаев нарушения трудового законодательства в связи с увольнением работника по инициативе работодателя.

Средства обучения:

1.  Трудовой кодекс РФ.

2.  Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

    Основной теоретический материал:

Прекращение трудового договора по инициативе работодателя:

Основания:

  1. ликвидация организации. Условия: - предупреждение за 2 месяца
  2. сокращение численности или штата. Условия:  предупреждение за 2 месяца; предложение другой работы; сообщение профсоюзу за 2 месяца.

3. Несоответствие работника занимаемой должности.

Условия: - подтверждение      аттестацией

                          - предложение другой работы

4. Смена собственника имущества организации (для руководителей, его замов и главного бухгалтера)

5. Неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Данное основание действует в течение года. Неоднократно – 2 и более раза.

6. Однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, а также более четырех часов подряд)

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны

г) совершения по месту работы хищения. Условия: - вина установлена судом или административным органом

д) нарушения работником требований по охране труда. Условия: - нарушение установлено комиссией по охране труда

- особо тяжкие последствия

7. совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности. Условия: вина; корысть; утрата доверия со стороны работодателя

8. совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9. представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Ход работы:

Задание №1.

Задача 1.

10 октября слесарь хлебозавода № 6 Ноткин был задержан в проходной с двумя килограммами пряников. 15 октября директор уволил его на основании п. 7 ст. 81 ТК (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим ценности).

Работник обратился 1 ноября в районный суд с исковым требованием о восстановлении на работе.

Правомерны ли действия директора?

Задача 2.

Демидов обратился в суд с иском к АО «Проект» о восстановлении на работе. Он был уволен 24 мая за появление 15 мая на работе в состоянии алкогольного опьянения. С увольнением он был не согласен, поскольку в рабочее время был трезв. Факт обнаружения его в нетрезвом состоянии на проходной уже после окончания рабочего дня не может служить основанием для увольнения.

Директор АО «Проект» не признал возражений Демидова в суде, утверждая, что, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, распитие спиртных напитков на территории АО «Проект» не допускается.

Какое решение вынесет районный суд?

Задача 3.

Буфетчица столовой Устинова была уволена с работы по п. 6 ст. 81 ТК РФ (за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей) в связи с тем, что отказалась исполнять обязанности заведующего складом столовой на время его очередного отпуска. Свой отказ Устинова мотивировала тем, что не желает брать на себя ответственность за большой объем материальных ценностей.

Устинова подала заявление в суд, требуя восстановить ее на работе и оплатить вынужденный прогул за 5 месяцев, в течение которых она не смогла найти работу по специальности.

Оцените законность перевода и увольнения Устиновой.

Задача 4.

Никонова была принята на работу в домостроительный комбинат на должность экономиста с трехмесячным испытательным сроком. Спустя три месяца руководитель комбината издал приказ о продлении срока испытания на один месяц (с согласия Никоновой), так как не сложилось определенного представления о деловых качествах Никоновой. Через полмесяца после этого был издан приказ об увольнении Никоновой как не выдержавшей испытания.

Считая приказ об увольнении необоснованным, Никонова обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении ее на работе. В нем она указала, что в период испытания к ней никаких претензий не предъявлялось, что она обладает необходимой специальностью и квалификацией для выполнения работы в должности экономиста.

Правомерно ли увольнение Никоновой? Какое решение вынесет суд по иску Никоновой?

Задача 5.

Зуев перестал выходить на работу. Заявления об увольнении от него не поступало. По месту регистрации он не проживает, на письма, направленные ему не отвечает и работодатель не знает, где он может находиться.

Может ли  руководитель организации в этом случае законно уволить Зуева? Что для этого необходимо сделать?

   Критерии оценивания:

Отметка «5»: все задачи решены верно полностью

Отметка «4»: 4 задачи решены верно полностью

Отметка «3»: 3 задачи решены верно полностью

Отметка «2»: 2 и менее задач решены верно

Практическая работа № 14.

Составление искового заявления о восстановлении на работе.

Цель: способствовать формированию умения определять основания и  порядок прекращения трудового договора по инициативе работодателя, а также отработать умения по составлению искового заявления в суд о восстановлении на работе.

Средства обучения:

1.  Трудовой кодекс РФ.

2. Образец искового заявления о восстановлении на работе.

Осваиваемые умения:

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

Основной теоретический материал:

Прекращение трудового договора по инициативе работодателя:

Основания:

1. ликвидация организации. Условия: - предупреждение за 2 месяца

2. сокращение численности или штата. Условия:  предупреждение за 2 месяца; предложение другой работы; сообщение профсоюзу за 2 месяца.

3. Несоответствие работника занимаемой должности.

Условия: - подтверждение      аттестацией

                          - предложение другой работы

4. Смена собственника имущества организации (для руководителей, его замов и главного бухгалтера)

5. Неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Данное основание действует в течение года. Неоднократно – 2 и более раза.

6. Однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, а также более четырех часов подряд)

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны

г) совершения по месту работы хищения. Условия: - вина установлена судом или административным органом

д) нарушения работником требований по охране труда. Условия: - нарушение установлено комиссией по охране труда

- особо тяжкие последствия

7. совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности. Условия: вина; корысть; утрата доверия со стороны работодателя

8. совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9. представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Ход работы:

Задание №1.

Грузчик Силкин был уволен с работы по подп. «б» п.6 ст.81 ТК РФ за появление на работе в нетрезвом состоянии. Не согласившись с увольнением, Силкин предъявил иск о восстановлении на работе. В суде Силкин пояснил, что действительно был обнаружен мастером на территории своего предприятия в подсобном помещении пьяным, но это было в его выходной день, а на работу он зашел поговорить с товарищами.

Пользуясь образцом (Приложение 3), напишите от имени Силкина исковое заявление в суд о восстановлении на работе.

  Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 15-16.

Определение правомерности действий работодателя в сфере оплаты труда.

 Цель: способствовать формированию  умения определять различные системы оплаты труда, а также правомерность или неправомерность действий (бездействий)  работодателя в сфере установления и выплаты заработной платы.

Средства обучения:

           1.  Трудовой кодекс РФ.

2.  Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

    Основной теоретический материал:

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

2 функции мрот:

1. минимальный предел оплаты труда работников

2. функция расчетной величины (например, при исчислении штрафов).

Тарифная система оплаты труда – совокупность нормативов, предназначенных для определения содержания заработной платы.

Элементы тарифной системы оплаты труда:

  1. тарифные ставки (оклады) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение руда определенной сложности в единицу времени
  2. тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов, оределяемых с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифная сетка имеет форму таблицы. Единая тарифная сетка имеет 18 разрядов.

  1. тарифные коэффициенты – величина, которая показывает, во сколько раз тарифная ставка 2-го и последующих разрядов выше тарифной ставки 1-го разряда.

Система оплаты труда – соответствие между мерой труда и ерой соответствия за труд.

2 базовые системы оплаты труда:

1. повременная (работник получает зарплату в зависимости от проработанного им времени)

2. сдельная (работник получает зарплату в зависимости от количества произведенной продукции или совершенных трудовых операций).

Виды сдельной системы оплаты труда:

а) прямая сдельная ( сдельная расценка является постоянной вне зависимости от количества произведенной продукции)

б) сдельно-прогрессивная ( работа в пределах установленной нормы оплачивается по обычным расценкам, а сверх нормы – по повышенным)

в) косвенно-сдельная (применяется для вспомогательных работников, когда сдельные расценки будут зависеть от сдельных расценок основных работников).

г). аккордно-сдельная (сдельные расценки устанавливаются на весь комплекс работ).

Стимулирующие выплаты:

1. те, которые входят в систему оплаты труда и предусматриваются нормативными актами.

2.  премии, носящие одноразовый характер.

Формы заработной платы:

  1. денежная (в валюте РФ)
  2. натуральная

Гарантии выплаты заработной платы в натуральной форме:

- в соответствии с условиями коллективным или трудовым договором

- по заявлению работника

- не более 20% от общей суммы заработной платы.

Формы правовой охраны заработной платы:

  1. Запрещение дискриминации в сфере оплаты труда
  2. Ограничение удержаний из заработной платы.

Основания для удержания:

- на основании закона

- на основании решения суда

- по распоряжению работодателя.

При этом общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

  1. Обеспечение своевременности выплаты заработной платы:

- ст. 136 ТК – зарплата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в установленные сроки.

- При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

- Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке

- Заработная плата выплачивается непосредственно работнику

- В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы

- с 1999г. установлена уголовная ответственность руководителя организации за невыплату заработной платы свыше 2 месяцев (ст. 1451УК РФ).

Ход работы:

Задание №1.

Задача 1. В коллективный договор мебельного комбината были включены следующие условия:

  1. Выдавать один раз в год всем работникам, имеющим детей-школьников, безвозмездную ссуду в размере 3 тысячи рублей за счет прибыли организации.
  2. Выплачивать заработную плату работникам один раз месяц не позднее 5 числа месяца, следующего за проработанным.
  3. Нарушителям трудовой дисциплины производить выплату заработной платы на 5 дней позже остальных работников.
  4. Не оплачивать больничных листов «курильщикам».

Оцените правомерность указанных положений коллективного договора.

Задача 2. Директор филиала акционерного общества, не пользующийся правом приема и увольнения работников, принял на работу кассира Сосновскую без подписания трудового договора и оформления приказа о приеме на работу. Президент акционерного общества, узнав об этом, возражал против приема на работу Сосновской, так как она является падчерицей бухгалтера филиала, в который она была принята, а также у руководства акционерного общества уже имеется кандидатура работника на эту должность.
На основании того, что прием на работу Сосновской не был надлежащим образом оформлен, директору филиала акционерного общества было предложено немедленно освободить ее от обязанностей кассира без всякой оплаты за работу в течение двух недель.
Вправе ли Сосновская претендовать на получение заработной платы за фактически проработанное время?

Задача 3. Жена рабочего Иванова обратилась к директору завода, где он работает, с просьбой оказать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор завода распорядился зарплату Иванова выдавать не ему, а его жене. Узнав об этом, Иванов обратился в комиссию по трудовым спорам с требованием отменить это распоряжение, так как на заводе работает он, а не его жена.

Как разрешить данный спор?

Задача 4. 5 октября Сидоров и Ковальчук обратились на швейную фабрику с просьбой принять их на работу. Приказ о приеме на работу обоих работников с 9 октября был издан 11 октября. Фактически Сидоров приступил к работе по просьбе мастера с 5 октября, а Ковальчук начал работать с 12 октября в связи с домашними обстоятельствами, о которых поставил в известность мастера.
С какого дня должна быть начислена заработная плата каждому из работников?

Задача 5.  Администрация Дальзавода, ссылаясь на отсутствие денежных средств, в течение шести месяцев несвоевременно выплачивала своим работникам заработную плату, а за последние три отработанных месяца вообще не выплатила заработную плату. Работники обратились в юридическую консультацию с просьбой разъяснить, каким образом и где они могут защитить свои нарушенные права.
Дайте ответ работникам.

 

Задание №2.

Определите конкретную систему оплаты труда.

  1. За выполнение нормы труда за смену (изготовление комплекта мебели) работнику установлена расценка 2000р.
  2. Работник в день вытачивает неограниченное число деталей, за каждую из которых ему устанавливается  расценка 200р.
  3. Работнику установлена тарифная ставка 7000р. за месяц
  4. Работник должен выточить в день 5 деталей, за каждую из которых ему устанавливается  расценка 200р. Работник выточил 6 деталей и получил 1300р.

 Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна-две существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 3 или более существенные ошибки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным обстоятельством, побудившим автора на разработку данного методического продукта,  - это переход на новую модель образования, а также значительно изменившееся в последнее время законодательство.

Применение данных методических рекомендаций в значительной степени способствует не только более эффективному выполнению студентами практических работ, но и изучению данной дисциплины в целом, активизации познавательной деятельности студентов, т.к. методические рекомендации основаны на действующем законодательстве и направлены на формирование компетенций студентов через выполнение компетентностных заданий как элементов современных образовательных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально- экономического профиля: учебник / А.И. Гомола, В.Е Кирилов, П.А. Жанин -  М.:  Издательский центр  «Академия», 2011.- 336 с.

Дополнительные источники:

1.Меньшов В.Л. Основы права: Учебник для СПО/ В.Л. Меньшов. - М.: ИД Форум- Инфра, 2008.

  1. Терещенко О.Н. Основы экономики: Учебник для учащихся учреждений НПО/ О.Н. Терещенко. -  М.: AСADEMIA, 2010. – 176 с.
  2. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Учебник для НПО и СПО/ Е.А. Певцова. - М.: ИЦ Академия, 2011. – 400 с.

Интернет – ресурсы:

http://socionet.ru/

«Соционет».

http://economicus.ru/ 

Информационно- образовательный проект Института «Экономическая школа» Economicus.ru.

http://economicus.edu.ru/

Образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».

www.constitution.ru/

«Конституция Российской Федерации».

www.spros.ru/ 

Сайт журнала Международной конфедерации обществ потребителей «Спрос».

http://asver.chat.ru/index.htm1

Бесплатная база данных по законодательству РФ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

В Арбитражный суд ___________
Адрес:_____________________
Истец: ___________________________
Адрес: __________________________
Ответчик: ________________________
Адрес: __________________________
Цена иска: _______________________

Исковое заявление

о взыскании денежных средств

 

"__"_______ ____ г. между _______________ (именуем__ далее "Истец") и ________________ (именуем__ далее "Ответчик") был заключен договор No. ____

В пункте ___ Договора сказано, что Ответчик обязуется _____________________________________________________________________________

Однако____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия №__от______.

Однако ______________________________________________________________________

На "__"________ ___ г. проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой начала работ Истца по Договору составили __________ рублей __ копеек.

Общая сумма задолженности Ответчика перед Истцом по своим обязательствам по Договору No. ____ от "___"____________ ____ г. составляет: оплата работы плюс проценты за пользование чужими денежными средствами на основании пункта 3 статьи 395 ГК РФ равна ____________ рублей __ коп.

В соответствии со ст.ст. 309, 310, 395, ГК РФ и ст.ст. 125, 126 АПК РФ,

ПРОШУ:

1. Взыскать с Ответчика сумму задолженности по оплате работы по договору No. ______ от "___"_______ ____ г. в размере ________ рубля __ копеек.

2. Взыскать с Ответчика сумму процентов за пользование чужими денежными средствами на основании пункта 3 статьи 395 ГК РФ в размере ___________ рубля __ копеек.

3. Взыскать с Ответчика уплаченную госпошлину___________ в размере ________ рублей __ копейки.

 

Приложения:

1. Документ, подтверждающий направление копии искового заявления Ответчику.

2. Документ об оплате госпошлины.

3. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами.

4. Копия Договора No. _________ от "__"__________ ____ г.

5. Копия графика производства работ

6. Копия претензии № ___от_______

7. Ответ на претензию № ___от_______

 

Генеральный директор

 

______________/_______________/                                          

"__"________ ____ г.

Приложение 2

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР №  ___

г.________________                                                                  «__» ______ 201_ г.

 _________________, в лице _______, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем “Работодатель”, с одной стороны, и _________ именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор на следующих условиях:

1. Общие положения

1.1. Работник принимается на работу__________________, по профессии (должности) __________________________ с «____»_____________20___г.  

1.2. Вид трудового договора: На неопределенный срок

 1.3. Срок испытания: Без испытательного срока

 1.4. Выполняемая по данному договору работа является основной работой

4. Характеристика условий труда

4.1.Компенсации и льготы за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях положены в размере_____

5. Режим труда и отдыха

 5.1. Режим рабочего времени: постоянный график работы

5.2. Начало работы ___, окончание работы ___, перерыв для отдыха и питания с ___ до __; Выходные дни:____________;

 5.3. Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск, в соответствии с графиком отпусков: основной продолжительностью ___28____ календарных дней; дополнительный продолжительностью___ календарных дней.

6. Социальное страхование

6.1. Условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника: все виды государственного социального страхования и иного страхования, предусмотренные коллективным договором.

7. Оплата труда

7.1. Условия оплаты труда работника размер оклада_____ ,надбавка за работу в районе Крайнего Севера_____.

8. Вступление трудового договора в силу

9.1. Настоящий трудовой договор составлен в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

9.2. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания,

9. Данные Сторон

РАБОТОДАТЕЛЬ:

__________________________

Адрес: ____________________

ИНН _____________________

р/с № _____________________

Телефон __________________

РАБОТНИК:

_______________________________

Паспорт________________________

Адрес: _________________________

Телефон________________________

Подпись________________________

Директор__________________

__________________________

Подпись___________________

                                    МП

Согласовано:

_______________________

________________     Подпись______________

Один экземпляр трудового договора получил на руки   Подпись_________  Дата______

Приложение 3

В ___________________________________ 
(наименование суда) 
_____________________________________ 
Истец: _______________________________ 
(ФИО) 
_____________________________________ 
(место жительства и регистрации) 
_____________________________________ 
Ответчик: ____________________________ 
(наименование) 
_____________________________________ 
(адрес) 
_____________________________________ 
Цена иска: ___________________________ 
(сумма в рублях) 

Исковое заявление 
о восстановлении на работе 
и возмещении материального ущерба, 
причиненного в результате 
незаконного лишения возможности трудиться

Истец работал _________________________________________________________________                                                                          (указать должность, выполняемую работу)

на__________________________(в) ______________________________________________ 

(наименование предприятия, организации, учреждения)

с «___» __________ _____ г. по «___» __________ _____ г. 
Приказом № ___________ от «___» __________ _____ г. Истец был освобожден от занимаемой должности в связи с________________________________________________

(основание прекращения трудового договора в соответствии с формулировкой приказа со ссылкой на соответствующую статью ТК)
«___» __________ _____ г. Истцу выдана на руки трудовая книжка и с этого дня он не работает. 
По мнению Истца, увольнение является ___________________________________________

                                                                                                                                (незаконным, необоснованным)

в связи с тем, что ______________________________________________________________ 
                                                  (мотивы со ссылками на законодательство, привести доказательства изложенного) 
Таким образом, по вине _________________________________________________________

                                                                                                    (наименование предприятия, организации, учреждения)

Истец был незаконно лишен возможности трудиться. 
Средний заработок Истца в период с «___» __________ _____ г. по «___» __________ __г. составлял ___________ (______________________________________________________) руб. 


             На основании изложенного, руководствуясь ст. 234, 391 ТК РФ, прошу: 
Признать увольнение Истца незаконным и восстановить его на работе в __________

_________________________________________________________________________
                                                        (наименование предприятия, организации, учреждения) 
Взыскать с Ответчика в пользу Истца средний заработок за все время незаконного лишения Истца возможности трудиться, т.е. за период с «___» __________ _____ г. по день восстановления на работе. 


Приложения: 
1. Копия приказа о приеме Истца на работу. 
2. Копия приказа об освобождении Истца от занимаемой должности. 
3. Трудовой договор. 
4. Справка о тарифной ставке (окладе) и среднем заработке Истца. 
5. Справка из бухгалтерии о начислении (неначислении) выплат в пользу Истца. 
6. Копия искового заявления для Ответчика. 

Дата подачи заявления: «____» __________ 20____ г. 


Подпись Истца 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»

Аннотация к методическим указаниям по выполнению практических работ по дисциплине «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» Название дисциплины«Экономические и правовые осно...

Методические указания для выполнения практических работ по ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Содержит материал теоретического и практического характера по подготовке  выпуску документов Межевого плана в бумажном и XML формате в программе CREDO КАДАСТР...

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплине ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности для профессии 36.01.03 Тренер – наездник лошадей

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности для профессии 36.01.03  Тренер – наездник лошадей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03  Экономические и правовые основы профессиональной деятельности  по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Методические рекомендации  общепрофессиональной  дисциплины    «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»  разработана на основе рабочей программы п...

Информатика. 1 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №62. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов в MS Publisher

Изучение информационной технологии создания компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов в MS Publisher...