Доклад на тему: "Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?"
опыты и эксперименты на тему

Сопот Оксана Николаевна

Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.

Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГИМНАЗИЯ №114

 

 ДОКЛАД

Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?

Работу выполнила учитель

русского языка и литературы

 Тимофеева Оксана Николаевна

         

г. Санкт- Петербург

2014г.

Эпиграф  «Вне диалога поколений неизбежно прерывание культурной традиции или, во всяком случае, перестройка исторической памяти, смена ценностных ориентиров»  / С. В. Федоров/

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.

Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.

Глава 1. Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения

Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов (например, неуважение к возрасту). Молодежь в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет особой роли. Из-за подобного разногласия между сторонами возникает напряжение, и они не могут добраться до самой сути проблемы, возникшей в их отношениях. Вместо этого список взаимных претензий и разногласий пополняется, а пути их разрешения не находятся. Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.

Есть несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение навязанному западному образу жизни, обществу массового потребления. Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.

Межпоколенный конфликт — часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы. Проблему взаимопонимания «отцов» и «детей» можно смело отнести к вечным проблемам, поэтому до тех пока будет существовать общество, будет существовать и данная проблема.

Глава 2. Конструктивная функция конфликта поколений


Конфликт между молодежью и старшим поколением является универсальной темой человеческой истории.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Непременным элементом любого развития является преемственность. Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающими наследие, и молодежью, которая его принимает, зависит судьба общества и государства. Как правило, бунтует молодежь. Но в современном российском обществе именно старшее поколение стало инициаторами глобальной ломки. Преемственность нарушена. Сегодня ожидания «детей» не сбываются, уже им приходится расхлебывать кашу, которую заварили старшие. Горькая уникальность нашей ситуации в том, что точек соприкосновения, общего языка, одного взгляда на историю не имеют несколько поколений: деды и отцы, деды и внуки.

Может быть предложено два выхода из конфликтной ситуации.

В первом случае – создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.

Второй выход из конфликта старшего поколения и молодежи состоит в духовно-нравственном воспитании, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода их него, не нарушающего его собственные интересы.

В отношениях поколений обязана присутствовать некая доля взаимности, без которых не может быть положительных отношений, не говоря уже о доверии и, тем более, любви.

Диалог поколений, который должен идти при нормальном течении жизни прежде всего через СМИ, в России практически прерван. Старшее поколение не разговаривает с молодежью, а молодежь ни о чем не спрашивает, а когда начинают говорить, то чаще не слышат друг друга. Открытого и честного диалога между поколениями нет. Необходимы меры, направленные на осознание обществом феномена разрыва.

Глава 3. Исследование культурных предпочтений и ориентаций учащихся.

 Целью исследования является:

  • отражение общественных настроений, социо-культурных увлечений и приоритетов учащихся
  • выявление диалогических и познавательных возможностей мониторинга
  • оценка реальных ценностных  установок учащихся.
  • выявление доминанты социо-культурных ориентаций современных школьников и определение степени чувствительности молодежи к культурным традициям страны и человечества.

Объектом исследования являются  культурные предпочтения и ориентации учителей и учащихся, диалог поколений: учитель-ученик.

3.1. Диалог поколений.

«Вне диалога поколений неизбежно прерывание культурной традиции или, во всяком случае, перестройка исторической памяти, смена ценностных ориентиров»

С. В. Федоров

        Одной из проблем педагогики является «налаживание» диалога поколений. Социальный и культурный опыт современной молодежи отличается от опыта старшего поколения. Это влечет к разрыву связей между «отцами и детьми», к непониманию и нежеланию общаться. Язык модных молодежных телепередач, слэнг SMS-сообщений кажется нам малопонятным.

        Целью данной работы считаю (на основе мониторингового исследования) выявление социо-культурных приоритетов школьников и учителей, нахождение общего знаменателя, касающегося исторической памяти, ценностных ориентиров разных поколений.

        Для нас сегодня совершенно небезразлично, чьи имена «запишет» новое поколение «на скрижалях истории».

        «Сколько бы нация за свою историю ни породила героев, сколько бы ни совершила подвигов, - это всегда считанные события. Они наперечет именно потому, что имеют символическое значение: ведь символов не может быть много, как не может быть много гениев и нравственных заповедей. Иначе они обесценятся… » /Панченко А.М. «О русской истории и культуре» СПб, 2000- с.260.

        Действительно, есть имена, которым народ ставит памятники, передавая эстафету памяти следующим поколениям.

        К примеру, А.С.Пушкин – воплощение русского художнического гения, Петр I- государственного, Сергий Радонежский -  духовного, М.Ломоносов – научного, А. Суворов – полководческого и т.д.

        Каждая историко-культурная эпоха, по мнению С.В. Федорова, также порождает свои имена – символы. Так, например, мало кто сомневается, что Леонардо да Винчи - наилучшее выражение идеи человека – гуманиста эпохи Возрождения; В.И.Ленин и И.В.Сталин всегда будут ассоциироваться с советским периодом нашей истории;  Наполеон для французов навсегда стал великим императором и гордостью нации. Аналогично можно сказать о Ньютоне, Энштейне и многих других деятелях государственности, науки и культуры.

        Таким образом, имена символы, имена-идеи – неотъемлемая часть культуры каждого народа, каждой эпохи и человечества в целом.

        Культура, по определению Ю.М.Лотмана, представляет собой «наследственную память коллектива». Следовательно, имена-символы, сигнализирующие потомкам, кем и чем дорожили их предки, обеспечивают преемственность традиций, и особая миссия в этом смысле лежит на школе и всей  системе школьного образования.

Приходя в этот мир, человек застает уже существующую в обществе

совокупность материальных и духовных ценностей. Чтобы он мог пользоваться ими и умножать их, общество соответственно "окультуривает" его - в итоге формируется индивидуальная культура человека. В этом процессе большую роль играет образование, его человекообразующие функции, особенно"культуросозидательная", обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Необходимо способствовать обретению школьником личностного нравственного опыта, становлению жизненного самоопределения.

Цивилизация, бесспорно, прогрессирует, пытаясь найти и постепенно находя свой собственный смысл в огромном историческом, культурном опыте и знаниях.

Настоящий период развития общества квалифицируют как «век скоростей», «век интеграции», «век информации».

Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого «образование должно заложить в него механизм культурной идентификации, то есть установление подобия между собой и своим народом».

Необходимо привить ребёнку осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации на социально-культурные идеалы и возможности их реализации во взрослой жизни.

3.2.Практическая  работa  по  исследованию   (мониторинг)   культурных предпочтений и ориентаций учащихся.

        В настоящей работе представлено в виде таблиц №№1,2,3 изучение- исследование социо-культурных предпочтений ученика и учителя, направленное на выявление взаимодействия и взаимопонимания ребенка и педагога.  

           Формирование культурной памяти школьников – процесс сложный и многоаспектный. Начинать его надо с исследования (мониторинга) наличного уровня развития историко-культурных представлений учащихся.

        Поэтому считаю важным моментом в формировании культурной памяти школьников – первоначальное мониторинговое исследование, позволяющее понять общую ориентированность учащихся в области истории и культуры.

         Тестирование на тему: «Исследование культурных предпочтений и ориентаций учащихся» было предложено и ведущим преподавателям-предметникам гимназии №114 г. Санкт-Петербурга. Мониторинг  позволил выявить определенные проблемы в развитии школьников и помог преподавателям скорректировать методическую работу с ними, определить направления работы и ориентиры на следующий учебный год.

        Участие  в статистическом эксперименте было предложено учащимся 8-го, 9-го и 10-го классам гимназии. Выявление социо-культурных предпочтений гимназистов проходило на основе определения актуальных для них имен-символов, определяющих  «вектор их самоиндентификации».

C этой целью была проведена следующая работа:

Гимназисты и преподаватели анонимно отвечали на вопрос: «Кого Вы лично считаете выдающимися людьми всех времен и народов и оцениваете  положительно?»

 Впоследствии опрашиваемые заполняли таблицу (см. таблицу № 8.1.) , состоящую из 3-х граф. В первую были занесены 10 имён выдающихся деятелей; во вторую - 3 имени из 10-ти названных в первой графе; в третью – одно имя из 3-ёх названных во второй графе. При этом респонденты должны были по возможности односложно сформулировать мотивацию выбора имени.

                                          Таблица №1.  (пример заполнения)   

10 имен

3  имени

1 имя

НАПОЛЕОН

Путин

Путин

ЛЕНИН

Ленин

АРИСТОТЕЛЬ

Моцарт

СУВОРОВ

ЖУКОВ

ПЕТР I

БАХ

МОЦАРТ

ЧАЙКОВСКИЙ

ПУТИН

         

Справочно: «Выбор 10-ти имен свидетельствует об общих ориентациях учащихся в истории и культуре, так как за каждым именем стоит та или иная социо-культурная сфера: наука, искусство, политическая история, военная история, религиозная традиция.         Три имени определяют вектор этих ориентаций, а одно имя-доминанту». /С. В. Федоров/

 На основании общих статистических данных можно судить о следующем:

  • если в списочном составе имен доминируют деятели прошлого, это свидетельствует об осознании исторической преемственности  и культуры;
  • если – так называемые кумиры современности, можно говорить об ограничении культурного кругозора, т.е. опрашиваемые живут исключительно днем сегодняшним и ориентацией на повседневность, а не на традицию общества, особенно, если в списке

будут доминировать персонажи молодежной и массовой субкультуры;

  • если – представители отечественной истории  и культуры, можно утверждать, что учащиеся имеют патриотические настроения;
  • если – представители других стран и народов, можно говорить, о размывании национальной идентичности.

 3.3. Выводы  по  исследованию   (мониторингу)  социо-культурных предпочтений и ориентаций учителей и учащихся.

 

        Проведенное исследование среди учителей показало, что доминирующим деятелем истории оказался Петр I (одна личность и множество значимых реформ в самых разнообразных сферах). Многие респонденты  назвали имя А.С. Пушкина. Назывались имена Чайковского, Моцарта, Жукова, Репина, Флеминга, Ленина, Бутлерова. Учителя в своих

ответах отметили людей, заложивших основу мировоззрения. Это Аристотель, Леонардо да Винчи, Дэн  Сяопин.

 Преподаватели отметили, что Петр I, Ломоносов и  Пушкин внесли огромный вклад в развитие цивилизации. По одному разу были названы имена:  Ван Гога, Рентгена, Сахарова, Суворова, Дмитрия Донского, Александра Невского, Гагарина и Александра II.   Исходя  из этого, сделаем выводы о том, что в ответах учителей доминируют деятели прошлого, в основном представители отечественной истории и культуры. Кроме того, почти все опрашиваемые  сформулировали оценочную мотивацию выбора имени.

Итак, в результате нашего исследования получены следующие результаты (см. таб. №2):

  • среди преподавателей:

Таблица №.2

10 имен

3 имени

1 имя

Петр I

6 человек

Петр I

12 человек

Петр I

6 человек

Пушкин

4 человека

Пушкин

7 человек

Ломоносов

2 человека

Ломоносов

5 человек

Суворов

2 человека

Дэн Сяопин

2 человека

Моцарт

2 человека

Л. да Винчи

2 человека

Аристотель

2 человека

Дм.Донской

1 человек

Чайковский

1 человек

  • среди гимназистов:

Тестировались учащиеся 8, 9 и 10-го классов (см. таб.№№3,4,5)

Таблица №3 (8 класс)

10 имен

3 имени

1 имя

Шекспир

8 человек

Шекспир

12 человек

Шекспир

8 человек

Путин

4 человека

Путин

4 человека

Пушкин

2 человека

Пушкин

2 человека

Булгаков

2 человека

В.Цой

2 человека

Дж.Депп

2 человека

А. Миронов

2 человека

Ван Дам

2 человека

Джеки Чан

1 человек

Дж.Леннон

1 человек

Таблица №3 (9 класс)

10 имен

3 имени

1 имя

В.Цой

7 человек

В.Цой

7 человек

В.Цой

7 человек

Высоцкий

5 человека

Высоцкий

5 человека

Петр I

2 человека

Петр I

2 человека

А.Невский

2 человека

Ленин

2 человека

Пушкин

2 человека

Лермонтов

2 человека

Гоголь

2 человека

Грибоедов

1 человек

Цицерон

1 человек

Таблица №3 (10 класс)

10 имен

3 имени

1 имя

Ломоносов

6 человек

Ломоносов

6 человек

Ломоносов

6 человек

Айвазовский

3 человека

Айвазовский

3 человека

Шевчук

2 человека

Шевчук

2 человека

В.Цой

2 человека

Дж.Депп

2 человека

Р. Дэйвис

2 человека

Чехов

2 человека

Лесков

2 человека

Толстой

1 человек

Достоевский

1 человек

Анализируя ответы учащихся, можно сделать выводы о том,  что из “литературных” и “исторических” кумиров в каждой параллели доминируют те имена, которые изучались по школьной программе соответственно в 8-ом, 9-ом и 10-ом классе.

Несмотря на то что при опросе учащихся лидирующие позиции занимают деятели культуры и истории, общие ориентиры старшеклассников связаны с «кумирами современности». И лишь немногие школьники отдают предпочтение художникам и композиторам.

 Глубокие знания учащиеся  продемонстрировали,  отвечая  на вопросы об актерах кино. Восьмиклассники назвали в числе любимых таких актеров, как Дж. Чан, Ж.-К. Ван Дам, Брюс Ли, С. Сталлоне, Б. Уиллис, Дж. Стэтхэм, Дж. Депп, Б. Пит, Э. Мэрфи, Ф. Бондарчук, Г. Куценко, Д. Нагиев, М. Пореченков. Из любимых актрис были названы А. Джоли, С. Балок, Л. Лохан, Э. Уотсон, У. Турман, Н. Гришаева, А. Заворотнюк, К. Орбакайте, Л. Боярская.

Старшим подросткам нравятся такие же актеры и актрисы, а, кроме того - еще Дж. Клуни, А. Шварценеггер, В. Дизель, Ж. Рено, Р. Патинсон, Дж. Кэрри, Дж. Ли, А. Носик, А. Головин, Д. Дюжев, А. Ковальчук, С.Д. Паркер, Дж. Робертс, Н. Портман.

Мы видим, что старшие подростки лучше знают актёров кино, чем

режиссёров. Это говорит о том, что они больше ориентируются на актёрский звёздный состав, чем на мастерство режиссера и его замысел. Большинство ребят увлечены миром экранной прозы, а не картинами психологического и этико-метафорического плана, что уже должно быть присуще их возрасту.

Итак, при выявлении уровня социо-культурных предпочтений учащихся мы пришли к выводу, что подростки часто не могут мотивировать выбор имени и дать оценку какой- либо исторической эпохи, в отличие от педагогов.

Несмотря на это, хочется отметить, что многие школьники хорошо усвоили гимназическую программу и легко ориентируются в социо-культурном пространстве. Следовательно, диалог поколений состоялся.

Глава 4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа.

  • Цель культуры - формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры.

  • В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные мотивы конкретных действий, поступков.

  • В процессе многоаспектного взаимодействия человека с культурными ценностями текст культуры как бы заново творится воспринимающим субъектом. Ориентированные на исторические традиции социализация, воспитание, образование, развитие творческого потенциала человека на основе взаимодействия с культурными ценностями в современных условиях представляются важнейшими инструментами формирования целостного миропонимания индивида и трансляции устойчивых во времени смыслов.

  • В последнее время отмечаются следующие тенденции социо-культурных предпочтений учащихся: массовизация вкусов ,снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение.

Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности приобретает черты необратимости и оправданности. Традиционные ценности милосердия, бескорыстия не поощряются экономическими условиями и фактически блокируются жестким прагматическим отношением к жизни, лишенной прежних запретов и условностей. Ситуация «конфликта поколений», обозначила существенные трудности в усвоении системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре. Противоречия между новыми требованиями к личности и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей также  затрудняет социальную адаптацию человека и особенно  молодежи.

Социально-экономическая модернизация России сопровождается серьезными деформациями в сфере ценностных ориентации в целом. Критерием адекватности социологических концепций ценностных ориентации становятся структуры социо-культурного пространства разных социальных групп, в том числе и групп молодежи.

Негативные и позитивные тенденции современной России- такие, как неудовлетворенность уровнем образования и профессиональной подготовки, усиление асоциального поведения в молодежной среде на фоне толерантности, потеря мировоззренческих ориентиров и поиск их компенсации, отчуждение молодежи от ценностных предпочтений старшего поколения и недоверие к идеологии в целом,- бросают вызов существующим концептуальным представлениям о формировании ценностных предпочтений в молодежной среде, технологиям управления в области молодежной политики.

Что же утрачивается в современном мире? На сегодняшний момент существует несколько факторов, из-за которых молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение западному образу жизни. Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.

Проводимые в современной России реформы и дестабилизация в стране, заставляют человека выживать в современных условиях, что развивает в сознании молодежи отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодое поколение часто не имеет четкого мнения о жизни старшего поколения и порой драматизирует их социальное положение. В общественном сознании укрепляется отношение к пожилым людям как к лишней категории населения. Совершается трансформация отношения молодого поколения к старшему в направленности от традиционно почтительного к несвойственному ранее осуждающему, отвергающему. Поэтому особенность конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в: обесценивание старости в глазах молодежи; поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных; вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни; молодежь не приемлет ценности и образ жизни своих родителей; увеличение социокультурной дистанции между молодежью и старшим поколением.

В России случился резкий культурный скачок, приведший к определенной социальной изоляции старых людей, к потере статуса и уважения. Существующие сегодня тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодежи и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.

Именно в конфликте между молодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредить разрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми и деятельностными нишами взаимодействия поколений.

В качестве одного из выходов из данного конфликта может быть предложено создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.

Библиографический список

1. Фёдоров С.В. Программа статистического эксперимента по выявлению социо-культурнных ориентаций учащихся, 2007.

2. Гончаренко В.М. Мониторинг развития профессионально-педагогической компетентности педагогов общеобразовательной школы. Автореферат.

Екатеринбург. 2002.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:

Просвещение, 1995.

4. Коренева Г. Кто они – наше будущее? // Аргументы и факты. – 2003. – №29. – С.12.

5. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.

6. Панченко А.М. О топике культуры. // Панченко А.М. О русской истории и культуре. — СПб., 2000. — С. 260.

7. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т.т., т. 3. — Таллинн, 1989. — С. 151.

05.11.2014                                                                                                                                   Тимофеева О.Н.                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проблемы нравственного воспитания учащихся"

Доклад освещает проблемы нравственного воспитания учащихся системы среднего профессионального образования. В работе содержится теоретическая часть, предлагаются основные формы нравственного воспитания...

"Связь между поколениями"

Связь между поколениями....

Доклад на тему "Проблемы семейного воспитания".

Доклад может служить  пособием для родителей....

Доклад на тему: "Проблемы эффективного использования современного лабораторного и мультимедийного оборудования в учебном процессе"

Широкое использование информационно - коммуникативных технологий- требование времени.Уроки с использованием ИКТ хорошо сочетаются с традиционными педагогическими приемами.Использование возможностей ИК...

Модель проведения урока «Связь между физическими характеристиками звезд»

Методика обучения основам астрономии с использованием диска «Мультимедиа-библиотека по астрономии»...

Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих

Презентация «Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» подготовлена для выступления на ...

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ  Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...