Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"
план-конспект занятия на тему

Булыжникова Нина Валериевна

Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различных настроениях, эмоциях (например: настроение, похожее на салют, спокойное настроение и серое и т.д.). Вместе с детьми вспоминает те или иные ситуации, когда бывает это настроение.В ходе занятия у учеников развивается умение распознавать по мимике различные эмоциональные состояния. В конце занятия происходит обсуждение значимости понимания своих эмоций и влияние их на другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._statya_psikhologa_bulyzhnikovoy_n.v.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие психолога с младшими школьниками.

Психолог Вилинской СОШ №1

Бахчисарайский район  Республика Крым

Булыжникова Н.В.

Тема: «Эмоции, чувства, настроения»

Цели:

- познакомить младших школьников с понятиями «эмоция», «чувство», «настроение»;

- создание условий для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения;

- формирование операциональных компонентов невербального общения.

Этап I. Установление контакта. Введение в групповой процесс.

  1.   Игра «Комплимент без слов»

Дети стоят по кругу парами, берутся за руки, смотрят партнеру в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

  1. Игра «Возьми и передай»

Дети сидят на стульях  и передают друг другу воображаемые предметы. Например: тяжелый чемодан, горячую картошку, пушистого котенка и др.

Затем психолог спрашивает, что чувствовал каждый участник во время игр, побуждает детей к высказываниям типа: я чувствовал…, мне было приятно, когда…

Этап II. Основное содержание занятия.

Психолог сообщает тему занятия и рассказывает о различных настроениях, эмоциях (например: настроение, похожее на салют, спокойное настроение и серое и т.д.). Вместе с детьми вспоминает те или иные ситуации, когда бывает это настроение. Затем дети изображают на асфальте (на листах ватмана или для рисования) 2-3 ситуации, когда у них было радостное, спокойное  настроение, а когда грустное.

- Итак, ребята давайте определим, что же означает слово «настроение». Настроение – это общее состояние переживаний человека. Когда нам весело – мы смеемся или улыбаемся, когда нам грустно – мы можем даже расплакаться, и нам совсем не хочется веселиться. В разное время мы можем ощущать различные настроения в зависимости от окружающих нас людей, ситуаций и тогда мы часто говорим: я чувствую…, мне нравится… В этих случаях мы говорим о наших чувствах. А что же такое чувство? – правильно, это способность ощущать, воспринимать что-то или кого-то. Что же происходит с нашим лицом, когда у нас веселое настроение и мы чувствуем радость? – конечно, у нас появляется улыбка и глаза радостно блестят. Такое состояние, чувство, которое может переживать человек называется эмоция. Какие эмоции вы знаете? (дети перечисляют эмоции)

Развитие умений распознавать по мимике различные эмоциональные состояния. Обсуждаются вопросы:

  • можно ли повлиять на настроение изменением эмоции;
  • что такое мимика, жесты; зачем мы их используем в повседневной жизни;
  • зачем нам надо уметь их распознавать и т.д.

  1. Психотехническое упражнение «Моделирование выражения эмоций»

Для данного упражнения используются наборы карточек – пиктограмм, которые разрезаны по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю часть. Карточки перемешиваются, и дети получают задание вновь собирать их. Каждый ребенок берет половину шаблона и ищет свою пару для восстановления целой программы. Когда игра завершена и все верно выполнено, дети рассказывают, как они нашли «друг друга»  и вместе с ведущим обсуждают то, какие преимущества получают люди, знающие и понимающие выражение лица другого человека.

  1. Идентификация эмоциональных состояний.

После обсуждения значимости понимания эмоций другого человека, психолог предлагает детям новую загадку: «Сейчас вы получите картинки, где изображены животные с различными эмоциями. Одни из них радостные, другие грустные, третьи печальные или сердитые. Вы должны придумать, что же произошло, и почему животные испытывают те или иные эмоции».

  1. Этюд  «Утро ученика» 

Ребенок должен показать при помощи жестов, мимики все действия, которые он делает дома с момента пробуждения до выхода из дома в школу. По мере выполнения ребенком задания, психолог делает акцент на правильном и последовательном  воспроизведении всех событий до мелочей, к примеру: закрыть кран, выдавить зубную пасту на щетку и т.п. (Примечание: психолог должен следить, чтобы выполнение действий происходило в веселой форме. Можно в выполнение этюда включить не одного ребенка, а нескольких). 

  1. Обсуждение

Психолог делает акцент на то, что настроение в течение небольшого времени может меняться, так например: проснувшись не у всех есть желание вставать и идти чистить зубы, а также то, что твое «кислое» настроение может обидеть тех, кто заботиться о тебе (маму, папу).

Обсуждение значимости понимания своих эмоций и влияние их на другого человека.

  1. Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»

Психолог. В природе есть солнце. Оно светит и всех любит, и греет.  Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направим к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром -  звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце. Оно несет тепло всем, всем (руки в стороны). Постарайтесь это ощущение в себе запомнить, а когда станет грустно, постарайтесь его восстановить в памяти,  и вам опять станет хорошо как сейчас.

Этап III. Рефлексия группового опыта.

Беседа. Психолог побуждает детей поделиться впечатлениями о содержании занятия. Обсуждаются различные фрагменты. Дети делятся своими переживаниями.

Подводится главный итог занятия: мы сами можем влиять на свое настроение и можем помочь другим.

Литература:

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – М.,1997
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика –М., 1990
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М., 2001
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я – М.: Генезис, 2006
  5.  Чистякова М.И. Психодиагностика – М.., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конспект физкультурного занятия для детей младшего докольного возраста

Примерный конспект можно использовать в качестве образца написания конспекта физкультурного занятия для студентов педагогического колледжа при изучении МДК 01.02...

Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии

В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...

Конспект занятия в первой младшей группе "Керпекәй"

Бурычлар: 1. Рәсем ясарга теләк тәрбияләү. Кыргый хайваннарга карата кайгыртучанлык тәрбияләү.2.Балаларның тыңлый белү осталыгын үстерү. Балаларның кабул итү сәләтен, игътибарын үстерү. Төсләр турында...

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

laquo;Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольномуучреждению»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Психология общения с клиентом в салоне красоты. Психологические типы клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Вторая младшая группа

laquo;Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Вторая младшая группа...

ПРОГРАММА тренинговых занятий "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Тренинг «Психология личности и профессиональное самоопределение» предназначен для обучающихся 1 курса, для которых вопросы личного и профессионального становления являются наиболее актуаль...